Работа над документом, регулирующим деятельность государственных структур в сфере молодёжной политики, ведется, фактически, с момента образования современной России. Ассиметричным ответом на запросы времени были попытки внедрения на федеральном уровне ряда документов, так или иначе систематизирующих сферу «молодёжки». Однако такого пристального внимания к себе как в последний год, эта сфера не имела никогда.
Несколько месяцев велась напряженная, практически круглосуточная работа. Документ призван объединить в себе мнения всех сторон, учесть пожелания каждого молодого человека, бизнес-структур, образования, общественных организаций и партий. Для создания действительно работающего документа Федеральным агентством по делам молодёжи на базе Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова был организован экспертный центр разработки «Основ».
Рабочая группа «Основ» обработала и внесла в текст документа более 4000 правок и предложений от граждан, вузов, организаций и ведомств. К разработке основополагающего документа сферы молодёжной политики присоединилось более 5500 человек. Среди них — доктора наук, представители общественных объединений, работники органов молодёжного самоуправления, члены муниципальных и региональных органов по делам молодёжи. В 10 федеральных университетах прошли обсуждения готовящегося текста законопроекта, а всего правки и предложения были обработаны из 100 вузов страны.
Смысловой базой «Основ» стала система, позволяющая грамотно дать ответы на 3 главных вызова, которые стоят сегодня перед молодыми людьми в России. Первый — это геополитический, мы все в нем задействованы так или иначе. Второй — демографический. Не секрет, что доля молодёжи в численности населения падает и скоро нас ждёт сокращение количества молодёжи примерно на треть. И, наконец, третий — качественный. Здесь речь идёт о вопросах восприятия своей страны и оценки происходящего в ней.
Восприятие молодого человека как достойного гражданина, профессионала и патриота, социализация молодёжи, и единство реализации государственной молодёжной политики на федеральном и региональном уровнях, — это и есть те базовые принципы, на которые опирались создатели при разработке документа.
Основы государственной молодёжной политики станут базой пакета документов, регламентирующих сферу работы с молодёжью на государственном уровне. Сегодня также ведутся работы над Федерального закона «Об основах молодёжной политики в Российской Федерации» и Федеральной целевой программы «Молодёжь России». Поручение об их разработке было сделано Президентом России по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям.
Напомним, что 22 июля по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин подписал перечень поручений, одним из которых стало поручение Правительству «утвердить Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации с учётом положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части, касающейся реализации задач в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи».
Ранее:
По официальным данным Росстата, в 2012 году в Российской Федерации насчитывалось 31,6 миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 22 % от общей численности населения России (для сравнения – в 2011 году – молодых людей этого возраста насчитывалось 32,4 миллиона человек, а в 2009 году – 33,7 миллиона человек, что составляло 23 и 24 % соответственно). Эти данные свидетельствуют о неуклонном снижении не только общего количества молодых людей, но и их относительной доли в общей численности населения.
Основная цель молодежной политики на мировом уровне – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. В основе молодежной политики лежит императив образования и непрерывного обучения – через традиционные и неформальные формы. Зарубежные концепции молодежной политики базируются на двух стратегиях, различающихся степенью участия государства в регулировании молодежного вопроса: государство принимает на себя ведущую роль либо разделяет ответственность с институтами гражданского общества.
Актуальные проблемы ГМП на современном этапе состоят в следующем:
— отсутствие федерального закона «Об основах молодежной политики в Российской Федерации» и федеральной целевой программы «Молодежь России»;
— слабая скоординированность ГМП с другими сферами государственной политики;
ограниченность инфраструктуры органов, занятых ГМП, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и задачам молодежи;
— недостаточное соответствие направлений деятельности государственных органов, занятых ГМП, потребностям, интересам и задачам молодежи;
— отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
— недостаточное участие институтов гражданского общества, общественных и некоммерческих организаций, бизнеса в эффективной реализации ГМП;
— отсутствие условий для обеспечения полноценного участия молодежи в научно-техническом творчестве и инновационной деятельности;
— ограниченный доступ молодежи к данным о действующих в сфере ГМП государственных органах управления, их учреждениях;
— проблемы формирования действенной межкультурной и межконфессиональной коммуникации в молодежной среде;
— недостаточное обеспечение повсеместного создания условий для решения проблем здорового образа жизни молодежи;
— незаинтересованность средств массовой информации в освещении практики реализации ГМП;
— недостаточное финансовое и кадровое обеспечение ГМП.
(Из справки к заседанию коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 года)
источник: fadm.gov.ru