В период существования СССР в мировой практике существовали две модели молодёжной политики — социалистической и капиталистической общественных систем. Понятно, что их оформление и реализация были различными, вместе с тем в них было и то, что приемлемо в принципе для молодёжной политики, независимо от времени и политического устройства
В России, сменившей общественно-политическую систему, в наибольшей степени необходимо было пристраивать формы, методы, практику молодёжной политики под рыночные отношения, развитие экономической самостоятельности, «смягчая» роль государства как в организации этой деятельности, так и в плане бюджетного финансирования, причём государственное присутствие должно быть принципиально одинаковым ко всей системе молодёжной политики. Несоциалистические, рыночные факторы должны сказываться в следующем.
Развитие демократии и рыночные отношения формируют гражданское общество в полном его представлении в науке и практике. Я исхожу из того, что гражданское общество как таковое существует всегда, но его структура может содержать ограниченные демократические факторы. В советском обществе волюнтаристски существовала правящая партия, что делало обязательными её установки для всего общества и правительства, представительных органов власти, конституцией в политической системе выборочно представлялись её элементы (например, из всего молодёжного движения назывался только коммунистический союз, являвшийся по воле компартии её помощником и резервом), из правовых документов изымалась легализация существования оппозиции по отношению к правящей партии и правительству, она подвергалась политическим, идеологическим и даже организационным преследованиям. Формируемое гражданское общество не приемлет все эти «измы», его элементы приобретают равноправие в программах и действиях в конституционных рамках. Критерием «правящей партии» является лишь наличие большинства голосов при принятии общегражданских решений.
Сказанное впрямую относится к тому, что определяется и молодёжной политикой, поэтому она должна учитывать следующее.
Молодёжь является частью общества и соответственно пользуется всеми правами и исполняет обязанности, им декларируемые.
Демократическое и свободное общество предполагают возможность создания и существования различных общественных, общественно-политических и политических организаций и объединений в рамках конституционных условий. Не может существовать как «правящая партия», так и молодёжная структура, наделённая особыми правами по отношению к обществу. Недопустимы льготные, привилегированные условия. В то же время государственные органы, как и общественные структуры, вправе устанавливать конкурсные критерии (например, при формировании Государственной Думы ФС РФ по партийной системе).
Политические партии вправе создавать припартийные молодёжные организации, которые по взаимному соглашению могут выполнять роль их помощников и резерва, непосредственно участвовать в мероприятиях партии.
Молодёжная политика и рыночные отношения должны идти в тесной увязке, каждый элемент рыночных отношений должен откликаться в действиях государства и общества в сфере молодёжной политики.
Государство и общество должны чётко представить роль самой молодёжи в осуществлении общенародных задач и создать условия для проявления молодыми людьми энтузиазма, творчества, стимулировать этот процесс. При определении крупнейших хозяйственных задач целесообразно определять возможные участки для наибольшего самоорганизующего начала молодёжи, адекватно современному обществу поддерживать инициативы молодёжи типа молодёжных строек, творческих и трудовых молодёжных коллективов, ударных молодёжных объектов, студенческих отрядов различного профиля. Надо перейти от лозунга о том, что молодёжь является главной социальной базой реформирования и модернизации российской системы, экономической базы к практическому его воплощению. Следует всемерно поднять уровень востребованности молодёжи во всех отраслях народного хозяйства.
Молодёжная политика должна корректировать и объединять усилия государственных органов и общественных структур для преодоления молодёжной безработицы, максимального обеспечения всех групп и категорий молодёжи возможностью иметь рабочее место соответствующее образовательному уровню, практическим навыкам и интересам. Этот вопрос должен быть перенесён в число неотложных, первоначальных, в вопрос государственной безопасности. Это связано с тем, что: 1) молодёжь наиболее трудоспособная часть населения; 2) имеющая от поколения к поколению более высокое образование; 3) входящая в самостоятельную жизнь, образующая свою семью, производящая новое поколение; 4) следовательно, она должна своими усилиями, трудом зарабатывать средства на жизнь семьи, воспитание детей, продолжение обучения и повышение квалификации, 5) наиболее подвержена опасности наркозависимости, алкоголизма, разного рода преступности.
Понимая несбыточность постановки вопроса о полной ликвидации безработицы, в силу его значимости было бы правильным определить задачей № 1 для молодёжной политики государства и гражданского общества на федеральном, региональном, местном уровнях обеспечение каждого молодого гражданина местом для трудовой деятельности, прямой обязанностью государственных служащих и гражданским долгом всех хозяйственных руководителей обеспечение каждого молодого гражданина первым местом работы. Это должно стать предельной оценкой реализации молодёжной политики.
Какими представляются направления разработки и реализации молодёжной политики в ближайшей перспективе?
Молодёжная политика должна быть цельной, охватывать все вопросы жизни молодёжи и её участия в управлении делами государства и общества. Одновременно государство и общество должны обеспечить доступ молодёжи к формированию и реализации молодёжной политики в целом.
Содержание молодёжной политики должно определяться совместным документом государства и гражданского общества и реализовываться через соответствующие нормативные документы министерств, ведомств, общественных движений, политических партий.
На государственном уровне, в том числе посредством закона, должно определяться право молодёжных организаций участвовать в разработке документов государственных органов, непосредственно касающихся жизнедеятельности молодёжи.
В министерствах и ведомствах, деятельность которых непосредственно касается молодёжи (Министерство образования и науки, Министерство культуры, Министерство по физической культуре и спорту) в составе коллегий должны быть представители молодёжных организаций.
Рекомендовать на базе Московского гуманитарного университета (по доброй традиции) открыть подготовку молодёжных работников и научно-исследовательский центр по разработке вопросов молодёжной политики и жизнедеятельности молодёжи с бюджетным финансированием.
Ежегодно проводить общефедеральные форумы молодёжи, которые должны давать оценку положения молодёжи, проблем её жизнедеятельности и определять важнейшие задачи в сфере молодёжной политики. Для проведения форума создавать координационный комитет с широким представительством молодёжных объединений.
При государственной структуре «Росмолодёжь» образовать общественный орган, в котором должны быть представлены молодёжные организации и движения.
Определить порядок предоставления из государственного бюджета субсидий молодёжным организациям.
Установить обязательность подготовки статистического сборника и доклада Правительству РФ о положении молодёжи и обсуждения их в министерствах, ведомствах, политических партиях, молодёжных организациях.
В работе с молодёжью должен быть дифференцированный подход — школьная, студенческая, работающая молодёжь в промышленности, сельском хозяйстве и пр. Этого должны придерживаться государственные и общественные органы.
Повсеместно привлекать молодёжь к управлению делами государства и общества по типу «молодёжное правительство», «молодёжный парламент».
Нецелесообразно подменять в законодательстве и в действиях государственных и общественных органов понятие «молодёжь» на «молодёжную политику».
В.К. Криворученко