Сафина Сулейманова — педагог и юрист, руководитель успешного образовательного бизнес-проекта «ЕГЭpro100» с широкой целевой аудиторией, автор уникальной методики и востребованных учебных пособий подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию.
— Как Вы считаете, какие жизненно важные качества нужно формировать в себе, чтобы стать успешным человеком?
— Я убеждена в том, что в основе любого успеха, прежде всего, лежит труд. Успех предполагает усилия. К счастью, в моем случае это всегда так. Идеи и мечты превращаются в цели, цели побуждают к действиям, а действия приводят к тем или иным результатам. Результат, в свою очередь, не всегда бывает предсказуемым, положительным и скорым, но в подавляющем большинстве случаев, благодаря действиям и полученному результату, человек приобретает бесценный опыт. На мой взгляд, очень важно, не опуская рук и проведя работу над неизбежными ошибками, просто идти дальше. Я не знаю ни одного, по-настоящему, успешного человека, не совершавшего на своем пути тех или иных ошибок. Проблема состоит только в том, что большинство людей хотят получить желаемое прямо здесь и сейчас. Я полагаю, что именно они и являются авторами и сторонниками «теории везения». Не исключаю того, что доля удачи и везения, конечно, присутствуют, но с пугающей частотой приходится слышать в адрес тех или иных успешных людей фразу «Ему просто повезло!». В этой фразе чаще всего таится скрытая или явная зависть, черта, на мой взгляд, не характерная для по-настоящему успешных людей. Жизнь, бизнес, карьера — это увлекательная гонка, соревнование, прежде всего, с самим собой, а не с другими. Поэтому, мне думается, что жизненными качествами успешного человека являются трудолюбие, ответственность, готовность признавать свои ошибки, чувство юмора и самодисциплина.
— Считаете ли Вы себя успешным человеком?
— Я считаю себя идейным, любознательным человеком и стремлюсь в себе формировать качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать успешный человек. На данном этапе своей жизни я не могу дать ни положительного, ни отрицательного ответа на поставленный вопрос, так как, во-первых, я достаточно требовательна к себе. Судить об успехах других людей мне гораздо проще, чем о своих собственных. Да и осознание успеха может стать причиной стагнации, а между тем всегда найдутся люди, умеющие и способные делать что-либо лучше тебя. Во-вторых, любой успех относителен, ведь человек может быть успешен в одной сфере своей жизни и не вполне успешен в другой. Успех слагается из многих составляющих, которые в совокупности образуют состояние успешности. В-третьих, в моем окружение есть люди, которых я действительно могу назвать успешными, и своим примером они задают достаточно высокую планку. К ним я могу отнести и старших наставников, и замечательных педагогов, и близких друзей, и коллег, и членов команды проекта «ЕГЭpro100», с которыми мы прошли путь от идеи до большого проекта всероссийского уровня. Бытие определяет сознание, и, в том числе, благодаря им, я черпаю вдохновение, нахожусь в состоянии постоянного развития и движения.
— Недавно Вы запустили образовательный проект «ЕГЭpro100» и платформу «Умной онлайн-школы», объединяющей школьников из разных уголков России. Как Вы пришли к такому решению?
— Да, действительно, год назад мы с моей командой запустили образовательный проект «ЕГЭpro100», который изначально был задуман как бесплатный информационный ресурс, направленный на то, чтобы в максимально понятной и доступной для школьников форме донести сложную обществоведческую информацию и помочь им в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Однако с течением времени от школьников и их родителей нам стали приходить десятки писем и сообщений в день с просьбой разобрать ту или иную тему по праву, экономике, политологии и социологии, и стало очевидно, что в формат интернет-ресурса, находящегося на платформе одной из социальных сетей, такое количество информации не уместить, да и школьники все чаще стали стремиться к живому информационному обмену. Таким образом, спрос на данный ресурс оказался настолько высок, что впоследствии было принято решение о создании «Умной онлайн-школы», в которой мог бы утолить «жажду знаний» абсолютно каждый желающий школьник.
— Какова Ваша целевая аудитория?
— Целевую аудиторию составляют школьники, обучающиеся в 8–11 классах государственных общеобразовательных и частных школ в совершенно разных регионах нашей страны: от Москвы до Камчатки, от маленьких сел до крупных мегаполисов. Кроме того, в этом году к нам присоединились и учащиеся из других стран СНГ, среди которых по количеству запросов на обучение лидируют Республика Казахстан и Республика Беларусь, но также есть дети из Абхазии, Грузии, Армении. Учитывая географию проекта, наши бесплатные и платные информационные ресурсы работают 24 часа семь дней в неделю.
Между тем, нельзя не отметить, что самый высокий спрос проект вызывает именно у школьников, обучающихся в селах, деревнях и малых городах Кавказа, Крыма, Поволжья и Сибири. Такой информационный и образовательный «голод» среди сельской молодежи продиктован, скорее всего, нехваткой квалифицированных кадров, способных компетентно и профессионально подготовить к сдаче важного экзамена, решающего судьбу абитуриента. А ведь многие из выпускников, как они сами признаются, планируют поступать в ведущие вузы страны. И сегодня эта возможность становится реальнее, чем, к примеру, лет десять-двадцать назад. Онлайн-школы и дистанционное обучение призваны стирать не только географические, но и образовательные границы между «сельскими и столичными» школьниками, которые при условии качественной и грамотной подготовки, в какой точке Земного шара бы они не находились, могут поступить не только в передовой вуз своего региона, но и в лучшие вузы нашей страны. Другое дело, что школьники, проживающие в разных субъектах РФ, обучающиеся в разных школах, обращаясь к нам за помощью, приводят всегда очень схожие аргументы: «школа не готовит нас к ЕГЭ», «мне сложно осваивать информацию через школьные учебники», «мои знания не структурированы и не систематизированы» и т.д. И эту проблему необходимо решать уже на государственном уровне.
— За прошлый год Вы выпустили два учебных пособия. Вдохновением для написания книг тоже стал проект «ЕГЭpro100»?
— Да, действительно, в апреле 2017 года совместно с интеллектуальной издательской системой «Ridero» мы выпустили первую часть «Умных шпаргалок для неленивых лентяев», а уже в сентябре была издана и вторая. Сразу после выхода обе книги были размещены на полках ведущих книжных интернет-ресурсов, таких как «ЛитРес», «Ozon» и «Amazon». Однако позже были изданы и печатные версии. На самом деле, идея написания учебных пособий назревала у меня уже давно, но окончательно осознание и понимание необходимости издания книг укрепились после того как был запущен проект. Многочисленные обращения школьников еще в первые месяцы существования «ЕГЭpro100» окончательно убедили меня в том, что ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нужно зажечь. Фаршированная рыба, от хвоста и до головы напичканная всевозможной начинкой, увы, никогда не поплывет. Так и школьник, напичканный внушительным объемом всевозможной информации и не понимающий, для чего она и что с ней делать, может так и не найти ей применения. И что еще серьезнее — так и «не научиться плавать» в океане жизни.
На мой взгляд, школьника нужно не просто грамотно обучать, но и увлекать процессом, раскрывать в нем мыслительный потенциал. Именно поэтому в книгах, помимо схем и таблиц, предусмотрены также стихи, кроссворды, деловые ролевые игры. Например, один день деловой ролевой игры «Школа юного законодателя», организованный школьным учителем, способствует не только быстрому и эффективному усвоению теоретического материала, необходимого для сдачи ЕГЭ, но и способен повысить уровень правовой культуры школьника, выявить и сформировать в нем лидерские качества.
интервью полностью можно прочитать в печатном номере Общероссийского молодежного журнала «Наша Молодёжь»