29 октября 1918 года I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи провозгласил создание Коммунистического союза молодежи.
Жажда знаний, стремление построить справедливое, разумное и гуманное общество объединяло молодых. Их вдохновляли идеи большевиков, идеи социального равенства, идеи построения нового мира, в котором не будет угнетения и эксплуатации, в котором не будет места национальной розни и вражде, в котором путь в науку, искусство, управление открывается всем, у кого есть способности и желание учиться и работать. Это была молодая энергия разбуженной Октябрём 1917 года страны. И эта энергия воплотилась в грандиозных стройках первых пятилеток, в авиационных и спортивных рекордах, в культурном строительстве и достижениях науки, создании высоких технологий и освоении целинных земель, в нашей Победе и прорыве в космос.Для миллионов юношей и девушек Комсомол стал настоящей школой жизни, где само время давало уроки мужества, добра и справедливости, учило дружбе и стойкости, воспитывало чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Подготовка, изучение устава и принятие в члены ВЛКСМ
Брошюра Устава ВЛКСМ представляла собой книжечку среднего формата красного цвета с тонкой корочкой. Знать ее должен был не только каждый комсомолец, но и тот, кто собирался им стать. Поэтому перед процедурой приема Комсомол ее изучали совместно с опытными и ответственными за это мероприятие комсомольцами.
В каждой советской школе существовал комитет комсомола, который отвечал за подготовку, принятие новых членов и ведение работы в школе просветительского, агитационного и организационного характера. Все субботники, праздничные мероприятия проводили комсомольцы.
Школьный комитет комсомола состоял из отдельных секторов:
— культмассовый;
— спортивный;
— учебный;
— политический;
— организационный.
Все школьные сектора работали вместе, но отвечали каждый за свою часть общего дела – помощь партии Советского Союза в деле воспитания подрастающего поколения.
Самой блатной, если можно так выразиться, считалась работа комитетчиков организационного сектора. Они как раз и занимались подготовкой к вступлению в ряды будущий комсомольцев. Они же и сопровождали новобранцев в райком или горком комсомола. Работа выполнялась огромная, ведь в советские годы дорога в ВУЗы страны была закрыта для тех, кто не вошел в состав передовой советской молодежи.
Сначала претенденты сдавали экзамен в школе. Задавались вопросы об истории комсомольского движения, наградах, Уставе, правах и обязанностях члена ВЛКСМ, героях – комсомольцах.
Могли спросить о политических событиях в стране и мире в целом. Поэтому готовились очень ответственно, выучивая основные положения Устава ВЛКСМ наизусть. Самыми трудными считались вопросы о принципах организационного строения самой организации, к ним относились демократический централизм и периодическая отчетность перед вышестоящими органами.
Продвинутые комсомольские вожаки учили новичков и ответам на каверзные вопросы, типа:
— Сколько членов Комсомольской организации штурмовало Зимний дворец в 1917 году?
( их там не могло быть, т. к. комсомол был организован только год спустя после этих событий);
— Чему учил комсомольцев Карл Маркс?
( ничему не мог учить, т. к. умер задолго до появления первых комсомольцев);
— Какова цена Устава ВЛКСМ?
( он бесценен).
Все это работало, как единый организм: заучивание наизусть без понимания сути вещей не гарантировало беспрепятственное вступление в комсомольскую организацию. Вот этому-то и учили опытные комсомольцы новичков.
прочитать больше о Комсомоле: komsomol-museum.ru
В 1991 году был создан Российский Союз Молодежи (ruy.ru), который отказался от коммунистической идеологии, унаследовав часть собственности ВЛКСМ. Молодежное общественное движение в России сегодня активно развивается. Российский Союз Молодёжи, работая по различным направлениям, продолжает лучшие традиции, заложенные Комсомолом.
Сегодня в России существует ЛКСМ РФ: Ленинский Коммунистический Союз молодежи Российской Федерации — komsomolrf.ru