Четверг 08.06.2023

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

Интернет и чтение

10. 10. 2009 3 444

 

            Существующий дефицит знаний, конструктивных идей, низкий уровень общекультурной компетенции всего населения обусловлен падением интереса к чтению, книге в такой степени, что современная ситуация может быть охарактеризована как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к «критическому пределу пренебрежения чтением».

Чтение – уникальный феномен культуры. В каждой стране оно выполняет ещё и важнейшую социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей. Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы как в нашей стране, так и во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности. Рост числа «нечитателей», появление людей с вторичной неграмотностью, потеря интереса к книге и чтению и многие другие животрепещущие проблемы, касающиеся отношения к чтению, книгам, библиотекам, требуют самого пристального внимания.

Обеспокоенные состоянием молодых умов и сердец, люди книжного мира в наиболее развитых западных странах уже добились осуществления государственных национальных программ поддержки чтения. Современными исследователями доказано, что именно художественная литература не только прививает и улучшает литературный вкус, благотворно влияет на умственное развитие, но и обогащает, углубляет и гармонизирует душевные качества, влияет на творческие  способности личности в целом.

Способность к чтению – своего рода показатель благополучия общества. Сегодня ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно чтение художественной книги –  неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие способности в любой сфере деятельности, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным, формирующим в себе  полноценную гармоничную личность.

Сегодня чтение является единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания, совершенно очевидно, что фундаментом информационной культуры общества должна быть именно культура чтения, основы которой должны закладываться в семье, в библиотеке, образовательных учреждениях.

Конечно, многое уже упущено, и значительное количество юношей и девушек либо не читают вообще, либо читают не то и не так. Но всё же энтузиасты книжного сообщества, – библиотекари, педагоги, деятели культуры, книгоиздатели, – констатируя, что в России  социальная значимость проблем чтения недостаточно осмыслена, стремятся  ввести эти проблемы в число приоритетов государственной политики в области культуры. Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:

Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде. Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, и сленгов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги. Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.

Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы. Даже среди представителей «интеллектуальной элиты» существуют  представления о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.

На самом деле российские библиотеки всех уровней могут оказать сегодня огромное влияние на поддержку и продвижение чтения молодёжи.

Сотрудники юношеских библиотек, специалисты по молодёжному чтению одними из первых в стране осознали всю серьёзность положения с «кризисом чтения» юношей и девушек, подростков, имея перед собой благодаря исследованиям и наблюдениям довольно полную картину падения престижа книги и чтения среди их категорий читателей. Преобладающим стало так называемое деловое чтение, необходимое для учёбы, СМИ и Интернет вытесняют книгу из сферы досуга юношества.

В перестроечное, постперестроечное и теперь уже кризисное время библиотеки, несмотря на все титанические их усилия (создание «центров чтения», целевых программ чтения и пр.), все более утрачивали позиции лидеров и руководителей чтения молодежи. Многие библиотеки просто перестали существовать, многие подверглись коренному реформированию. В них властно вторгаются новые электронные технологии, библиотеки приобретают новые для них функции современных информационно-интеллектуальных центров. Всё меньше, к сожалению, библиотеки привлекают молодежь как место для проведения досуга с пользой и интересом. Так называемое «свободное» чтение, чтение для души, теперь становится уделом немногих юных читателей, тех, кто по-настоящему полюбил книгу и чтение.

Время совсем расстаться с бумажной книгой ещё не пришло; многие современные исследователи и мыслители надеются, что оно и не придёт, – такую большую культурную, историческую и информационную ценность представляет собой Её Величество Книга. Поэтому, думается, есть еще время для живого общения с живой книгой в руках – и библиотекарю с читателем, и читателям между собой. Местом для такого живого и непринуждённого, обогащающего общения вполне может и сегодня оставаться библиотека. Тем более что далеко не все так безоглядно радостно приветствуют вторжение Интернета в нашу жизнь. Как выразился один из молодых «юзеров», « в тюрьме столько не сидят, сколько мы в Интернете»…

На безбрежных просторах Интернета немало уютных местечек для общения, он предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в Интернете легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и общение здесь происходит намного легче, поскольку человек чувствует себя более комфортно и свободно. Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет-сообществ. Кроме того, технологии, с помощью которых создаются сообщества (форумы, блоги) относительно просты, и сегодня каждый желающий может организовать свое сообщество. При этом у человека создается виртуальная личность, которая помогает ему чувствовать себя более раскованно; она может существенно и даже кардинально отличаться от его реальной личности, и в чем-то для  него она может быть даже значительнее, чем реальная.

Литературных форумов существует в Интернете великое множество (под этим названием в каталоге Яндекса, например, нашлось около 15 млн. страниц). Форумы есть на сайтах электронных библиотек, на сайтах издательств, на личных сайтах известных писателей, священников, на сайтах литературных изданий – газет, толстых журналов. Они могут найтись и во многих других местах, где порой трудно даже и предположить возникновение бесед на литературные темы, – на сайтах знакомств или на сайтах торговых фирм.

Именно на литературных форумах происходит наиболее оживленный обмен мнениями о прочитанных книгах самых разнообразных жанров, и классики, и современной зарубежной и русскоязычной литературы.

Отдельно необходимо отметить огромную популярность у молодых читателей в Интернете порталов, сайтов и форумов, посвященных фантастике и фэнтези. При этом практически нет «общих» литературных форумов без тем по фантастике и фэнтези, что ещё раз свидетельствует об огромной популярности и востребованности молодыми интернет-читателями произведений этого жанра. Так, на портале литературных форумов «Беседы о литературе» не только первый из форумов посвящен именно фантастике и фэнтези, но развернут ряд «персональных» форумов, где идет разговор о произведениях известных писателей этого жанра, как отечественных, так и зарубежных.

Что касается сайтов, специально посвященных фантастике и фэнтези, то здесь предлагаются компьютерные игры соответствующей тематики, галереи рисунков и живописи, обсуждение фантастических фильмов, анимации – и, конечно же, обсуждение произведений популярных писателей – то есть форумы. Одним из наиболее популярных мест виртуального общения любителей этих жанров можно считать совместный проект Мастерской фантастики «Третья сила», Библиотеки Мошкова и сервера «Русская Фантастика» – «Русская фантастика в Сети – Литературные форумы» Здесь размещены персональные форумы писателей ряда известных писателей-фантастов: братьев Стругацкие, Андрея Валентинова, Ника Перумова, Марины и Сергея Дяченко, Кира Булычева и других. На странице «Читательский нуль-Т» обсуждаются самые разнообразные темы, связанные с литературой этого жанра. Они могут звучать очень неожиданно; например, «Как пришить голову профессору Доуэлю?»

Вообще следует подчеркнуть, что практически не бывает  литературных форумов без тем по фантастике и фэнтези, что ещё раз говорит об огромной популярности  этого жанра у молодёжи. Так, на портале литературных форумов «Беседы о литературе» не только первый из форумов посвящен именно фантастике и фэнтези, но развернут ряд «персональных» форумов, где идет разговор о произведениях известных писателей этого жанра, как отечественных, так и зарубежных.

По количеству просмотров на литературных форумах самое первое место занимает тема «А что Вы читали сегодня?». Несомненно, такое внимание вызвано желанием молодых «юзеров» самостоятельно составить представление о том, что сейчас читают их сверстники, что «в моде», что нравится из современной литературы, а что – нет. Тем не менее, прямой запрос в теме «Подскажите, что почитать!» всё-таки не собрал даже примерно близкое число просмотров. Многие участники литературных форумов охотно пользуются советами и подсказками своих собеседников, но ещё большее количество посетителей таких «литературных посиделок» в Интернете предпочитают сохранять инкогнито и свободу выбора и мнения, не опубликовывая их.

Нельзя объять необъятное, и обозреть все сообщества, все блоги, где ведутся разговоры о книгах. В каталоге блогов на Яндексе в рубрике «Творчество» указано 292 блога, из них под рубрикой «Литература» – 80.. Расположены они в каталоге по количеству читателей и ссылок, что и показывает популярность литературного сообщества, существующего в этом блоге.

В Живом Журнале существует множество сообществ, посвященных чтению, обсуждению прочитанных книг, творчеству писателей, отдельным жанрам и видам литературы, поэтому он особенно интересует исследователей чтения и жизни читателей в Интернете. Первое место принадлежит сообществу «Что читать». Это интересный, ежедневно обновляющийся и очень популярный блог. Здесь тема для комментариев может быть заявлена развернутой, почти профессиональной рецензией на какую-либо художественную книгу, предложением обсудить конкретную тему, связанную с чтением (например, о популярности классики), просьбой подсказать, что можно почитать по интересующему вопросу или в привлекающем жанре. Но чаще всего вместе с обложкой книги, о которой идет речь, здесь помещается небольшой, но, как правило, достаточно яркий и эмоциональный отзыв об этой книге того блоггера, который только что прочитал её и хочет поделиться впечатлением. Собеседники под «никами», высказываются по поводу автора произведения, или его героев; часто, кроме «ника», они еще и вставляют какую-нибудь «прикольную» картинку, а в сам текст – смайлики.

В результате анализа достаточно большого количества литературных форумов и блогов литературных сообществ стало очевидно следующее. Возрастной диапазон участников литературных форумов заметно отличается от возрастных характеристик членов литературных сообществ в блогосфере. По-видимому, собеседники литературных форумов чувствуют себя более свободно и возрастной состав там более разнообразный, больше совсем молодых, даже подростков, от 13 и до 19 лет. В то же время нередко их высказывания о книгах именно на литературных форумах включают в себя элементы «языка «падонкафф», характерного для молодых сленга в Интернете.

В литературных сообществах, в блогах, особенно в ЖЖ, «тусуется» народ более взрослый, более начитанный. Скорее это так называемые «молодые взрослые», которые стремятся порой продемонстрировать свою эрудицию, владение литературоведческими терминами и литературным языком.

Исследователи молодёжного чтения пытаются как можно больше узнать о тех молодых пользователях Интернета, которые любят читать и общаться по поводу прочитанного, – где встречается такая молодежь, какие именно книги и авторы пользуются у неё популярностью и становятся предметом общения, что молодые люди говорят не только о конкретных книгах, но и вообще на темы, связанные с литературой, с взаимоотношениями читателей и писателей, с влиянием чтения на жизнь.

Такими исследованиями и занимается исследовательский центр в РГЮБ «Библиотека. Чтение. Интернет».

 

 

 

                                                                                                                                                                                     Ольга Кондратьева, гл. специалист

                                                                                                                                                                                     Исследовательского центра

                                                                                                                                                                                    «Библиотека. Читатель. Интернет»  РГЮБ

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией