Санкт-Петербург. 2003-2004 годы. Время пика употребления героина в городе среди молодежи. Тогда многие здесь поговаривали: «Это мертвое поколение, death generation». «И мы тоже принадлежали к этому поколению и восприняли это как вызов, — рассказывает Михаил Архипов. В нашей среде мы не являемся мертвым поколением, мы способны генерировать что-то творческое и как-то взаимодействовать. И поэтому появилось взамен мертвого поколения «Здоровое поколение».
«Здоровое поколение» — это региональная общественная организация Санкт-Петербурга, которая более трех лет занимается первичной профилактикой детей и подростков по вопросам наркозависимости и табакокурения, распространения ВИЧ инфекции и развитию толерантного отношения среди молодежи.
«Мы выбрали своей работой именно волонтерскую, — комментирует Михаил Архипов, директор общественной организации «Здоровое поколение». Готовим волонтеров, хорошо и качественно обученных. Они в свою очередь смогут охватить большее количество населения. С помощью волонтеров мы проводим интерактивные тренинги в школах, клубах, средне-специальных и высших учреждениях. Увеличиваем уровень информированности молодежи по вопросам употребления наркотических и психоактивных средств. Работаем с информацией о ВИЧ, путях передачи и каким образом можно защитить себя. Это помогает расширить информацию о том, что такое рискованное поведение и дать какие-то навыки выхода из рискованной ситуации»
Михаил Архипов занимается волонтерской деятельностью уже одиннадцать лет. Сначала как волонтер, потом как психолог и тренер. «Для нас волонтерство – это очень важно, — комментирует Михаил. — Это профилактический эффект и для самих волонтеров. Ведь случается, что и среди добровольцев люди курят. Но у нас есть принципиальный подход: те, кто курит или употребляют алкоголь, никогда не ведут занятий по профилактике и употребления табака и алкоголя. Это было бы не этично и не красиво с нашей стороны. У нас достаточно ребят, которые не употребляют психоактивных веществ, чтобы спокойно и нормально вести эти занятия»
В своих программах общественная организация использует «театральный подход». Эта международная методика, которую недавно привезли в Россию и адаптировали под нашу страну. В течение полутора лет она применяется и в оздоровительных лагерях.
Я решила собственными глазами увидеть, как это происходит, и отправилась в молодежный лагерь вместе с волонтерами. Мы поехали в поселок Овсяный, что в Выборгском районе Ленинградской области, там находится один из старейших детских лагерей – «Восток-2». Он существует аж с сорок пятого года прошлого столетия.
Сюда мы приехали в десять утра. Добирались около двух часов. Воздух здесь свежий, много сосен. Некоторые дети и воспитатели узнали нас и радостно спрашивали: «Это вы волонтеры?
Каждые два добровольца взяли себе по отряду. Начали с ними играть, чтобы раскрепостить и подготовить ребят к театрализированному представлению.
Впрочем, цель игр – еще и выявить проблемы этих детей. Потом в дальнейшей работе добровольцы помогают ребятам найти выходы из каких-то трудностей. Это возможно сделать на тренингах, которые проводят сами волонтеры для воспитанников лагеря. Как это происходит, я узнала у волонтера Ксюши Линкевич, студентки факультета психологии СПБГУ.
-Какие тренинги Вы будете проводить сегодня?
— Я сейчас посмотрела на свою группу, у меня ребята, в принципе, довольно маленькие – им по двенадцать лет. И по тому, что они рассказывают, для них актуальны такие проблемы как зависимость от компьютера у мальчиков и курение, особенно у девочек.
Я собираюсь провести тренинг на чувства и эмоции. Кому-то нужно сказать важную информацию, кому — то — обсудить проблемы и попытаться найти выходы.
Например, мальчики не видят своих проблем. Ведь сидение за компьютером можно чем-то заменить.
— Идут ли дети на контакт с Вами?
— В любой группе есть очень активные ребята и те, кто изначально ничего не хочет. В целом, ребята не сразу втягиваются, сначала говорят «нет, не буду», а потом некоторые упражнения им настолько нравятся, что они втягиваются. И дальше отлично работа идет.
В отряде, где я сейчас провожу сценки, очень хорошие ребята. Мы разыгрывали импровизированные диалоги. В этой игре дети могут говорить от лица кого угодно, хоть от инопланетянина. Им очень понравилось, они с удовольствием меняли тему.
Потом играли в «Крокодил», когда некоторые ребята жестами показывали проблемы молодежи, а остальные должны были догадаться.
Из списка тех проблем, что назвали ребята, мы все вместе выбрали одну, которая больше всего их интересует и поставили небольшой театральный эпизод.
— Почему Вы выбрали именно с помощью «театра» общаться с детьми?
— Многим детям действительно нравится бывать на сцене, в центре внимания. Что-то играть. Им это нравится, и они готовы включаться. И уже посредством интересной им формы, мы говорим с ребятами на темы, интересующие нас.
Они могут к этому даже не серьезно относиться и делать сценки шуточные, но, так или иначе, они затрагивают их собственную жизнь, и, когда они столкнутся с чем-то подобным или уже столкнулись, такие сценки могут помочь поискать выбор, они, возможно, задумаются. Увидеть что, выход возможен, ну а дальше делать свой выбор.
Вот что мне рассказали три девушки пятнадцати и семнадцати лет из лагеря, пожелавшие остаться не названными.
-Зачем вы курите?
-Привычка, это больше психологическая привычка, чем физическая, то есть трудно представить день без сигарет. Это то же самое, как зубы почистить. Только ты идешь и первым делом куришь. Да и нервы тоже…
— Среди вашего поколения это считается нормой — курить?
Да нет, когда ты не куришь, это наоборот нормально, это даже удивительно, что кто-то не курит.
-Приходило ли вам в голову оставить эту привычку?
— Приходило, только потом уже не получалось…
— А как вы в первый раз закурили, при каких обстоятельствах?
— Предложили и мы покурили.
— А мы с подругой летом пошли гулять, и что-то нам пришло в голову покурить, мы раскурили целую пачку, и нам понравилось, начала кружиться голова, ну и затянуло тоже.
— Я так понимаю, стойкого желания бросить курить, у вас нет?
— Да, сейчас нет.
Конечно, воспитатели проводят здесь поучительные беседы. И ребята, видимо, на какое-то время начинают задумываться. Но, наверное, этого не достаточно.
Комментарий директора детского оздоровительного лагеря «Восток-2» Екатерины Шмагиной
— Как вы думаете, летняя программа «Здоровье — это здорово» может что-то поменять в лучшую сторону?
У нас в лагере дети курят, мы не разрешаем, конечно. Постоянно проводим беседы и не разрешаем им курить. Но это очень трудно. Вот пример. С первой по третью смену у нас был мальчик, и мы попросили маму его забрать. Оказывается, он курит и уже давно. Когда звонили маме, она сказала: «Отведите ему место, пусть он курит». Мы, конечно, сказали «нет».
-А насчет программы…Я только «за», пусть даже за два дня дети что-то увидят. Но я считаю, что все-таки это должна быть система. Если это одноразовая акция, то не думаю, что сразу что-то поменяется. Ну, может, один — два человека. Если бы взять такую группу волонтеров и хотя бы десять дней в каждой смене проводить программы, может быть, что-то и поменяется. Я считаю, при нашей жизни наоборот нужно больше говорить и проводить таких акций. А у нас нет такой системы нигде: ни в школе, ни в лагере.
Комментарий психолога и заместителя директора общественной организации «Здоровое поколение», Михаилом Бриль
-Скажите, реально ли изменить поведение детей за два дня?
-Давайте говорить о том, что здесь все-таки первичная профилактика. То есть то, о чем Вы говорите – это работа с употребляющими наркотики детьми и за два дня отучить употреблять наркотики невозможно. Мы можем дать информацию ребятам за два дня о том, что такое наркотики и какие последствия возникают. Что в конкретных ситуациях делать, когда тебе как бы невзначай предлагают что-то выпить в клубе. Что надо сказать «нет» и почему.
Естественно периодически попадаются дети, которые только начали или давно употребляют табак и алкоголь. И здесь по подходу «равный равному» идет беседа. Нужно информировать, чтобы у ребенка был максимальный выбор и информация обо всех вариантах. Чтобы он знал, что если он продолжает курить, какие последствия он будет иметь.
— Вы отслеживаете какие-то результаты?
Есть объективные и субъективные показатели. Мы проводили в прошлом году двойное анкетирование: входное и выходное. Но в этом году поняли, что дети напишут то, что правильно. В этом году только входное анкетирование. Ну и субъективным показателем является то, что нас узнают.
Отдельной врезкой
Интервью с вожатым лагеря
Саша Рыжиков, вожатый лагеря «Восток-2» , бывший воспитанник лагеря, сейчас вожатый, рассказывает о проблеме курения молодежи:
— С какого возраста дети проявляют интерес к курению?
-С 13-15 лет они начинают курить. В перовом отряде курящих много. Мы, конечно, отбираем сигареты у детей, но они все равно их где-то находят. Никто ничего не покупает, он сами в магазин не бегают, всегда следим за детьми, где они находятся. Но откуда-то появляются сигареты.
-А вожатые здесь курящие?
Курящие вожатые – они были всегда. Да это плохо, но, тем не менее, вожатые прячутся от детей так, чтобы дети не видели, где они курят.
— Я разговаривала с детьми, и они мне сказали, что курят здесь больше, чем дома…
— Это «социальные» дети ( дети из многодетных и малообеспеченных семей – ком. ав.) и у них другие ценности. Если нас воспитывали одними методами, то к ним наши подходы, которые находили педагоги и вожатые в моем детстве, они сейчас к этим детям не подходят. Они считают, что им все должны и обязаны.
Врезка:
Коротко о программе «Здоровье- это здорово».
Это летняя серия выездных мероприятий в детские лагеря Ленинградской области. Программа «Здоровье- это здорово» существует уже три года, сначала на собственные средства организации, потом — на средства Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга.
Каждое лето тридцать волонтеров «Здорового поколения» приезжают в оздоровительные лагеря к детям и подросткам на два дня и проводят с ними интересные и увлекательные игры, тренинги и театрализированные постановки, которые имеют профилактические задачи. В составе волонтеров — в основном студенты факультетов психологии и социальной работы.
Анна Минаева