Скоро, 8 февраля, исполнится 135 лет со дня смерти Федора Достоевского. Он умер через четыре месяца после того как поставил точку в своём романе «Братья Карамазовы».
Я прочитал этот роман в девятнадцать лет. Помню, целую неделю ходил ошеломлённый, целую неделю находился среди героев романа, не видя ничего вокруг. С тех пор частенько беру в руки роман и перечитываю некоторые страницы. Сейчас прочитал главу о Великом инквизиторе и поразился тому, как Достоевский 135 лет назад предугадал наше время.
Помните, Христос после Своего Крещения удалился молиться в пустыню на сорок дней. В конце поста к нему явился Нечистый и стал искушать Его, предложил три совета. Третьим было предложение вручить Христу все царства земные, весь мир на веки вечные только за то, чтобы Иисус преклонился перед ним, Нечистым. Христос, как мы знаем, отверг все предложения. Достоевский пишет, что, когда Иисус Христос во второй раз явился на землю, Великий инквизитор узнал Его, приказал схватить и заключить в темницу. Ночью инквизитор пришел к Христу и стал упрекать Его за то, что Тот не внял советам Нечистого. Вот что он говорит Иисусу о третьем совете Нечистого:
«Зачем ты отверг этот последний дар? Приняв этот третий совет могучего духа, ты восполнил бы всё, чего ищет человек на земле, то есть: пред кем преклониться, кому вручить совесть и каким образом соединиться, наконец, всем в бесспорный общий и согласный муравейник, ибо потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей. Приняв мир и порфиру кесаря, основал бы всемирное царство и дал всемирный покой. Ибо кому же владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их. Мы и взяли меч кесаря, а взяв его, конечно, отвергли Тебя и пошли за Ним… Получая от нас хлебы, конечно, люди ясно будут видеть, что мы их же хлебы, их же руками добытые, берем у них, чтобы им же раздать, безо всякого чуда, увидят, что не обратили мы камней в хлебы, но воистину более, чем самому хлебу, рады они будут тому, что получают его из рук наших!.. Тогда мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы… Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с песнями, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить… Повторяю тебе, завтра же ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру твоему, на котором сожгу тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если кто всех более заслужил наш костер, то это ты. Завтра сожгу тебя».
Главный редактор Пётр Алёшкин