Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

ДИАЛОГ С МОЛОДЕЖЬЮ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД

10. 01. 2011 2 109

Владимир Жидких, член Совета Федерации, председатель Комиссии по делам молодежи и туризму

 

2011 год в России объявлен Президентом Д.А. Медведевым Годом космонавтики и приурочен к 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос. Полет Гагарина — это великое событие, которым мы не перестаем гордиться.

Сегодня, спустя полвека, мы высоко оцениваем достижения прошлого, строим планы на будущее. Однако, бесспорным является тот факт, что стратегическое развитие России, ее модернизация и успех немыслимы без энергии подрастающего поколения, их заинтересованности и участия в процессах по преобразованию страны.

О роли современной молодежи в развитии страны замечательные слова были сказаны Председателем Правительства В.В. Путиным: «Именно молодежь всегда была возобновляемым источником энергии, который так нужен сегодня для того, чтобы процветала Россия. Так было, так есть и так будет всегда».

Молодежная политика – важнейший инструмент взаимодействия поколений, сохранения преемственности и стабильности курса развития страны.

Молодежная тема в России в последнее время зазвучала достаточно громко. Это связано с тем, что впервые за всю историю нашего государства образовано Министерство, в названии которого есть слово молодежь; в 2009 году прошел Год молодежи в России и странах СНГ, а с августа 2010 по август 2011 года проходит Всемирный год молодежи под эгидой ООН. Помимо этого, на федеральном уровне принят ряд важных государственных документов, в которых определены приоритетные направления в сфере молодежной политики, – это основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Несмотря на формирующуюся системность государственной молодежной политики и последовательность работы с молодежью, декабрьские конфликты в Москве и некоторых регионах России с участием молодежи заставили по-другому взглянуть на современное подрастающее поколение, их проблемы и интересы.

Возможно, эти события связаны с тем, что Россия на рубеже смены эпох проходила через сложные социальные потрясения, новый этап государственного, политического и общественного строительства. В те годы молодежь была фактически предоставлена сама себе. Сегодня это поколение выросло. У современных юношей и девушек есть свое видение будущего, а также энергия и желание участвовать в его формировании. Несмотря на нашу оценку их поведения и деятельности, именно они, вскоре, должны стать основной движущей силой развития страны, ее модернизации.

В советскую эпоху молодежи принадлежала активная роль. Ее представительство через комсомол перед властью на всех уровнях социальной организации было реальным. Вакуум, возникший после распада комсомола, сегодня постепенно заполняется различными школьными и студенческими советами, молодежными парламентами и правительствами, другими общественными объединениями, которые на сегодняшний день актуальны и востребованы современной молодежью.

В современных условиях, важнейшей задачей государства должно стать формирование переговорных площадок и механизмов между молодежью и представителями органов власти, старших поколений. Я убежден, – с молодежью надо разговаривать на равных, как партнер с партнером.

Мы уже делаем многое, чтобы решать эти задачи, предоставлять возможность молодежи высказываться по наиболее актуальным вопросам, доводить свое мнение до представителей органов власти, общественности.

К примеру, в Томской области в моем родном регионе, который я представляю в Совете Федерации, действует молодежный парламент при Государственной Думе Томской области и, который пока единственный в России, обладает правом законодательной инициативы. Молодые парламентарии заседают в том же зале, что и их старшие коллеги, рассматривают наиболее актуальные молодежные проблемы, советуются с нами и вносят свои законодательные инициативы на рассмотрение депутатов Думы.

Региональные молодежные парламенты действуют уже в 75% регионов. Если в них будут широко представлены молодежные объединения, сообщества, студенческие организации, то это будет хорошим инструментом для органов власти, позволяющим своевременно выявлять проблемы в молодежной среде и совместно их решать.

Примером такой структуры на федеральном уровне может служить Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации (МПА), действующая при верхней палате российского парламента с 2004 года. МПА объединяет молодежных лидеров из российских регионов. Такое участие молодых парламентариев в деятельности органов власти вполне оправдывает себя, благодаря чему мы имеем постоянный диалог с представителями молодежи и учитываем их мнение в своей парламентской деятельности.

Вполне допускаю, что отсутствие подобного механизма сотрудничества и диалога в декабрьские дни в Москве спровоцировало молодых людей выйти на улицы, чтобы в радикальной форме обратить внимание органов власти, правоохранительных служб и представителей старшего поколения на свои проблемы.

Наша Комиссия с целью более детального анализа возникшей ситуации, в конце декабря провела в Совете Федерации расширенное заседание с участием членов Совета Федерации, представителей Минспорттуризма России, Общественной палаты Российской Федерации и молодежных объединений. На встрече обсуждались причины возникших противоречий в молодежной среде и пути их преодоления.

В ходе обсуждения участниками были высказаны предложения о необходимости проведения объективного анализа состояния действующего законодательства в сфере государственной молодежной политики (ГМП) и его последующей унификации путем разработки проекта федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» с учетом последних тенденций в обществе и молодежной среде. Также в итоговое решение заседания Комиссии вошло предложение о необходимости принятия федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы.

Любопытен тот факт, что современные дискуссии о проблемах молодежи, о сути и перспективах развития государственной молодежной политики в какой-то мере схожи с дискуссиями, развернувшимися ровно 20 лет назад.

В тот период, годы перестройки порождали новые надежды, жажду новаторства, новые идеи в обществе и, особенно в молодежной среде. В тех условиях широкую поддержку получила идея принятия закона о государственной молодежной политике, что само по себе стало новацией того времени. И это несмотря на то, что идея молодежного закона уже дважды потерпела поражение – в 1968 и 1977 годах.

В результате после многолетних дискуссий и благодаря стараниям ученых, экспертов, профессиональных юристов, при активной поддержке молодежи, общественности и СМИ 16 апреля 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Принятие этого документа ознаменовало существенный сдвиг в работе с молодежью от партийного подхода к государственному. Это был большой шаг вперед.

Закон позволил законодательно оформить правовой статус государственной молодежной политики в стране и закрепить юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан и молодежных организаций, обязанности государства по поддержке молодого человека. Закон также предусматривал дальнейшее формирование и развитие законодательства о ГМП.

Спустя 20 лет со дня принятия закона СССР, мы можем констатировать, что он послужил основой и катализатором для принятия молодежных законов в субъектах Российской Федерации (72 субъекта), а также странах СНГ.

Принятие в 1991 году закона при активном участии самой молодежи стало возможным благодаря грамотно выстроенному механизму диалога между молодежью и органами власти.

Сегодня на пороге нового десятилетия мы также осознаем, что современная молодежь особо нуждается в реализации своего потенциала и более внимательном отношении к себе, своим проблемам. Мы выражаем заинтересованность в проведении содержательного диалога с подрастающим поколением с целью выработки совместного курса движения вперед. Работа в этом направлении может стать реальной альтернативой тем, кто пытается прибегать к методам «уличной демократии» и проявлению экстремизма в обход существующих норм и правил.

Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму совместно с Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации и партнерскими организациями заинтересована в проведении такой работы и призывает молодежные объединения к сотрудничеству, совместной работе и конструктивному диалогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией