В настоящее время в России наблюдается борьба за правду и избитое клише «СМИ-четвёртая власть» действительно оправдывает себя в нынешней ситуации политических войн.
Объективность напрямую зависит от спонсоров и их взглядов, которые они хотят донести до аудитории. На конференции, прошедшей 12 февраля в ВШЭ «Форма собственности СМИ в ситуации экономического кризиса» студенты из различных вузов и городов поделились своими исследованиями.
Зачастую на просторах интернета сложно найти информацию о собственниках СМИ, в связи с этим команда учащихся Высшей школы экономики – Станислав Чаплинский, Максим Котлярский и Глеб Гавриш создали проект «Медиалес», который показывает структуру собственности российских СМИ. На данный момент база сайта насчитывает 79 изданий, которые имеют своё генеалогическое древо. Всего в России зарегистрировано примерно девяносто тысяч изданий. Отследить и упорядочить все, конечно, невозможно. Но создатели наедятся на привлечение активных стажёров и планируют ввести вики-элемент: каждый пользователь сможет добавлять информацию и после процедуры модерации данные будут дополнены. Данный ресурс будет полезен для исследователей и журналистов.
По данным press index of freedom по уровню доверия населения к СМИ Россия занимает 148 место на 2014 год. Данная ситуация в стране объясняется тем, что спонсирование источников информации осуществляется за счёт государства или частных лиц, естественно влияющих на подачу информации.
Подводя итог профессор Высшей школы экономики – Шариков Александр Вячеславович заявил: «Доверие к государству у СМИ в России традиционно намного выше, если вы проследите, даже начиная с 90-х годов. Финансирование государственных СМИ за последние годы уменьшается на 5%. И не стоит забывать, что красивая метафора «СМИ — 4-я власть» не имеет никаких правовых основ». Ирина Владимировна Жилавская, зав. кафедрой ЮНЕСКО по медиа-информационной грамотности и медиаобразованию граждан (МПГУ): «Знание того, кто производит информацию, и понимание его мотивов, безусловно, помогает потребителю разобраться в целях, формах и методах влияния на человека. Один и тот же факт в разных источниках может интерпретироваться совершенно по-разному. У медиаграмотного человека, если он не хочет быть объектом манипуляции, должна выработаться естественная потребность проверять информацию».
Елизавета Боброва