Пятница 24.05.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

К знаниям — за тридевять земель!

02. 08. 2014 734

Чжан с преподавателем БашГУ Верой Александровной Слободиной

В каждом крупном университете Уфы обучается хотя бы один представитель другого государства. И неважно — по обмену ли он прибыл к нам, как в случае с одним из наших героев — Чжаном Вейши, или получать знания по полному курсу обучения, как в случае с Амином Кианом. В этом материале я расскажу об их жизни на чужбине, отношении к России и планах на будущее.

Мы начнем с Чжана Вейши. Причем Чжан — не имя, а фамилия, как можно было бы предположить. Наш герой, похоже, всегда представляется именно так. Он приехал к нам из китайского города Ханчжоу. Никогда не слыша о таком, я полез в энциклопедию и обнаружил, что Ханчжоу — крупнейший китайский город, расположенный в 180 км к юго-западу от Шанхая, с населением городской зоны около двух миллионов человек.

 

Мы встретились с Вейши в БашГУ, где он учится на филологическом факультете.

 

— У себя на родине я учусь в Ляонинском университете на факультете русского языка, — начинает медленно, но уверенно рассказывать он. — Ляонин — это китайская провинция. Между нашим университетом и БашГУ есть договор об обмене студентами. Благодаря этому я здесь.

 

— Интересно, чем вызван такой интерес к России?

 

— Хотя бы тем, что Китай и Россия — добрые соседи. Все китайцы очень уважительно относятся к вашей стране, ведь она столь богата и велика. На фоне последней Олимпиады и решительной внешней политики интерес к России в моей стране только усилился.

 

— Тебе нравится здесь?

 

— Да, конечно. У вас очень чистый воздух, в отличие от Китая. Еще красивая природа, — Вейши ненадолго задумывается, и произносит с улыбкой: — А больше всего здесь мне нравятся девушки — они очень красивые!

 

— Складывается ли у тебя какое-то недопонимание с русскими ребятами? Ведь наша культура сильно отличается.

 

— Некоторые шутки, выражения мне непонятны. Скажем, часто происходят такие ситуации, когда в компании все смеются, а я не понимаю над чем. Но, думаю, что это нормально.

 

В Уфе наш герой живет в общежитии № 3, и условия жизни в нем, по его словам, оставляют желать лучшего, тем более в сравнении с общежитиями Китая.

 

— Я живу в комнате с другими иностранными студентами — из Казахстана и Узбекистана. Они шумят после 11 часов вечера, могут даже не спать ночью. Мы на родине привыкли к тому, что после 23:00 нужно уже быть в кровати. А мои соседи по комнате могут даже музыку слушать в это время!

 

В следующем учебном году он уже не будет учиться в России, потому как его договор был составлен всего на год. Чжан Вейши продолжит обучение в родном университете — его ждет четвертый курс.

 

— Если удастся приехать в Россию снова — по работе или в гости, то я приеду с удовольствием. Но жить все же хочу на родине. Китайцы очень привязаны к семье, и я не стал исключением.

 

Напоследок я спросил у него, будет ли он хоть немного скучать по нашей стране. Он заглянул мне в глаза и грустно улыбнулся:

 

— Конечно, буду. Ведь здесь я познакомился с другой жизнью, с другими людьми, некоторые из которых стали мне друзьями. Это было очень интересное время.

 

circle

 

Следующего героя зовут Амин Киан, он учится в БГПУ и прибыл к нам из Тегерана. Мы встретились в его альмаматер, и вначале он очень удивил меня своим почти идеальным знанием русского языка. Если бы я не знал, что он — иностранец, то принял бы за соотечественника. Еще бы! Ведь в Уфе он учится с 2011 года. Как говорит сам Амин, ему с детства очень нравилась Россия:

 

— Я любил играть с картой мира, и как-то раз заметил на ней очень большую страну — Россию. Вернее, в то время еще СССР. Со временем я стал больше узнавать о вашем государстве и удивился, насколько богата русская культура. Скажем, я очень люблю звуки балалайки и музыку группы «Тату».

 

После распада Союза, как говорит наш герой, несколько лет у него на родине о России почти ничего не было слышно, и его внимание к нашей стране на время ослабло. Но в новом веке она «вышла из тени» и снова стала известна как сильная и богатая держава. Теперь в иранских новостях можно было увидеть много репортажей из России.

 

Русский язык Амин стал изучать в 10–11 классах школы. В Иране, как оказалось, в школе учатся 12 лет.

 

— Я изучал ваш язык самостоятельно, без преподавателей. Покупал учебники, общался с русскими ребятами по Интернету. После окончания школы поступил в университет под названием «University of science and technology» на факультет «Industrial engineering» и проучился там два года. После чего приехал сюда.

 

Интересно, как у парня из далекого Ирана появилась идея побывать на родине Пушкина и Достоевского? Оказалось, что друг отца Амина долгое время жил в России и работал в БГПУ. Как-то раз он приехал к ним в гости, и отец нашего героя случайно обронил фразу о том, что сын интересуется Россией. Оказалось, что есть возможность учиться здесь. Амин поинтересовался, какие есть факультеты и отделения, и самым подходящим ему направлением оказалась электроника и наноэлектроника. Так и принял решение поступать на физмат.

 

— И вот через несколько месяцев мы получили приглашение сюда, а после — визу. То есть сначала университет отправил нам приглашение, а затем мы пошли на прием в Рссийское посольство в Тегеране, — объясняет Амин Киан.

 

Конечно же, как и всякому иностранцу, в первое время здесь ему было трудно. Даже после нескольких месяцев пребывания домой очень хотелось.

 

— Самый сложный курс — первый. Ведь там мы изучали такие сложные предметы, как математика, физика и химия, причем на языке, знания которого все равно не хватало. Самым сложным при его глубоком изучении оказались падежи и ударения. Но я старался. Ведь если человек действительно интересуется Россией и живет на русской земле, то язык он непременно подтянет. Так же тяжело давался башкирский. А вот, скажем, экология и правоведение были для меня более понятны.

 

Какими тебе показались русские люди?

 

— Сперва они показались излишне серьезными, но, пожив здесь, я понял, что они добрые, веселые и очень отзывчивые.

 

Обучаться в Уфе господину Киану осталось всего год. Возможно, уже пора задумываться о дипломной работе.

 

— Да, я уже об этом думаю. Все мои курсовые работы можно обобщить и дополнить, серьезных проблем в этом, по-моему, не будет. Точную тему пока назвать не могу, но, возможно, она будет звучать так: «Влияние температуры и давления на полимеры». Эти изыскания могут помочь в научной работе, например, при создании датчиков.

 

Напоследок я не мог не спросить о том, что он думает делать через год, после окончания университета.

 

— Если получится здесь остаться, то я непременно останусь. Ведь есть желание поступить в магистратуру. А если придется уехать, то я буду очень сильно скучать по университету, товарищам и преподавателям. Они мне стали как родные.

 

Уже когда мы встали со своих мест и направились к выходу, в лаборантскую вошел один из преподавателей и, узнав тему беседы, рассказал шутку, ходящую между здешними физиками. Как оказалось, студент Киан получил задание от своего преподавателя привезти из Ирана обогащенный уран! Ведь недавно стало известно, что эта страна избавилась от большой части урана, который бы так пригодился студентам и преподавателям…

 

В общем, мой визит в БГПУ закончился очень позитивно. Таким же было впечатление от общения с обоими героями. Оба хорошо шли на контакт и были максимально доброжелательны, за что им, конечно, стоит сказать «спасибо».

 

Азамат Абдрахманович Галлямов

 

В рамках подготовки этого материала я не мог не пообщаться с кем-нибудь из преподавателей, чтобы выяснить, зачем университеты приглашают к себе иностранных студентов. Вот что рассказал мне Азамат Абдрахманович Галлямов, кандидат филологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедры журналистики БашГУ:

 

— Здесь, как минимум, две причины. Во-первых, престижность. Научная оценка деятельности любого вуза в настоящее время ведется, в том числе, по этому критерию. Он — не главный, но учитывается, есть ли зарубежные учащиеся. Если есть, то университету, образно выражаясь, «+», нет — «-».

 

Второй момент связан с научно-педагогическими, образовательными и научно-исследовательскими факторами. Если в университете появляется зарубежный студент, то это означает, что там более-менее налажена научно-исследовательская жизнь, что есть люди, заинтересованные в результатах обучения здесь, и вузы, которые знают о том, что здесь что-то преподается, посылают своих студентов набираться опыта и устанавливать отношения. Это хорошо для научного мирового сообщества. Ведь, насколько мне известно, заграничные вузы специализируются на каких-то отдельных направлениях и часто ситуация складывается так, что в своей собственной стране студенты бывают единственными представителями своего направления, потому они и стараются установить связи с зарубежными коллегами и партнерами.

 

 

Эрик Джанаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией