«Худей, как я» – акция ко дню снятия блокады Ленинграда. Георгиевские ленты на бутылке водки и презервативах. 40 фронтовых грамм и стриптиз от медсестры. Кокошник из георгиевской ленты. Это все анонсы и товары ночных клубов, магазинов и спортивных учреждений ко Дню Победы.
Символы мая 1945 года, за которыми слезы, кровь, пот, смерти, голод, стали маркетинговыми уловками для получения прибыли. «Принципов в таком бизнесе нет», – считает идейный вдохновитель проекта «Патруль Победы» Артем Горелик. Мониторинг в апреле запустил Молодежная палата при Мосгордуме. К проекту сразу подключились активисты районных палат – более 1500 человек. Первая задача – мониторинг интернет-пространства и оффлайн площадок.
– Получается так, что святой день для одних становится поводом нажиться для других. Людям все равно, как заманить людей. Например, ночные клубы обещают фронтовую кашу и фронтовые 40 грамм водки всем, кто придет с георгиевскими лентами, производители выпускают партию крабовых палочек «Победные» – это все примеры не просто коммерческого, а кощунственного отношения к символам Победы, – пояснил Артем Горелик.
«Патруль Победы» запущен как общероссийский проект по защите исторической памяти о подвиге советских солдат в борьбе с захватчиками. К нему присоединились уже Санкт-Петербург и Ростов. Благодаря сайду патрульпобеды.рф и группе Вконтакте, о проекте узнают люди, которые не имеют прямого отношения к «Патрулю». При этом активисты уже получили несколько важных сообщений от неравнодушных россиян: например, 28 апреля петербуржцы обратили внимание на плакат «Спасибо деду за Победу» с американским танком, с такой же изображением продавались автомобильные флажки. Сразу после обращения к компании-производителю пришел ответ с извинениями и сообщением о снятии с производства автофлажков. Власти Санкт-Петербурга пояснили, что историков в штате нет, поэтому все ошибки обнаруживают простые жители.
Локальные победы активисты «Патруля» одержали и в борьбе с ночными клубами, которые смешивают разврат с памятью о подвиге десятков народов. Сеть московских клубов убрала афиши с лозунгами «Спасибо деду за Победу» и «На поле танки грохотали», где обещали жаркую ночь в честь торжества. Правда, отступление оказалось тактическим. Спустя несколько дней банеры вернулись на сайты. Чтобы избежать таких рецидивов, молодые парламентарии готовят изменения в закон. Поправки предполагают ответственность за кощунственное отношение к символам мая 1945 года.
– Молодежная палата при Московской городской Думе по результатам работы, проделанной активистами молодежных палат, проводит систематизацию и обработку полученной информации, предлагает экспертную оценку, которая будет использована при разработке соответствующего законопроекта, сбором подписей к которому также займутся активисты молодежных палат, – пояснил заместитель председателя Молодежной палаты при Московской городской, координатор проекта в Москве Думе Василий Дубенко.
Активисты «Патруля Победы» уверяют: бороться с неправильным ношением, например, георгиевских лент никто не будет. Цель проекта – не допустить искажения и осквернения символов Победы. Сейчас проект активно набирает активистов и работает с информацией от тех, кто обнаружил примеры неуважительного отношения. «Защитить историю и память может каждый», – считает Артем Горелик.
Комментарии участников проекта:
Владимир Мохте: «На мой взгляд, внимательно и уважительно относиться к символам Великой Отечественной Войны — это задача каждого из нас. Именно мы сейчас должны сохранять и передавать нашим детям память о великом подвиге нашего народа и страны. А использование патриотической символики ради получения дополнительной прибыли — вопиющий факт неуважение к своему прошлому и тому труду, страданиям, скорби и боли, которые переносили наши соотечественники».
Николай Семенов: «Мы в долгу перед нашими ветеранами. Невозможно передать словами, что значат для них символы Победы, это святые символы, как Библия или икона для верующего человека! В первую очередь, ветеранам, горько и больно наблюдать такое использование символов Победы, которая досталась столь дорогой ценой. Подобное использование символов занижает их значимость и статус, а наше подрастающее поколение воспринимает их без осознания тех событий, которые за ними остались».
Иван Патаридзе: «Победа — это моя личная история. Мой дед дошел до Берлина. Каждая его награда — это кровь, пот и риск ради жизни, Родины и будущего. Прошло больше 70 лет. Символы его Победы стали символами моей жизни. Ради этого он сражался. Сегодня я готов защищать эти символы».
Марк Михайлович Рафалов, участник Великой Отечественной войны, гвардии капитан морской пехоты, член союза журналистов Москвы, член союза писателей России, почетный гражданин Псковской области: «Странно, цинично и крайне недопустимо такое кощунство в отношении символов Победы! Такие действия унижают эти священные символы! Ленты выпущены в память о погибших, и мне больно видеть, когда кто-то украшает ими товары в магазинах или заведениях. Эти примеры позорят моих погибших друзей и еще миллионов людей. Спасибо участникам проекта «Патруль победы» за активность, за то, что вы хотите очистить нашу жизнь от этих негодяев, которых, к сожалению, развелось слишком много».
подробнее: патрульпобеды.рф
Наталья Палюхевич