В 90-х годах русский народ переживал нелёгкие времена, он был унижен, ему внушали, что он деградировал, что у него нет будущего, что он не способен освоить демократию, тем более осилить модернизацию, что он должен уступить свое место другим народам.
Происходило сознательное убийство русского национального духа, ответственного национального сознания. Всякие попытки современных русских мыслителей поразмышлять о происходящих в мире процессах с точки зрения национального сознания глушились с помощью телевидения, СМИ и газетно-журнальных публикаций. Против русских был развязан геноцид, русские стали разделенным народом. Главная проблема для русского кода была в те годы не в том, что СССР был уничтожен, а в том, что рухнул русский мир, единое культурное пространство, где русские вымирали со скоростью по миллиону в год. Казалось, потеряно почти всё. И государственное, и человеческое. У. Черчилль (премьер-министр Великобритании в 1940–1945 и 1951–1955 гг.) как-то сказал: «Ни к одной стране мира судьба не была так жестока, как к России».
Трагическая история нашей страны, пройденный ею путь показывают, что с разрушением основ государства — меняется социально-общественный строй, происходят резкие изменения в политической, социально-общественной и культурно-образовательной жизни страны, которые отражаются на мировозрении и умонастроении людей и обуславливают наше культурное бессознательное, культурный код. Выросло целое поколение молодых людей, получивших американскую прививку, которые не идентифицируют себя с культурой нашей страны. Появился новый тип молодого американизированного человека,— воспитанного на американском кино, телевидении, потребительском образе жизни, культе денег, гедонизме, грубом материализме и американской мечте,— стать миллионером. «Американская мечта» — это мечта эмигранта стать материально состоятельным и благополучным. На Западе существует мечта о золотом унитазе, как о наивысшем жизненном успехе. Существует даже такая легенда: «Когда Господь Бог создавал американца, то он вложил ему в сердце любовь к деньгам».
История русской самобытности очень драматична, не всегда русские умели или хотели оставаться самими собой. У великого драматурга Фонвизина в пьесе «Бригадир» есть персонаж Иван, юный недоросль, который заявляет: «Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежит короне французской». А через сто лет другой молодой персонаж романа «Братья Карамазовы» Смердяков рассуждает так: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с».
Вот и некоторые нынешние молодые люди, хоть и родились в России, но душа их принадлежит явно не русской земле. Молодые люди не гордятся историей своей страны-победительницы, не желают жить в России и делать её страной комфортного проживания, не хотят защищать свою Родину, свой народ (идти в армию), ими владеет откровенно прозападная ориентация. Россия для них чужая. Но ещё Александр Пушкин почти двести лет назад наставлял молодых друзей: «Поймите, что Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европой; что история её требует другой мысли, другой формулы».
Поэт Ф. И. Тютчев обозначил эту проблему давным-давно в стихотворении «Умом Россию не понять», обращаясь не к нашим недругам, а к нам самим. А как иначе? Как прикажете понимать, что русские элиты в разные эпохи впадали в самоуничижение, в обезъяничанье? Примеров множество. Ересь жидовствующих ХV века; период Смутного времени ознаменован боярской готовностью ополячиться и окатоличиться; в петровскую эпоху раболепие перед голландцами и немцами почти уничтожило русскую форму жизни среди тогдашней элиты; французомания ХIХ века, когда все дворяне с рождения говорили лучше на французском, чем на русском языке, потому что родители для обучения своих детей нанимали французов. А ныне повсюду объявления: «Няни с Филиппин». Скажите мне, каким образом азиатская женщина, не зная русского языка и русской жизни, сформирует русскую душу нашему маленькому гражданину? Русские няни не только воспитали великих людей, но и сами остались в истории русской жизни.
Да, прав Владимир Путин в том, что русский культурный код в последние годы подвергся жестоким испытаниям, но он выдержал эти испытания, сохранился в основной массе народа. Время от времени еще делаются попытки проверить на прочность Русский Код, но эти попытки уже не столь опасны, как было в 90-е годы.
Русский Код заложен в генетику русского человека. Основным содержанием глубинного Русского Кода, по мнению многих ученых, является русское мессианство. Великие русские мыслители, философы, религиозные подвижники на протяжении многих веков пытались раскрыть русское миссионерское начало. Они видели русскую миссию не только в освоении пространства, но и в исторической значимости русского народа в судьбах всего человечества в его духовном предназначении, русский народ не удовлетворен реальной земной жизнью, основанной на потреблении, на деньгах, на торговле, на обладании материальными благами. «Мы — нация романтическая»,— писал Борис Васильев, писатель, и это правда. Русские живут загадочной мечтой о райской, счастливой жизни, о справедливом мире и идеальном бытии всех людей на свете, с надеждой на прекрасное лучезарное будущее. Русская нация абсолютно не политизирована, власть делегирует другим, ее занимают великие идеи и дела, вопросы правды, справедливости и морально-нравственные искания. Эти категории формируют все аспекты русской жизни.
К русским другие народы притягивали во все века образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва, Александр Невский заложил традиции союза с народами Азии, «основанные на национальной и религиозной терпимости», которые «привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях». В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. Таких явлений, как «резервация», в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики, иногда даже в ущерб коренному населению. В России множество этносов, все они сохранились в неприкосновенности. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г., обрела свою национальную культуру. Уже во второй половине ХIХ в. преподавание на финском языке в школе стало обязательным. В каждом финском доме висел портрет русского генерала Якова Кульнева, которого финны почитали как своего освободителя.
В Лифляндии (Латвии) и Эстляндии (Эстонии) национальные языки были полностью подавлены немецким. Они тоже возрождались с помощью России. Если бы не Россия, эти народы сейчас не имели бы своей государственности, своего языка. Включённость культуры многих малых народов в мировую культуру произошла и будет происходить через русскую культуру, через русский язык, через огромное российское государство, сила которых в полиэтничности. Россия является гарантией существования не только русского народа, но и малых наций. С разрушением государствообразующего народа глобализацией в первую очередь будут поглощены малые народы.
Лев Гумилёв на своих лекциях неоднократно указывал, что во Франции в Средние века существовало около ста этносов, например, гасконцы, окситанцы, пиренейцы, баски, а сейчас остались только бретонцы — всех остальных превратили во французов. «Нет другой страны мира, которая, как Россия, умела бы вобрать в себя и синтезировать множество этнических культур населяющих ее народов,— писала Н. Я. Лактионова,— и поэтому для каждого из этих народов русская культура, как и собственно национальная, была своей. Только через большую культуру массового уровня малый народ мог заявить о себе и быть услышанным в мире. Мировую известность обрели грузинский кинематограф, книги Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, поэзия Мусы Джалия, Расула Гамзатова. И все это были высокие образцы глубоко национальной культуры».
Огромную роль всегда играли и будут играть в развитии национальной культуры, которая является основой национального кода, руководители страны. «Будущее России в безупречной нравственности её руководства!» — сказал Святитель Феофан Затворник.
Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова