Пятница 13.12.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Бюджет на молодежную политику: как устроен и на что идут деньги налогоплательщиков

25. 12. 2021 2 306

Расходы на молодежную политику не слишком заметны в общем объеме расходов федерального бюджета.

По соответствующему подразделу бюджета (код подраздела 0707 «Молодежная политика» в рамках раздела 07 «Образование») на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики в 2021 году предусмотрено 34,3 млрд рублей, что составляет менее 0,2 % всего бюджета. Однако в предыдущие годы на молодежь выделяли существенно меньше, но с заметным ростом финансирования от года к году: 2018 год – 5,29 млрд (исполнено – 5,0 млрд); 2019 год – 10,15 млрд (исполнено – 9,73 млрд); 2020 год – 18,47 млрд (исполнено – 15,22 млрд).

 

При этом с увеличением финансирования молодежной политики в последние годы стала наблюдаться тенденция к снижению кассового исполнения по указанному подразделу бюджета: в 2018 году – 94,3 %, в 2019 году – 95,8 %, в 2020 году – 82,4 %. По состоянию на 1 октября 2021 года исполнение бюджета по подразделу «Молодежная политика» составляло всего 32,9 % – 11,28 млрд рублей из запланированных 34,3 млрд. Но уже к 1 ноября исполнение составило 17,8 млрд рублей – 51,9 % от запланированного объема средств. Для того чтобы разобраться, как формируются, как и кем расходуются бюджетные средства, выделяемые на молодежную политику, аналитики проекта «Госрасходы» изучили детализированную информацию, доступную в недавно открытом новом модуле «Бюджет».

 

Как устроен бюджет на молодежную политику: разделы, госпрограммы, нацпроекты

Расходы по подразделу 0707 в 2021 году присутствуют в бюджетах семи федеральных ведомств и одной публичной правовой компании: Минпросвещения России, Минобрнауки России, Росмолодежи, ФНС России, Управления делами Президента РФ, МИД России, ФАДН России, ППК «Единый заказчик в сфере строительства» (таблица 1).

2021-11 1

 

Самая большая доля бюджета по подразделу 0707 приходится на Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) – практически 31 млрд из 34,3 млрд рублей (90,3 %). Второе место занимает Минпросвещения с бюджетом в 2,68 млрд рублей (7,8 %), но такой рост произошел у министерства только в 2021 году – в предыдущие годы (2018–2020) в абсолютных цифрах бюджеты Минпросвещения по подразделу «Молодежная политика» не превышали 69 млн рублей, а максимальная доля составляла 1,3 %. Причем Минпросвещения исполнило свой предыдущий максимальный бюджет «на молодежь» только на 36 % (25 млн из 69 млн рублей).

 

В бюджете Росмолодежи расходы по подразделу 0707 составляли в разные годы от 94,6 до 96,2 % всего планового объема бюджета ведомства и до 98,8 % в объеме исполнения. И вместе с ростом расходов по этому подразделу растет бюджет ведомства: с 2018 года он увеличился более чем в 6 раз – с 5,1 млрд до 34,3 млрд рублей. Отметим, что худшее исполнение бюджета Росмолодежи было в 2020 году – 15,4 млрд рублей из запланированных 18,8 млрд (81,6 %). Обусловлено это слабым исполнением именно по подразделу 0707 (15,2 млрд из 18,4 млрд рублей), то есть почти вся неисполненная часть бюджета (3,2 млрд из 3,4 млрд рублей) пришлась на подраздел «Молодежная политика» (таблица 2).

 

2021-11 12

 

С точки зрения программной структуры федерального бюджета, расходы по подразделу 0707 включены в четыре государственные программы, но абсолютный максимум средств сконцентрирован в ГП «Развитие образования» (34,2 млрд – 99,7 %). В самой госпрограмме 02 средства подраздела 0707 отнесены к подпрограмме 4 «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики». Госпрограмма «Развитие образования» действует с 2012 года; в конце 2017 года утверждена новая редакция госпрограммы, в которой, в частности, существенно увеличено финансирование мероприятий в сфере молодежной политики. Наблюдаемый с 2018 года ежегодный рост бюджетного финансирования по подразделу 0707 как раз и обусловлен параметрами госпрограммы.

 

В разрезе госпрограмм абсолютное лидерство по запланированным бюджетным расходам сохраняется за Росмолодежью – в 2021 году 30,9 млрд рублей в рамках ГП «Развитие образования» из общего бюджета ГП по подразделу 0707 в 34,2 млрд рублей (90,3 %) (таблица 3).

 

2021-11 13

 

Одним из очевидных факторов роста финансирования расходов на молодежную политику стали национальные проекты, реализация которых началась с 2019 года. В настоящее время расходы с кодом подраздела 0707 присутствуют в четырех федеральных проектах (ФП), входящих в состав двух национальных проектов: ФП «Цифровая культура» из состава нацпроекта «Культура» и ФП «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» из нацпроекта «Образование» (таблица 4).

 

2021-11 14

 

Анализ финансирования в разрезе федеральных проектов объясняет увеличение «молодежного» бюджета Минпросвещения. С 2021 года началась реализация нового ФП «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», и все средства этого проекта по коду 0707 пришлись на Минпросвещения. Однако пока исполнение по этой части тоже остается невысоким – на 1 ноября 2021 года это 55,5 %.

 

Анализ в разрезе видов бюджетных расходов показывает достаточно специфический характер подраздела 0707 – абсолютное большинство расходов (31,1 млрд из 34,3 млрд рублей, или 90,6 %) составляют субсидии. Это означает, что ведомства – распорядители бюджетных средств не сами их расходуют, а только управляют финансовыми потоками, направляя их получателям, которые, в свою очередь, не всегда являются конечным звеном в цепочке бюджетных расходов (таблица 5).

 

2021-11 15

 

Оговоримся, что в настоящее время детальный анализ бюджетных расходов по субсидиям заметно ограничен. В конце 2020 года на Едином портале бюджетной системы (ЕПБС) перестали публиковаться данные Реестра соглашений о субсидиях. В ноябре 2021 года публикация этих данных возобновилась, но в урезанном объеме: из 19 позиций теперь публикуются только 4. Тем не менее по многим субсидиям получатели средств известны непосредственно из федерального бюджета, так как прописаны в направлениях расходов соответствующих статей бюджета.

 

Кто и как расходует бюджетные средства на молодежную политику

Опираясь на ранее собранную информацию о субсидиях и проанализировав отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета, аналитики «Госрасходов» смогли определить получателей крупнейших субсидий по подразделу 0707 (таблица 6). В их число в 2020–2021 годы входят четыре автономные некоммерческие организации и две общероссийские общественные организации:

  • АНО «Россия – страна возможностей»;
  • АНО «Центр развития культурных инициатив»;
  • АНО «Институт развития интернета»;
  • АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды»;
  • Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»;
  • Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

 

В 2020–2021 годах субсидии, направленные в АНО «Россия – страна возможностей», превышали четверть всего бюджета подраздела 0707. Основная цель этих субсидий – создание и эксплуатация подмосковного образовательного молодежного центра «Мастерская управления «Сенеж». Так, в 2020 году на эти цели было запланировано более 4 млрд рублей из общего объема субсидий в 5,4 млрд. Расходы по этой статье составили немногим более 1,3 млрд рублей, однако неизрасходованные остатки субсидии перенесли на 2021 год – они добавились к еще 4,8 млрд рублей на мастерскую «Сенеж». В этом году темпы исполнения заметно изменились – к 1 ноября исполнены расходы на 7,3 млрд из 9,5 млрд рублей запланированных.

 

Второй крупнейший получатель субсидий от Росмолодежи – АНО «Институт развития интернета» (АНО «ИРИ»). В 2019 году федеральное агентство и АНО «ИРИ» подписали соглашение о субсидии объемом 9 млрд рублей на 2020–2022 годы. Соглашение подразумевает, что АНО «ИРИ» ежегодно получает по 3 млрд рублей на «создание и распространение контента в сети Интернет, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи». Транш 2020 года израсходован полностью, транш 2021 года (на начало ноября) – на 40 % (1,2 млрд из 3 млрд рублей).

 

Всего же 2021 году общий объем запланированных субсидий АНО «ИРИ» составил больше, чем АНО «РСВ», – 10 млрд рублей против 9,4 млрд. Такая ситуация сложилась после заключения соглашения с ИРИ объемом 7 млрд рублей на «производство государственного контента, в том числе направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи». Средства на эту цель выделяются из Резервного фонда Правительства Российской Федерации.

 

Пока из 7 млрд рублей израсходовано немногим более 26 млн рублей. Это объясняется особенностью расходования субсидий, выделяемых АНО «ИРИ». Институт развития интернета распределяет финансы непосредственным производителям государственного контента через систему конкурсов и выделение грантов. Уже сейчас известно, что часть конкурсов по распределению средств, планировавшихся на 2021 год, перенесена на 2022 год, что подразумевает и переброску средств.

 

Два других получателя крупных субсидий от Росмолодежи интересны связями руководителей этих АНО с федеральным агентством и ее подведомственными структурами. Например, АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», созданное в 2018 году и получившее субсидию на «Осуществление мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц», с момента создания возглавляет Денис Заварзин. С 2012 года до перехода на должность руководителя АНО он занимал позицию помощника руководителя Росмолодежи.

 

АНО «Центр развития культурных инициатив», занимающееся Форумом «Таврида», с 2019 года возглавляет Сергей Першин, до этого в 2017–2019 годах руководивший подведомственным учреждением Росмолодежи с очень похожим названием – ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» (ФГБУ «Роскультцентр»).

 

2021-11 16

 

 

Альберт Бертяков, аналитик портала «Госрасходы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией