Четверг 12.12.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

К России с любовью…

05. 09. 2014 913

028cc9ff86e20d13a64b94853bf7f49c

Как показывают опросы, жители России сердцем и душой воспринимают образ России-матушки, тесно и неразрывно связанный с его собственной судьбой. Трудно быть свиде­телем великих потрясений, кардинально меняющих жизнь огромного государст­ва. А если ты не просто сторонний наблюдатель, а вы­нужден жить и выжить в эти тяжелые времена? А если ты только появился на свет? Ес­ли только вступаешь в жизнь, покидая свей привычный уютный мир, и устремляясь в неизведанное будущее?

Вопросы о том, что значит для конкретного человека Россия, были заданы социологами 4-летним, 12-лет­ним и вполне уже совершенно­летним к самостоятельным гражданам, чтобы узнать их представления о своей стра­не. Получились весьма поучительные результаты, которые условно можем назвать исследованиями. Если речь идет о любви к Родине, то в этом слу­чае все мы должны быть одно­любами. Такая любовь зарождается с первые минут пребы­вания на свете. А с каких лет она осознана и как с годами изменяется?

 

Россия в понимании 4-х летних детей — это «Русь, Родина, Москва. И она большая — много наро­да, машин, домов, самолетов, садов, лесов, качелей и кару­селей». «Россия — это «мама, свет, красивая зима и осень». Страшно то, что для одной девочки Россия —   это — «бана­ны». Но «жить здесь нравит­ся». В этом дети  единодуш­ны!

 

В этом возрасте дети видят Россию — «большой-огроменной». «Она — царь всех стран» и «Скоро бу­дет на весь мир». И живут они еще в том мире, где «кра­сиво», «цветочки, солнышко и снег» их укрывают от не­взгод и горестей.

 

В 12—13 лет юные граж­дане России уже впол­не логично говорят как о дне сегодняшнем, так и о грядущем. Они все еще дети с острым желанием ощущать заботу и защиту. И Россия для них — «Родина, родите­ли, родные, родичи, моя собака, мой котик, каравай хлеба; самовар». Теплые воспоминания о «березах и избах» со­четаются с мечтами о буду­щем в форме лозунговых «счастья, мира, процветания, радости, красоты и тепла». А Россия в их представлениях, с одной стороны, — «страна наших детей и новых рус­ских», с другой — «это краси­вая страна, которая уничто­жается день за днем нашим безразличием, развалившее­ся государство с безжалост­ными людьми-роботами, за­ботящимися только о себе». И уже в этом возрасте дети чувствуют, что нас одолева­ют «инфляция, наркотики, убийства, разбои и грабежи», а ключевым словом для всех их родных является слово «страх».

 

А уж о будущем в 12—13 лет они рассуждают очень серьезно. Иногда это просто вопросительные знаки впе­ремешку с восклицательны­ми (так ответили 15% опро­шенных ребят). В большинст­ве же своем им хотелось бы, чтобы Россия была «чест­ная, сильная страна, чтобы дети радовались жизни и гордились тем, что живут в России». «Хочется, чтобы в России все люди дружили друг с другом, чтобы было чисто, в магазинах дешево, дома были красивыми, комфортными и современными, а люди вежливыми». Интерес­но противоречие именно это­го поколения, желающего, чтобы «супермаркетов было больше», но в то же время было меньше некачествен­ных зарубежных продуктов, а было больше своего, русского». Ностальгически они   вспоминают   «горячие бабушкины пироги», что для российского ребенка всего вкуснее и волшебнее!

 

В этом возрасте дети уже высказываются о причинах наших бед и напастей. И ви­дят их в «депутатах». Эти люди в их представлении «строят из се­бя благородных людей, обе­щают, что они выведут Рос­сию на правильный путь, а на самом деле ничего не дела­ют». И вообще депутаты ас­социируются у них с «мордобоем». Вот он, имидж россий­ской власти в глазах подрас­тающего поколения!

 

Респондентам  повзрослей, слушателей школы мене­джеров паблик рилейшнз при Российской ассоциации по связям с общественностью, Россия, оте­чество, дом родной – «это «величественная, могучая река с меняющимися пейзажами», «бе­лые березы, сосновые боры, бескрайние поля и просторы, чисто полюшко, буйные реки; высокие сопки», «избушки и церквуш­ки на высоких берегах рек и пригорках». «Кижи и злато­главые церкви устремляются к Кремлю» как величайшему символу российской государ­ственности. А в Кремле росси­яне желают видеть кто «ца­ря», а кто «президента», и над Кремлем для кого-то реет «Андреевский флаг», а кому-то по нраву просто «российский». И взвиваются флаги российские «красно-бело-синие, желто-зеленые и голубо-зелено; красно-белые».

 

Для более взрослых Россия — лихой бег «тройки» и менее стереотипный образ «поезда дальнего следования», идущего по стране «3 дня и 3 ночи». За это время мы вполне можем «хлопнуть по-русски водочки, запить кваском». А уж закусить в России есть чем: «клюква и антоновка, соленые грибки и квашеная капустка, кедровые орехи, ржаной и пшеничный хлебушек». А потом можно и «в хоровод пуститься», «частушечки исполнить». А там, глядишь, разухабистое весе­лье чем-нибудь и закончится. Ведь повеселиться русскому народу как следует  — не грех!

 

Интересно выстраивается и негативный ассо­циативный ряд, отража­ющий наше критическое отношение к Рос­сии: «грязь, водка, кроличья шапка-ушанка, валенки». Но в противовес всегда в русском человеке сильны «вера, надежда, любовь, Бог». Россию и ее вкладе миро­вое сообщество россияне оценили через «великий  и мо­гучий русский язык, русскую литературу, Достоевского, Большой театр».

 

В глобальном масштабе мы — «огромная страна, богатая полезными ископаемыми, га­зом, нефтью и лесом». В данном случае мы видим Россию «доброй, искренней, приветливой, хлебосольной, трудолюбивой и изобрета­тельной державой, имеющей богатейший культурный и на­учный капитал, внутренние силы и большой потенциал, глубокие корни самобытной культуры, стремление к миру и согласию».

 

По мнению многих респондентов, судьба России тяжела. Это «трудная из века в век судьба надежд и разочарова­ний». Мы «создаем и непре­менно рушим», «во имя ис­полнения предназначения идти только вперед, в буду­щее», «не умеем жить нынеш­ним днем». Но видится аль­тернатива между злым и доб­рым исходом: «Россия — жертва, ведомая на закла­ние. От нее самой зависит ее судьба: безропотно погибнуть или оказать сопротивление, освободиться, развернуться в полную силу». И достаточно характерное для нашего менталитета убеждение: «Россия всегда полна лучезарных надежд».

 

Чем характерен для респондентов  бале всего сего­дняшний день? Это «от­рицательный опыт и издерж­ки временного периода», «утрата духовных ценностей», «от­сутствие уваже­ния к истории своего го­сударства»,    «не­уважение к лич­ности», «безнаде­га» у одних на фо­не откровенно­го «жирования» других»?

 

Многие опрошенные считают, что судь­бу страны  «надо делать». И поэто­му они хотели бы видеть у власти «специалистов, достойных лю­дей, избранных народом,   для которых  глав­ное — соблю­дение не личных, а общественных интересов». Некоторые ответы весьма категорич­ны: «Убрать дураков, шизо­фреников, малограмотных и алкоголиков». А общественность «не должна быть пассивна и терпима к недо­статкам власти».

 

Во время опроса постоянно обозначались российские на­циональные черты характера, которые можно грубо разде­лить на положительные и от­рицательные и которые нужно учитывать всем профессиона­лам, работающим с общест­венностью, пытающимся по­нять источники и диапазон ко­лебаний общественного мне­ния в России. Итак, по мнению опрошенных, жители России — «веселые и добрые люди с золотистой хитринкой в глазах», это «крепкие семьи», дружные и любящие друг друга «Иван да Марья».

 

Российская женщина ас­социируется у россиян с «Богородицей»,  «де­вушкой с косой», «русской красавицей». И самое плени­тельное национальное каче­ство россиянок — «женское целомудрие». Россиянин – «Митенька Карамазов», «Левша», «Гагарин с его улыбкой», «Иванушка-Дурачок».

 

 

Анатолий Уралов, социолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией