За
Анастасия Свешникова: «Глобализм и антиглобализм – вечные темы споров и размышлений. Каждый человек может привести свои аргументы, каждая личность формируется за счет своего мнения. Чем отличаются антиглобалисты от глобалистов? И отличаются ли вообще? Или это просто маски, натянутые правительством и СМИ? Часто ли вы задаете себе вопрос: «Кто ты? Глобалист или антиглобалист?»
Существует точка зрения, что глобализм означает распространение американского образа жизни и американских стандартов жизни на весь земной шар. Во всяком случае, лидерство США в этом процессе никто не оспаривает. Между тем, есть сомнение, что США строят именно глобализм. Глобализм происходит от слова globe — шар. Соответственно, «глобализация» — процесс ОКРУГЛЕНИЯ или процесс формирования шара. Суффикс «изм» говорит о том, что находится внутри предмета, а не вне него. Следовательно, речь в слове идет не о распространении чего-либо на шар, а именно формирование идеологии и структуры самого Шара. Имеет ли отношение в данном контексте США к глобализму? Никакого. То, что США диктует свою волю, опираясь на принцип Одной Мировой Власти, говорит о том, что надеяться на «глобальную» политику США не приходится. Значит, нужно вырабатывать глобальную политику самим.
Вы никогда не задумывались, почему наш земной шар делится на страны?! Почему нашим далеким предкам пришло в голову разделить людей, ведь мы же все «равны», как говорит большинство религий. Мы одно целое, одна «большая семья». Так вот эта наша «большая семья» разделилась, и все члены этой семьи хотят выделяться чем-то от других, превозмочь в чем-то. Так вот получилось, что каждый член семьи имеет свои плюсы и минусы. Отсюда войны, конфликты и прочее.
Мы не можем «жить себе поживать, да добра наживать» в одной стране, так как это слишком просто. Нам не сидится на одном месте. Нам постоянно нужны движения, движения-улучшения, модернизация. Но проблема часто в том, что улучшая что-то с одной стороны, мы ухудшаем это с другой.
Возможно, мы всего-навсего находимся на такой стадии, что нам приходится соперничать хотя бы, потому что у нас нет выбора. Мы сами не оставили себе другого выбора.
Я считаю, что если мыслить, то мыслить глобально. Я – глобалист».
Против
Никита Гуськов: «Я – антиглобалист. Как мне кажется, глобализация нужна либо развитым, либо слаборазвитым странам. Сильным — командовать, так как глобализация унифицирует человеческое сознание, слабым — для экономического развития, так как унифицируется социально-экономическое и политическое развитие стран. Россия же, по моему мнению, находится где-то посередине и глобализация нам ничего не принесет. Если задуматься, Гитлер во время Второй Мировой войны проводил ту же глобализацию, но насильственными методами.
Вспомним историю: времена наивысшего расцвета Руси приходились на правление истинно русских царей, таких как Владимир Святой, Ярослав Мудрый. Но пика своего могущества Россия достигла при императоре Петре Первом. Да, Петр проводил политику европеизации, но, примеряя западную модель к России, он неизменно изменял эту модель, а не копировал ее, как это принято сейчас. Насколько я знаю из той же истории, Россия была великой страной и в девяностые годы двадцатого века: кино, музыка. Сейчас же все это считается смешным и не заслуживающем внимания. Вывод: вместе с глобализацией идет утрата нашей духовности, нашей самобытности, нашей оригинальности и нашей гениальности. Ведь если посмотреть на русского человека и на человека любой другой национальности — становится ясно, что русские — самая образованная нация в мире.
В процессе глобализации есть такая стадия, как многоаспектная глобализация, при достижении которой весь мир осознается как единое целое. Глобализация включает унификацию сознания, в результате чего у людей отпадет потребность в общении. После наступления полной глобализации человечество будет представлять собой «марш роботов», неотличимых друг от друга.
В последнее время человечество испытывает много новых проблем: терроризм, экологическая, проблема питьевой воды. Все это — проблемы глобальные, с развитием глобализации эти проблемы усиливаются.
Глобализация – это процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Но хотим ли мы быть зависимыми от кого-либо, да еще и от такого количества субъектов? Конечно, кто-то будет зависеть и от нас, но, если вспомнить отношение других стран к России, в это верится слабо. В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета государств. Политически глобализация не только не усилит Россию, но и ослабит ее. За экономическими последствиями глобализации не надо далеко ходить — недавний кризис, погрузивший мир в хаос. Из-за того, что мы живем в мире, в котором все связано, то есть в мире глобальном, крах банковской системы в США ударил по всему миру.
Самым опасным в глобализации я считаю именно многоаспектную глобализацию как ступень, и вестернизацию как процесс. На это есть много причин: влияние одной страны на целый мир, полное копирование западных идей всеми остальным странами, утрата духовности, самобытности и интеллектуального капитала всех субъектов международных отношений».
Альтерглобализм
Людмила Березнёва: «Я – альтерглобалист. В современном мире тема глобализации является довольно модной и актуальной. Ей посвящены сотни радио и телепередач, тысячи статей и книг. Глобализация-это общий термин, обозначающий более сложный комплекс взаимодействий между физическими лицами и предприятиями, институтами и рынками, технологий и финансов, информационного обмена.
С одной стороны, глобализация благотворно влияет на процессы мировой экономики, так как существуют межрегиональные масштабные потоки взаимосвязей. Она способствует развитию международных отношений: образуются международные организации, в целях здравоохранения и т.д. Мир становится более связанным. С другой стороны, нарушается национальная идеология, размываются границы суверенного государства, усиливается влияние на экономику страны со стороны крупных мировых корпораций. Мир становится более зависимым от его субъектов.
В последние годы мир раскололся на два лагеря — глобалистов и антиглобалистов. Кем я являюсь? Глобалистом или антиглобалистом? В связи с тем, что понятие глобализация имеет двойственный оттенок, мне тяжело отнести себя как к глобалисту, так и к антиглобалисту. Я пользуюсь услугами глобализации: средствами массовой информации, беспрепятственно пересекаю границы, следовательно, я — глобалист. И напротив, я против глобализации, так как из-за влияния Запада утрачивается национальное единство. Бывший президент Чехии в качестве примера привел образ бедуина, сидящего на верблюде, носящего под национальной одеждой джинсы, в руках держа баночку кока-колы и слушая транзитное радио. Влияние Запада подрывает первоначальные ценности бедуина. Еще одно из негативных влияний глобализма – открытость границ, что способствует распространению терроризма и наркотрафика.
Я считаю, что глобализация — это необходимый, давно уже начатый и неостановимый процесс, но мне не нравится потеря национальной культуры, национального языка, потери исторических ценностей, загрязнение радио и телевидения шаблонными сериалами. Контролировать глобализацию невозможно из-за ослабленного влияния ООН на мировую общественность, также в экономике появляется ряд проблем, связанных с крупными корпорациями, которые вывозят капитал в более могучие державы, ослабляя частный национальный сектор малого и среднего бизнеса. На мой, взгляд нужно более внимательно относится к глобализационным процессам. Поэтому я – альтерглобалист».
Глокализм
Ольга Князева: «Я – глокалистка. В конце ХХ – начале XXI вв. соотношение процессов глобализации и регионализации стало предметом многочисленных научных дискуссий. Существует три четко выраженные точки зрения, одна из которых звучит следующим образом: «Мыслить глобально, но действовать локально». В современной научной литературе подобный феномен получил название глокализации.
Глокализация – это повсеместно распространённый вариант глобализации, проявляемый в способности основных тенденций в сфере производства и потребления универсальных товаров перевоплотиться в региональные формы, то есть подстроиться к специфике локального рынка.
Причина, по которой я идентифицировала себя как глокалиста, заключается в том, что невозможно не заметить все нарастающее влияние Запада, в частности Соединенных Штатов Америки, на экономику, образование, культуру и многие другие аспекты современной жизни России. Я нисколько не противник каких-либо нововведений в этих сферах, скорее наоборот, сторонник, особенно в музыкальной сфере, так как воспринимаю исключительно современных американских (реже британских или канадских) исполнителей и группы и искренне считаю, что российским исполнителям (за исключением, пожалуй, классиков русского рока – группы «Ария») есть чему поучиться у Запада. Сюда же можно отнести кинематограф, который в нашей стране словно похоронил сам себя после развала СССР в 1991 году, зато в США развивается с невероятной скоростью. Думаю, сложно поспорить, что выдержать конкуренцию с американским Голливудом нам не представляется возможным, по крайней мере пока.
Однако не могу не заметить, что в случае с образованием перенимание опыта с Запада не приведет к ожидаемым результатам. Россия всегда славилась своей системой образования, которая была по праву признана одной из лучших в мире. Нынешняя система образования, на мой взгляд, — не более, чем жалкая пародия, попытка скопировать американскую систему. Этот эксперимент вероятнее всего приведет к ухудшению уровня знаний современных школьников (студентов), а следовательно, к появлению непрофессиональных, неподготовленных должным образом специалистов. Именно столкновение с Единым Государственным Экзаменом заставило меня задуматься о том, что невозможно бездумно копировать методы и системы более экономически развитых постиндустриальных стран без тщательного анализа менталитета народа и особенностей конкретного региона, в котором решено эти методы и системы применить. То есть глокализация – это своего рода специфический региональный сценарий глобализации.
Все предельно просто, в современном глобализированном и урбанизированном мире на одном конце света дети могут с колыбельного возраста прекрасно разбираться в современных технологиях и, соответственно, иметь к ним неограниченный доступ, встречать высокие технологии в повседневной жизни и т.д., тогда как на противоположном конце ребенок умирает от элементарной нехватки здорового питания и медицинского обслуживания. И основная миссия глокализации, в моем понимании, – объединить глобальные и локальные интересы с целью достижения мировой стабильности. Возможно, именно глокализация в будущем приведет к более устойчивому положению в мире и способствует развитию международных отношений».
Позиция патриотов
Александр Васильев: «Я патриот своей Родины – России. Понятие патриот или понятие патриотизм, которое мы все знаем, не настолько просто, как многим кажется. Прошу заметить, что я патриот Земли Русской, а не государства. Я люблю страну и ненавижу государство. Горжусь достижениями, историей, духом и силой русской нации.
Недавно, прочитав о понятии патриотизм в Интернете, вынужден был с ним не согласиться. Патриот – это человек, выступающий за правду. Я не действую в интересах государства, ибо на сегодняшний день государство не настолько честно, да и вообще сказал бы, в принципе нечестное, использующее народ для достижения своих, ранее поставленных целей.
Мы видим, что по телевизору нам обещают одно, а на самом деле все иначе, или вообще не изменилось. Повторяюсь, я люблю Родину, землю, народ, но не государство. Видя всю ложь, стараюсь не только сам не быть клоном одного уклона, но и говорить об этом другим. Да, тяжело, но никто не обещал, что легко идти против системы.
Абсолютно не важно, что говорят другие. Фразы типа: «У нас страна плохая» и т.д. говорят те, кто опускает руки и ищет легких путей. Невольно возникает вопрос: «А что ты сделал, чтобы у нас жилось хорошо?» Начать надо с самого себя, только когда человек сам осознает это все (заметьте, не поймет, а именно осознает), тогда можно что-то предпринимать. Жизнь – это борьба. Надо бороться.
Честно, рад, что родился в России. У нас самая богатая и великая история, лучшие ученые, писатели, художники. Самые сильные духом люди тоже живут в России. Недаром появилось выражение «русский дух».
Нужно гордиться своей Родиной! Глупо молчать, необходимо говорить, настаивать, дорожить. И не нужно применять физическую силу, если тебя не поняли, нужно бить словом. Сила слова сильнее кулаков. У нас самый прекрасный язык мира. Так почему мы не можем его использовать, а заменяем, извините, матерными словами и всякими «чо», «ваще» и так далее.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой же причине одни считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают».
Золотая середина
Ольга Исупова: «Каждый человек — часть огромного мира, каждый человек — отдельная личность. Каждый человек тянется к обществу, каждый человек стремиться к самостоятельности. Сочетая в себе ряд противоречий — человек создает и мир вокруг себе под стать. Можно говорить о глобализации мира, можно — об антиглобалистских тенденциях. В обоих случаях представить достаточное количество доказательств в защиту собственной позиции, но как найти истину?
Осознание себя как личности — важный процесс в жизни каждого человека. Без него невозможно развитие, а почетно ли быть частью бездумного стада? Не всем дано вершить судьбы мира, но хотя бы собственную судьбу — отчего бы и нет? Но считается, что «один в поле — не воин», а человек — существо социальное. Всем нужны поддержка, единомышленники, внимание. Люди тянутся друг к другу, собираются в группы, клубы, сообщества. «Вместе веселей», «в тесноте — да не в обиде», как говориться. Как не остаться в одиночестве со своей индивидуальностью, как не потерять себя и свое мнение в толпе? Где найти ту грань, где-то между?
Во главе государства стоят люди, и направление развития им тоже задают люди, потому и тенденции те же. Яркие, сильные выделяются на общем фоне, собирают вокруг себя более слабых. Способные постоять за собственную индивидуальность сохраняют ее, других же поглощают.
Я думаю, что главное — не отрицая общества, сохранить себя. Это применимо как в рамках отдельно взятых людей, так и для государств и мира в целом. Самое важное для меня — это гармония в самой себе и с окружающим меня пространством. А гармония возможна только в том случае, когда удается найти «золотую середину» между обществом и индивидуальностью, глобальным и локальным, альтруизмом и эгоизмом».
Я — антиглобалист. Считаю, что у каждого народа должны быть государственные границы, культура и экономическая самостоятельность. Иначе вместе с размытыми границами сотрется и народ, исчезнет патриотизм и личная ответственность за свою землю, жизнь человека станет зависеть не от страны, а от ТНК, разорятся частные производители, т.к. импорт — дешевле. Как будет контролироваться численность населения? Никто не станет монахом и не уйдёт в монастырь, когда можно уехать жить на другой конец земли, тем более если там всё такое же.