Как показывают опросы, жители России сердцем и душой воспринимают образ России-матушки, тесно и неразрывно связанный с его собственной судьбой. Трудно быть свидетелем великих потрясений, кардинально меняющих жизнь огромного государства. А если ты не просто сторонний наблюдатель, а вынужден жить и выжить в эти тяжелые времена? А если ты только появился на свет? Если только вступаешь в жизнь, покидая свей привычный уютный мир, и устремляясь в неизведанное будущее?
Вопросы о том, что значит для конкретного человека Россия, были заданы социологами 4-летним, 12-летним и вполне уже совершеннолетним к самостоятельным гражданам, чтобы узнать их представления о своей стране. Получились весьма поучительные результаты, которые условно можем назвать исследованиями. Если речь идет о любви к Родине, то в этом случае все мы должны быть однолюбами. Такая любовь зарождается с первые минут пребывания на свете. А с каких лет она осознана и как с годами изменяется?
Россия в понимании 4-х летних детей — это «Русь, Родина, Москва. И она большая — много народа, машин, домов, самолетов, садов, лесов, качелей и каруселей». «Россия — это «мама, свет, красивая зима и осень». Страшно то, что для одной девочки Россия — это — «бананы». Но «жить здесь нравится». В этом дети единодушны!
В этом возрасте дети видят Россию — «большой-огроменной». «Она — царь всех стран» и «Скоро будет на весь мир». И живут они еще в том мире, где «красиво», «цветочки, солнышко и снег» их укрывают от невзгод и горестей.
В 12—13 лет юные граждане России уже вполне логично говорят как о дне сегодняшнем, так и о грядущем. Они все еще дети с острым желанием ощущать заботу и защиту. И Россия для них — «Родина, родители, родные, родичи, моя собака, мой котик, каравай хлеба; самовар». Теплые воспоминания о «березах и избах» сочетаются с мечтами о будущем в форме лозунговых «счастья, мира, процветания, радости, красоты и тепла». А Россия в их представлениях, с одной стороны, — «страна наших детей и новых русских», с другой — «это красивая страна, которая уничтожается день за днем нашим безразличием, развалившееся государство с безжалостными людьми-роботами, заботящимися только о себе». И уже в этом возрасте дети чувствуют, что нас одолевают «инфляция, наркотики, убийства, разбои и грабежи», а ключевым словом для всех их родных является слово «страх».
А уж о будущем в 12—13 лет они рассуждают очень серьезно. Иногда это просто вопросительные знаки вперемешку с восклицательными (так ответили 15% опрошенных ребят). В большинстве же своем им хотелось бы, чтобы Россия была «честная, сильная страна, чтобы дети радовались жизни и гордились тем, что живут в России». «Хочется, чтобы в России все люди дружили друг с другом, чтобы было чисто, в магазинах дешево, дома были красивыми, комфортными и современными, а люди вежливыми». Интересно противоречие именно этого поколения, желающего, чтобы «супермаркетов было больше», но в то же время было меньше некачественных зарубежных продуктов, а было больше своего, русского». Ностальгически они вспоминают «горячие бабушкины пироги», что для российского ребенка всего вкуснее и волшебнее!
В этом возрасте дети уже высказываются о причинах наших бед и напастей. И видят их в «депутатах». Эти люди в их представлении «строят из себя благородных людей, обещают, что они выведут Россию на правильный путь, а на самом деле ничего не делают». И вообще депутаты ассоциируются у них с «мордобоем». Вот он, имидж российской власти в глазах подрастающего поколения!
Респондентам повзрослей, слушателей школы менеджеров паблик рилейшнз при Российской ассоциации по связям с общественностью, Россия, отечество, дом родной – «это «величественная, могучая река с меняющимися пейзажами», «белые березы, сосновые боры, бескрайние поля и просторы, чисто полюшко, буйные реки; высокие сопки», «избушки и церквушки на высоких берегах рек и пригорках». «Кижи и златоглавые церкви устремляются к Кремлю» как величайшему символу российской государственности. А в Кремле россияне желают видеть кто «царя», а кто «президента», и над Кремлем для кого-то реет «Андреевский флаг», а кому-то по нраву просто «российский». И взвиваются флаги российские «красно-бело-синие, желто-зеленые и голубо-зелено; красно-белые».
Для более взрослых Россия — лихой бег «тройки» и менее стереотипный образ «поезда дальнего следования», идущего по стране «3 дня и 3 ночи». За это время мы вполне можем «хлопнуть по-русски водочки, запить кваском». А уж закусить в России есть чем: «клюква и антоновка, соленые грибки и квашеная капустка, кедровые орехи, ржаной и пшеничный хлебушек». А потом можно и «в хоровод пуститься», «частушечки исполнить». А там, глядишь, разухабистое веселье чем-нибудь и закончится. Ведь повеселиться русскому народу как следует — не грех!
Интересно выстраивается и негативный ассоциативный ряд, отражающий наше критическое отношение к России: «грязь, водка, кроличья шапка-ушанка, валенки». Но в противовес всегда в русском человеке сильны «вера, надежда, любовь, Бог». Россию и ее вкладе мировое сообщество россияне оценили через «великий и могучий русский язык, русскую литературу, Достоевского, Большой театр».
В глобальном масштабе мы — «огромная страна, богатая полезными ископаемыми, газом, нефтью и лесом». В данном случае мы видим Россию «доброй, искренней, приветливой, хлебосольной, трудолюбивой и изобретательной державой, имеющей богатейший культурный и научный капитал, внутренние силы и большой потенциал, глубокие корни самобытной культуры, стремление к миру и согласию».
По мнению многих респондентов, судьба России тяжела. Это «трудная из века в век судьба надежд и разочарований». Мы «создаем и непременно рушим», «во имя исполнения предназначения идти только вперед, в будущее», «не умеем жить нынешним днем». Но видится альтернатива между злым и добрым исходом: «Россия — жертва, ведомая на заклание. От нее самой зависит ее судьба: безропотно погибнуть или оказать сопротивление, освободиться, развернуться в полную силу». И достаточно характерное для нашего менталитета убеждение: «Россия всегда полна лучезарных надежд».
Чем характерен для респондентов бале всего сегодняшний день? Это «отрицательный опыт и издержки временного периода», «утрата духовных ценностей», «отсутствие уважения к истории своего государства», «неуважение к личности», «безнадега» у одних на фоне откровенного «жирования» других»?
Многие опрошенные считают, что судьбу страны «надо делать». И поэтому они хотели бы видеть у власти «специалистов, достойных людей, избранных народом, для которых главное — соблюдение не личных, а общественных интересов». Некоторые ответы весьма категоричны: «Убрать дураков, шизофреников, малограмотных и алкоголиков». А общественность «не должна быть пассивна и терпима к недостаткам власти».
Во время опроса постоянно обозначались российские национальные черты характера, которые можно грубо разделить на положительные и отрицательные и которые нужно учитывать всем профессионалам, работающим с общественностью, пытающимся понять источники и диапазон колебаний общественного мнения в России. Итак, по мнению опрошенных, жители России — «веселые и добрые люди с золотистой хитринкой в глазах», это «крепкие семьи», дружные и любящие друг друга «Иван да Марья».
Российская женщина ассоциируется у россиян с «Богородицей», «девушкой с косой», «русской красавицей». И самое пленительное национальное качество россиянок — «женское целомудрие». Россиянин – «Митенька Карамазов», «Левша», «Гагарин с его улыбкой», «Иванушка-Дурачок».
Анатолий Уралов, социолог