Четверг 13.11.2025

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

Эффективная стратегия соцзащиты инвалидов: миф или реальность?

28. 11. 2012 670

Государство заботится о гражданах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), руководство страны постоянно ищет способы эффективной социализации людей с инвалидностью, президент подписал новый указ, призванный облегчить жизнь колясочников. СМИ пестрят подобными заявлениями. Вот и в одном из первых указов В.В. Путина после инаугурации проявилась забота о людях с ОВЗ: с 2013 по 2015 год ежегодно должны создаваться до 14,2 тысячи специальных рабочих мест для инвалидов. Но действительно ли действия российского правительства полностью охватывают масштабную проблему низкого уровня жизни людей с ОВЗ в нашей стране?

Если рассмотреть одну из самых важных сторон жизни, профессиональную деятельность, то станет ясно, что нет. А ведь при современной государственной системе только хорошая работа способна обеспечить человеку, в том числе и с инвалидностью, достойное существование. Ведь, несмотря на различные льготы и материальные выплаты, большая часть людей с ОВЗ остаются за чертой бедности.

Еще в 1995 году Б.Н. Ельциным был принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Он был призван обеспечить людям с ОВЗ равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. За 17 лет в этот закон неоднократно вносились поправки, в том числе и в пункты, касающиеся трудоустройства.

В 20 статье «Обеспечение занятости инвалидов» закона от 24 ноября 2005 года был пункт об осуществлении льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.  1 января 2005 года решением правительства он признан утратившим силу. Изменения коснулись и 21 статьи об установлении квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями здоровья. В первоначальном варианте закона для организаций, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливалась квота для приема на работу инвалидов не менее 3%. В современном же законодательстве квотирование предусмотрено только для организаций с численностью работников не менее 100 человек, а количество рабочих мест для людей с ОВЗ составляет от 2%, до 4%. Существенная поправка.

Кроме того, утратили силу два немаловажных пункта закона 2005 года. Согласно одному из них в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели должны были вносить обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Другой же пункт пояснял, что указанные суммы должны перечисляться организациям на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов. Сейчас же за неисполнение законодательства, предусматривающего обязательное квотирование для крупных и средних предприятий предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей.

Изменениям подверглась и следующая статья, регулирующая создание специальных рабочих мест для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Ее третий и четвертый пункты в 1995 году гласили, что создание таких мест должно производиться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также Государственного фонда занятости населения РФ. За исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. В этом случае расходы были возложены на работодателя. С 1 января 2005 года эти пункты признаны утратившими силу.

Как видно, изменения в этом самом важном для людей с ОВЗ законе сделаны совсем не в их пользу. Зато сейчас в меньшей степени, чем в 1995 году, правительство перекладывает свои обязанности по обеспечению достойного существования граждан с инвалидностью на плечи работодателей. Это ярко видно по статье, регулирующей квотирование рабочих мест для инвалидов. Очевидно, что сегодняшнее законодательство не способно обеспечить людям с ОВЗ равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ. И, как следствие, достойное существование. По оценке экспертов в России официально трудоустроено 400 тысяч инвалидов. Это всего 10% от общего числа трудоспособных граждан с ОВЗ. При этом реально работают не более 50 тысяч. Это 1,1% от общего числа трудоспособных инвалидов. Впечатляющие цифры для того, чтобы правительству пересмотреть свою стратегию в области соцзащиты людей с ОВЗ.

 

Микаэла Царевская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией