Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Ставропольская краевая детская библиотека им. Екимцева

27. 10. 2010 1 559

Работа информационно-консультационной службы по вопросам семьи и детства Ставропольской краевой детской библиотеки им. Екимцева как отражение новых возможностей библиотечных и коммуникационных технологий

 

 

Актуальность развития информационного направления деятельности библиотек обусловлена тем, что государственная информационная политика, её формирование и реализация выдвигаются сегодня на передний план развития государства. В этом смысле понятие «информационное пространство» правомерно рассматривать в широком аспекте – как сферу отношений субъектов и объектов, формирующуюся по поводу производства распространения и потребления информации, и в более узком, специальном аспекте, как способ удовлетворения информационных потребностей всех слоев населения.

Вместе с тем, в последние годы приоритетом стала проблема информационной компетентности молодого поколения. Библиотечным специалистам отчетливо виден дисбаланс между уровнем информационной культуры личности и современными информационными возможностями. Молодые пользователи библиотеки зачастую не умеют понять смысла прочитанного, выделить из объёма информации её суть. Между тем, восприятие информации подразумевает её анализ, осмысление и переработку. В результате, только пятая часть молодых пользователей удовлетворена получаемой информацией, к которой молодые люди предъявляют сегодня требования оперативности, полноты, свободы и комфортности доступа. Одной из основных причин данного явления можно назвать неразвитость информационной инфраструктуры, недоступность и невысокое качество имеющихся информационных ресурсов.

Сегодня библиотеке приходится конкурировать с другими информационными институтами, которые настойчиво стремятся выступать доминантом в информационной сфере. Это общемировая тенденция. Но как показывает практика, если библиотеки проявляют мобильность, динамичность, они успешно адаптируются к новым условиям. Причем, у библиотек есть преимущества: традиции библиотечного обслуживания, знание психологии юношеского возраста, ответственность за предоставляемую информацию и др. В развитии информационных и библиотечных услуг библиотеки должны делать акцент именно на применение адекватных форм предоставления информации молодым пользователям.

Современная библиотека, ориентированная на потребности общества, для своего выживания и успешного решения важных вопросов должна активно продвигать новые информационные технологии, которые должны получать всемерное развитие. Это побуждает библиотеки актуализировать накопленный опыт, выявить инновационные формы и методы работы с тем, чтобы добиться не только более высокого качества своего труда, но и нового формата деятельности библиотеки в целом. Изменения в общественной жизни, особенно в сфере образования и культуры, непосредственно влияют на содержание работы библиотеки. А это требует мощной библиотечно-информационной поддержки документов, инновационных изменений в самой практической деятельности библиотеки.

Новый формат деятельности означает, что библиотека:

• обеспечивает более широкий и оперативный доступ к знаниям и информации, максимально полно привлекая традиционные и новые информационные ресурсы;

• рассматривает информацию как базовый компонент современного образования, поскольку качественная работа с текстом напрямую связана с грамотностью нынешнего поколения;

• становится местом коммуникационного и мультикультурного пространства;

• делает акценты на индивидуальную работу с нечитающими детьми и подростками;

• привлекает к участию заинтересованные ведомства, учреждения, организации для формирования, поддержки и продвижения новых информационных технологий в целях максимальной эффективности работы библиотеки.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек в значительной мере изменяет библиотеку и существенно повышает её авторитет. Одной из главных составляющих информационных ресурсов библиотеки до недавнего времени была библиографическая продукция (указатели, списки, каталоги и т.д.). Постепенно читатель приучает отходить от чисто библиографических форм обслуживания. Нынешнему очень занятому пользователю нужен иной информационный продукт. Вот почему одной из приоритетных задач библиотек сегодня считается знакомство молодых читателей с новыми технологиями и методиками, навыками информационного и виртуального обслуживания.

В настоящее время во многих библиотеках идёт активное наращивание собственных электронных информационных ресурсов, отрабатываются пути быстрого, максимально полного и качественного предоставления информации. Большая часть этих информационных ресурсов ориентирована на молодого пользователя, что позволяет оперативно предоставлять социально значимую для молодых людей информацию.

Ставропольская краевая детская библиотека им. Екимцева (СКДБ) не осталась в стороне от процессов внедрения информационных технологий в пространство традиционных библиотек. Более того, она выступает новатором во многих технологических вопросах и наряду со всего несколькими российскими библиотеками стала участником проекта «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек России». Цель этого проекта – содействие формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества путем обеспечения ему свободного доступа ко всем видам знания (информации), необходимого для социального, профессионального и личностного становления; обучение навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с современными информационными технологиями; привитие культуры межличностного и межнационального общения путем использования исключительных возможностей публичных библиотек, специализирующихся на работе с детьми и юношеством. Реализация проекта предусматривает деятельность медиацентров по трем основным направлениям: «Образование», «Информация», «Творчество». Пользователями медиацентра могут стать как дети, подростки, студенты, так и учителя, воспитатели, родители. Помимо возможности пользоваться электронными каталогами и картотеками, тематическими электронными базами данных детских библиотек России и другими информационными технологиями, СКДБ предлагает своим читателям участвовать в программах: «Школа информационного комфорта», «От компьютера – к творчеству», «Открывайте мир с нами!».

К слову, информационно-библиотечное обслуживание молодежи – одно из ведущих направлений в деятельности библиотек Ставрополья. Молодёжь составляет более 30% читательской аудитории, и большинство мероприятий информационного и просветительского характера рассчитано именно на молодёжь. Специалисты отмечают сложность работы с молодыми пользователями, ощущают необходимость в постоянном обновлении форм и методов работы.

В 2008 г. в Ставропольской краевой детской библиотеке им.Екимцева пришли к пониманию необходимости создания специализированной структуры, которая будет заниматься не только сбором и хранением, но и активным продвижением социально значимой информации в молодёжную среду. Такой структурой стала «Информационно-консультационная служба по проблемам семьи и детства», созданная на правах отдела библиотеки. За неполные два года работы была налажена система информирования коллективных и индивидуальных пользователей, создаются условия для дистанционного использования информационных ресурсов, издано более 20 информационно-тематических брошюр. В штате службы – профессиональный психолог и социолог.

В настоящее время «Информационно-консультационная служба по проблемам семьи и детства» реализует такие творческо-производственные проекты, как «Виртуальная справка», «Электронная доставка документов» и, пожалуй, главный проект 2010 года – «Досуг детей в г. Ставрополе».

Информационно-консультационая служба – одно из структурных подразделений библиотеки. На сегодняшний день – это один из важных отделов библиотеки. Здесь можно получить квалифицированный ответ на любой сложный вопрос. Основные направления работы отдела:

— формирование собственных информационных ресурсов;

— информационное обслуживание отдельных читателей, групп специалистов;

— оперативное, полное и качественное предоставление информации пользователям;

— повышение информационной культуры пользователей и информационной грамотности читателей библиотеки и других потребителей информации;

— составительская и издательская деятельность;

— создание электронных баз данных по проблемам молодёжи;

— сбор, аналитическая обработка и предоставление информации о проблемах жизнедеятельности и жизнеобеспечения молодёжи.

Предметный рубрикатор нашей базы данных был самостоятельно разработан сотрудниками методико-библиографического отдела. Они тщательно проанализировали запросы пользователей библиотеки и пришли к выводу, что чаще всего обращаются к следующим темам:

– Законодательная основа молодёжной политики в обществе;

– Деловая информация;

– Информация по комплексу вопросов, касающихся образования молодёжи;

– Культурно-досуговая информация;

– Информация по профориентации;

– Социальная, семейно-бытовая информация.

Собственные электронные базы данных позволили нам:

– повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;

– сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);

– расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;

– оптимально использовать документальные и информационные ресурсы, как своей библиотеки, так и других организаций;

– повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотеки.

Уникальность данной службы заключается в том, что именно здесь можно найти информацию по проблемам молодёжи не только из российских и краевых печатных изданий, но и малотиражные, и неопубликованные документы наших партнёров по информационно-документальному обмену. Библиотека и наша служба предоставляет молодым пользователям всю необходимую информацию для образования, выбора профессии, решения социально-бытовых проблем, сохранения и укрепления здоровья и по другим актуальным для молодёжи проблемам, всё для интеллектуального, духовного, творческого развития личности. Правовое просвещение вступающих в жизнь молодых граждан России стало одной из важнейших сторон деятельности Информационно-консультационной службы нашей библиотеки. Служба предоставляет читателям доступ к правовым базам данных «Гарант», «Консультант Плюс». В библиотеке проводится обучение пользователей и сотрудников компьютерной грамотности, правилам пользования Интернет, правовыми базами данных.

Библиотека становится привлекательной для молодежи и, что не менее важно, объединяет вокруг себя те организации, которые работают с молодежью. В нашем регионе, несмотря на то, что библиотечные объединения находятся примерно в равном материальном положении, а потребности молодежи во многом идентичны, подходы к организации работы этих библиотек совершенно разные. Создаются и реализуются различные проекты, повышающие социальную значимость и престиж этих библиотек в профессиональной среде региона. В этой связи открытие «Информационно-консультационной службы» помогает активизировать работу СКДБ с молодёжью и сделать ее более планомерной и комплексной.

Считаем, что есть основания позиционировать нашу службу как информационный, коммуникационный и мультимедийный центр. Это доказывает, что библиотека обновляет качество своей деятельности и ее формат, формируя в обществе понимание самоценности и оперативности информации, представленной в библиотечных ресурсах.

В сегодняшних условиях очень важно обеспечить детям устойчивый доступ к электронным информационным ресурсам – как региональным, так и общероссийским. Поэтому в рамках работы нашей службы идёт непрерывная работа по развитию виртуального обслуживания пользователей, в том числе удалённых, созданию региональной системы межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов. К сожалению, недостаточная степень координации и кооперации между библиотеками по-прежнему остаётся актуальной проблемой многих сегодняшних библиотек и является препятствием на пути их интеграции. Можно отметить следующие составляющие данной проблемы:

• недостаточная степень взаимодействия (в том числе в электронной среде) между библиотеками в масштабах населенного пункта, региона и страны;

• отсутствие информации о деятельности библиотек. Множество российских библиотек реализует значимые проекты, и их опыт должен быть интересен коллегам в разных регионах страны. Однако большинство такой информации «застревает» на уровне самой библиотеки, в лучшем случае – уровне региона. Лишь маленький ручеек этого информационного потока вливается в профессиональную периодическую печать – наиболее доступный в настоящий момент канал общероссийской профессиональной коммуникации.

Можно привести ещё ряд интересных примеров деятельности Ставропольской краевой детской библиотеке им. Екимцева в формировании информационной молодёжной среды. Главное заключается в том, что специализация детской библиотеки по различным направлениям и создание специальной информационно-консультационной службы даёт возможность рационально использовать её потенциал, организовать обмен информационными ресурсами с другими библиотеками, внедрять интересные наработки коллег в собственную практику. Кроме того, с созданием нашей службы решается проблема вовлечения молодёжь в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией