Четверг 18.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Народная культура ингушей

09. 01. 2022 1 398

img-20190810-wa0007

2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности. Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого — основные духовные принципы национальной культуры ингушей. Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями — всё это проявления вековых традиций народа.

 

Наиболее ярким и выразительным предметом культуры каждого народа является одежда. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь — кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет — тип полукафтана — туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет — на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты.

 

hello_html_mc15e46c

 

Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей — из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию.

 

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Черкеска из черного, коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе; за спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами — таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках. К традиционному военному искусству и к военному костюму ингушских мальчиков приучают с детства.

 

Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкой оружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления, дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору.

 

Практическое назначение и красивую форму сочетали и детали мужского пояса. Каждая деталь на узком наборном ремне имело практическую цель. Потом они превратились в элементы украшения и изготавливались из серебра. На поясе крепились: жирница, натруска, кресало, отвертка и другие приспособления.

 

1ab400ccecde66330cfcf2c6684d1ee3--historical-costume-historical-clothing

 

Характерная ингушская одежда — бурка. Это — накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка — идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески, папахи.

 

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все ингушские женщины в 19 веке носили платье — распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки — вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды — пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.

 

Головной убор ингушки — платок. Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Традиционный костюм ингушей претерпел немало изменений в 20 веке. Ингушские украшения — браслеты, бусы, кольца, перстни, подвески — в древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились серебряные. Это, в частности, пуговицы, которые украшали одежду горянок. Они представляли собой клинообразные пластинки, застегивавшие одежду от груди до пояса.

 

Dt6o8euW0AEnBIj

 

Развиты у ингушей такие ремесла как оружейное, гончарное, кузнечное, ювелирное, которые в целом по наличным материалам характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма. Широкое развитие у ингушей издревле получила металлообработка. Местные ремесленники умело сочетали различные операции по обработке металла: зернение, чернение, золочение, инкрустацию разноцветными вставками. Наиболее известными центрами ювелирного дела у ингушей были Цеча-Ахк, Цори, Евлой, Верхний Алкун, Эгикал, Эрзи, Мецхал.

 

Посуда у ингушей почти до конца 19 века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства. Посуду с древнейших времен делали из камня, дерева, глины, меди, бронзы и железа. У ингушей развивалось керамическое производство. Различные сосуды, бокалы, кувшины и блюда изготовлялись из глины с применением лощения. Со времен кобанской культуры, носителями которой были предки ингушей, сохранилась традиция украшать ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных.

 

Гончарное ремесло в Ингушетии было довольно широко распространено. Глиняная посуда была практичной, удобной, легкой в изготовлении, экологически менее вредной, хорошо сохраняло молочную продукцию в теплое время года. Для посуды подбирали наиболее качественную глину, замешивали родниковой водой, добавляли песок, изготавливали посуду на гончарном круге, который приводился в действие ногой. Сырую посуду предварительно просушивали под навесом и после этого ставили в уже раскаленную печь. Делали это в тайне от посторонних лиц, в противном случае, считалось, если чужой человек строит рожу, то вся посуда будит с кривыми краями.

 

Iran

 

Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Ингушская посуда делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое. Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно — чтобы удобно было носить его на плече издалека — от реки или со дна ущелья. Делали особой формы глиняные сосуды и для запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим спросом.

 

Обработка дерева занимала довольно большое, можно сказать приоритетное место в ингушских ремеслах. Солидная часть посуды, утвари, орудий труда, различные предметы вспомогательного характера были изготовлены полностью или частично из дерева.
Деревянную посуду вытачивали на токарных станках, которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы дерева — дуб, клен — шли на изготовление посуды.

 

Из дерева кроме кухонной посуды делали различную утварь и предметы домашнего обихода: бочки, спицы для колес, детали повозок. Детские люльки тоже изготовлялись из дерева. Причем конструкция была такой, что люлькой пользовались и в доме, и вне его. В домашнем обиходе сохраняются и другие деревянные изделия — подносы, чашки, ложки, маслобойки.

 

Традиционная медная посуда: тазы, кружки, чаны, казаны — тоже перешла из 19 века в нынешний быт. Исторически сложилась простота и некая аскетичность ингуского жилища. Там был минимум мебели: переносные деревянные кровати и столики. Но бесспорным украшением помещений были изготовленные народными умельцами бытовые предметы. Кроме деревянных, медных и гончарных изделий это были произведения мастеров, работавших с шерстью и войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты.

 

isting-3

 

Ингушские ковры обычно имеют многоцветный орнамент и бахрому синего и красного цвета. Ткацкое ремесло очень древнее и ингуши широко занимались им. В основном ткачеством владели женщины, и эта была прерогатива. Начиная от стрижки овец и кончая изготовлением одежды женщины, трудились, не покладая рук. Полученную шерсть предварительно расчесывали вручную. Шерсть стирали у реки, добавляя горское мыло, состоящее из равных частей древесной золы, животного жира и желтой глины. После этого просушенную шерсть расчесывали с помощью чесалки. Следующим этапом делали небольшие мотки шерсти, подготовленные для прядения. Пряли нить. Шерстяную нить 15—16 веретен завязывали (заправляли) в ткацкий станок и ткали полотно — домотканое сукно. Шерстяной нити (15-16 веретен) хватало для изготовления одного куска сукна на один бешмет или черкеску.

 

Изготовлением бурок в основном занимались женщины, хоть это был и весьма трудоемкий процесс. На работу уходило от 8 дней до месяца. Кузнечное ремесло у ингушей имело огромное значение. Кузнец изготавливал все виды и типы орудий труда и их частичные элементы из железа. Кузница, как правило, возводилась на краю поселения и была несложной. Обычно в кузнице находились: горн; меха; наковальня; ванна для закалки и охлаждения изделий заготовок. Вода из этой ванны считалась целебной и применялась наружно при различных заболеваниях.

 

Ремесло кузнеца почиталось и поэтому запрещалось садиться на наковальню. Для разогрева металлических заготовок применяли древесный уголь, кукурузные кочерыжки.
Предки ингушей были также искусными оружейниками. Вооружение средневекового ингушского воина составляли: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, позже кинжалы и сабли. С XVl в. среди ингушей распространяется огнестрельное кремневое оружие. В качестве защитного вооружения служили панцири и кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки. До наших дней дошли имена некоторых ингушских оружейников это: Дудик из Дошхакле, Дост из Салги, Патиев Темарко из Хамишки, Зокк из Шуана, Алпи из Хани, Берд из Цизди и др.

 

DSC_6781 (1024px)

 

Мастера из железа изготавливали различные кинжалы, мечи, шашки, кольчуги, шипы, наручи, ножи, наконечники копий и стрел, палицы, пики. В средние века шлемы, мисюрки, наконечники стрел делались из бронзы. Принципы изготовления холодного оружия до сих пор остаются неизменными. Нагретый в кузнечном горне заготовку обрабатывают с помощью молота, другими словами куют. В том числе с помощью современного кузнечно-прессового оборудования. Но способы приемы, технологии обработки металла у каждого мастера были свои, и тайна не выдавалась никому чужому. Если у мастера вырастал достойный сын, секреты работы передавались ему.

 

Унести свои знания в могилу он не имел абсолютно никакого права. Ведь он всегда получал достойную оплату за свой труд. Средства защиты и нападения, производимые народными умельцами, были высочайшего качества. Некоторые шашки рассекали даже кольчугу. Способы и секреты закалки металла охранялись превыше всего, хотя не афишировали и сам процесс ковки.

 

Оружие служило атрибутом не только воинского мастерства его владельца, но и мерилом богатства. Хороший экземпляр кинжала, шашки, пистолета, ружья мог стоить от 3 до 15 коров. Оружие ценилось не только как средство защиты и нападения, но также как элемент национального костюма (кинжал например), который носил каждый совершеннолетний, дееспособный мужчина. Потому оружие (и холодное и огнестрельное) украшали серебром и даже золотом.

 

 

Татьяна Алешкина, Заслуженный работник культуры РФ, зам. главного редактора 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией