Среда 24.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Состоялась премьера спектакля «Земля Эльзы»

10. 09. 2021 72

photo_202ЦЙК

3 сентября на сцене Московского драматического театра на Перовской состоялась премьера невероятного спектакля, который трогает душу, волнует сердце и покоряет сознание своим смыслом — «Земля Эльзы». Нам посчастливилось посетить премьеру и проникнуться каждым поворотом сюжета.

 

Погружение в спектакль начинается сразу, как только переступаешь порог зала,— на сцене уже находятся четыре актрисы в черных платках, которые покрывают их головы и лица, и действие постепенно разворачивается. Декорации представляют собой передвижные окна с резными наличниками, которые создают уютную атмосферу деревенских домиков. Во многих эпизодах, особенно исходя из темы и накала диалогов, для меня они были символом защиты, гармонии, спокойствия — «мой дом — моя крепость». Спектакль повествует о нелегкой судьбе главной героини Эльзы. Она — ребенок войны, прожила свою жизнь без любимого мужчины, хоть и была замужем, но брак не подарил ей любви, опоры и поддержки. В одном из эпизодов Эльза вскользь и как будто в тумане рассказывает больную историю своего замужества, от которой мурашки бегут по коже.

 

И вот уже в пожилом возрасте она получает шанс на счастье, но воспользоваться им тоже оказалось не просто. Встретив свою любовь в лице Василия Игнатьевича, Эльза расцветает, но сталкивается с непониманием, лицемерием, осуждением — как со стороны соседок, так и дочери. Такое презрение общества, в первую очередь, связано с тем, что судьбоносное знакомство происходит практически сразу после смерти ее мужа. Здесь поднимается нелегкий вопрос стереотипов и штампов в мышлении общества через реплики «Они будут что-нибудь говорить». Эгоистичная дочь Ольга манипулирует мамой, защищает отца, не зная подробностей их брака. Для нее он — любящий папа, она помнит его добрым, заботливым по отношению к себе, а для Эльзы он — тиран, который сломал ей жизнь. Любопытные соседки называют ее «легкодоступной», а когда она вдруг снова слышит в свой адрес оскорбление «фашистка» (оно засело у нее в голове из далекого прошлого), для нее меняется все. Она несколько раз повторяет, что «почти не жила» и «думала, что все наступит потом».

 

photo_КГШУЫК6Ш

 

Несмотря на возраст, Эльза, окрыленная чувством счастья и «бабочками в животе», восполняет все те пробелы, которые тянутся из молодости. Она так хочет и в итоге покупает роскошные туфли на каблуке, в то время как соседки навязывают ей валенки, ссылаясь на актуальность этой обуви для их преклонных лет. И только Марина, молодая продавщица из местного магазина, восхищается Эльзой как женщиной. Кстати, здесь прослеживается ассоциативная параллель — Марина тоже носит туфли на каблуке, но ей «можно по возрасту», а Эльзе в ее годы якобы «положено» носить те самые валенки.

 

Первый поцелуй главной героини тоже случается только сейчас — он показан настолько трогательно и мило, даже по-детски наивно. Эльза испытывает и проживает абсолютно новые для себя ощущения. Получив предложение руки и сердца от Василия Игнатьевича, героиня молодеет душой, она улыбается и светится. А как потрясающе она выглядит в финальных сценах в розовом платьев, шляпке и с сумочкой, на которые она сменила свои неприметные обыденные одежды!

 

photo_20цунЙЦ

 

В диалогах Эльзы и Василия Игнатьевича много отсылок к ценностям и восприятию мира, жизни. В одном из них встает интересный вопрос: что важнее и дороже — квартира или путешествия с любимым человеком и впечатления от них. Казалось бы, вот он счастливый финал для героини, на долю которой выпало столь тягостное бремя. Но Ольга никак не может смириться с решением мамы выйти замуж, и под ее многочисленными манипуляциями и колоссальным давлением Эльза отказывается от своего счастья, жертвуя собой ради дочери. Сын Василия Игнатьевича со своей женой тоже против их брака, и вместе они пытаются не допустить свадьбы. Но когда Эльза приходит к возлюбленному сообщить о своем отказе, он рассказывает ей трогательную историю, после которой она все-таки не отступает от ранее принятого решения.

 

Однако и здесь героев ждет испытание — в череде последующих событий Василию Игнатьевичу становится плохо с сердцем, он попадает в больницу, затем лечится в санатории, в котором по счастливой случайности подрабатывает Марина. Она помогает Эльзе передать проникновенное письмо для него, в котором для зрителя есть и отсылка к названию спектакля: «Я поняла, что моя земля больше всех земель на свете взятых».По сюжету спектакля героини исполняют несколько песен, и их пение завораживает. Чарующие тембры и голоса окутывают душевностью, самобытностью, духом деревень русских и любовью живущих в них наших бабушек и дедушек, отчего по телу разливается приятное тепло. Ближе к финалу второго акта одна из соседок сменяет лицемерие и осуждение на сочувствие и на фоне горестных событий заставляет Эльзу через песню «Рябинушка» выплеснуть всю накопившуюся боль и страдания, в некотором роде исповедаться и очиститься. Насколько проникновенный момент.

 

photo_2уейцуе

 

К сожалению, жестокая реальность не дарит героям и зрителям счастливый конец истории в привычном его понимании — Василий Игнатьевич умирает. Эту новость Эльзе сообщает дочь и слезно просит прощение за все. Однако финальный диалог по телефону главных героев, в котором много отсылок к их ранним разговорам, и заключительный потрясающий вальс настолько исполнены доброты и теплоты, что вызывают самые искренние эмоции и впечатления от всей постановки. Браво актерам, режиссеру и всей постановочной команде.

 

 

После спектакля мы пообщались о его создании с режиссером Вит Когутом.

— Вит, премьера «Земля Эльзы» — ваш дебют в Москве в качестве режиссера большого полноценного спектакля. Где еще у вас были постановки и как выбирали произведение для данной работы?

— До этого я ставил детскую сказку в Москве, и в регионах были постановки —в Нижнем Новгороде, Ташкенте, Воронеже, и в «Русском театре» в Эстонии, в Таллине. Мой выпускной спектакль в ГИТИСе мы тоже делали в Москве, а также я принимал участие в различных театральных мероприятиях. Произведение для премьерной работы в Театре на Перовской подбирали вместе с художественным руководителем Гульнарой Галавинской и в ходе обсуждений остановились на пьесе Ярославы Пулинович — с ней лично и ее творчеством хорошо знаком с института. Мне нравится, что она умеет писать для разных зрителей и отлично попадает в нужную тему. Хотя изначально выбор пал на другое произведение, и даже начинали уже здесь репетировать со Светланой Петровной Варецкой-Загородней, но у нас не получилось его сделать по не зависящим от нас причинам.

 

— Долго ли работали над постановкой?

— На самом деле спектакль получился очень быстрый — чуть больше месяца его готовили. Первый этап пришелся на середину мая этого года — буквально за четыре недели сделали первую черновую сборку без декораций и костюмов. Затем ушли в отпуск, вернулись 17 августа, а уже 3 сентября состоялась премьера. Мне кажется, благодаря той энергии и желанию, с которыми мы подошли к работе над спектаклем, нам удалось вот так стремительно сделать полноценную двухактовую постановку на два с половиной часа.

 

— За такой короткий срок поставить столь невероятно душевный, глубокий спектакль — это просто потрясающе! И его длительность абсолютно не ощущается — смотрится на одном дыхании! А какой основной посыл вы, как режиссер, хотели донести до зрителя?

— Он формируется всегда в ходе репетиций. В этот период я начинаю понимать, какой посыл мы можем создать именно с этими артистами в данном театре с конкретным материалом. И в этой постановке формулировка очень простая — это спектакль для моей мамы.

 

— Как это трогательно! То есть можно сказать, что это спектакль о преемственности поколений и любви во всех ее проявлениях и возрастах?

— Да, именно о любви, как универсальной вещи, которая одних делает старше, а других, наоборот, моложе. Она все примеряет.

 

photo_20у4нйц

 

Исполнительница главной роли Эльзы Светлана Варецкая-Загородняя рассказала нам о работе над образом своей героини и впечатлениях от премьеры.

— Светлана Петровна, в первую очередь хотелось бы поздравить вас с прошедшим юбилеем (6 марта 2021 г. Заслуженной артистке Украинской ССР исполнилось 70 лет). Так совпало, что юбилейный 35-й сезон в Театре на Перовской начался спектаклем, приуроченным и к вашему юбилею. Какие у вас впечатления от работы в этой постановке?

— За основу взят хороший материал. У нас молодой режиссер — Вит Когут, который тонко чувствует артиста. Это очень важно. Он не грузит артиста, а «обманывает» его — кажется, что это я все придумала в своей роли, а на самом деле он (смеется). Действительно, это спектакль для моих бабушек и мамы, которых, к сожалению, уже нет. И, конечно, о любви — о том, что она вечная, держит землю, весь мир, и это чувство для любых возрастов. Постановка обращает внимание и напоминает зрителю, что нужно жить здесь и сейчас, ценить, любить, благодарить, дорожить.

 

— В чем заключается основная жизненная философия вашей героини? Как вы работали над ее образом?

— Так сложилась ее судьба, что она прожила жизнь без главной любви. Она любила другое — своего ребенка, эту землю, овощи, которые выращивала. Если бы у нее был иной характер, она могла бы избежать или выйти из той ситуации, в которой оказалась. Тогда все пошло бы по-другому, но это не означает, что было бы лучше. Она достойно выносила тяготы жизни, терпела, даже о своем покойном муже отзывается уважительно и винит во всем произошедшем себя. Но даже в таком ужасном положении и в ее возрасте есть звездочки, солнышко, любовь, счастье и, как говорит сама Эльза: «Поздно решилась на розовое платье».

 

— Были ли какие-то трудности в работе над образом Эльзы?

— Они всегда есть. Мы с режиссером нащупывали характер Эльзы, опираясь на ее происхождение (она все-таки немка), чтобы через внутреннее мироощущение прийти к внешнему — эмоциям, реакциям, жестам. А характер-то у Эльзы оказался боевой, стойкий, смелый. За такой небольшой период она совершила столько поступков, сколько не смогла совершить за всю свою жизнь. А в итоге Вит мне сказал: «Больше улыбайся». В этой роли мне, как актрисе, есть к чему стремиться и куда расти. Здесь переплелись разные мои личные предпочтения и пожелания тем, которые я бы хотела охватить — как букет, который мне в спектакле дарит Василий Игнатьевич. Например, мне интересна военная тематика — и тут она как раз есть. Мне очень дороги эта работа и тот выбор, возможности, которые предоставляет нам режиссер в работе.

 

— Как вы сами относитесь к ситуации, в которой существует Ваша героиня? Где та грань, между личным счастьем и позицией «быть удобной близким»?

— Это вечная проблема, касающаяся любых возрастов и поколений. Лично я на какие-то определенные поступки могу пойти только ради своего ребенка, родных в целом и Родины. Здесь грани как таковой нет. Эльза мечется между дочерью, ради которой прожила всю жизнь, и любимым мужчиной, ее первой настоящей, искренней любовью, шансом на личное счастье. Как говорил нам режиссер, у нас есть три ярко выраженных линии отношений в спектакле — любовные, негативные в лице сплетников и завистников, и семейные, родственные. Когда есть четкая грань, это легче играть, но выглядит хуже. Именно эти перетекания и сомнения, которые описала Пулинович, показывают всю сложность и глубину положения. И в итоге это приводит к катастрофе.

 

— Но правильно ли мы поняли по финальному диалогу Эльзы и Василия Игнатьевича по телефону, что они воссоединяются на небесах?

— Конечно. И они танцуют вальс, не знаем, там уже или еще здесь…

 

— … получается, что этим танцем вы предоставляете зрителю свободный выбор, чтобы каждый для себя сам решил?

— Да, именно так! Спасибо вам, что поняли и так прочувствовали этот эпизод. Для меня такой исход даже ближе. И музыкальный ряд у нас так подобран, что на протяжении всего спектакля он идет в одной стилистике, а в конце внезапно играет этот вальс. Казалось бы, он, может, уже устарел, а у нас на репетиции самая юная актриса даже плакала. Поэтому, думаю, что для молодежи это тоже актуальная и волнующая постановка.

 

 

текст: Анна Киселева, фото Наталии Кочановской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией