Среда 24.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Оттепель

15. 05. 2016 302

F7XDN_-TW9w

Я думаю, у многих образованных людей при слове «оттепель» возникает в голове ассоциация с историческим периодом в СССР времён Никиты Хрущёва.

Об этом периоде написано много. И всегда утверждалось, что назван этот период по повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Ныне писатель Илья Эренбург забыт, произведения его не печатаются ни либералами, ни патриотами, а написано им было много романов, повестей, статей. В тридцатые-пятидесятые годы он играл видную роль в советской литературе. Как пишут сегодня, даже возглавлял тайную разведку ЦК КПСС. Это он написал во время Великой Отечественной войны знаменитую статью «Убей немца!». Об этом я печатала свои размышления «Наука ненависти».

 

Мне всегда хотелось прочитать повесть «Оттепель», но времени не выпадало. Недавно нашла её в Интернете и прочитала. Сразу скажу, что чтение это не принесло удовольствия. Повесть слабенькая, скучная. Персонажи не живые, сюжет высосан из пальца. Естественно, возник вопрос: почему именно эта повесть дала название целому историческому периоду нашей страны? Захотелось посмотреть, как встретили повесть в те дни, когда она была опубликована? Что о ней писали? Неужели она вызвала всеобщее восхищение? И мне будет стыдно за своё отношение к ней. Я нашла отклики тех дней об этой повести. Опубликована она была в мае 1954 года в журнале «Знамя». Одним из первых откликнулся на нее Константин Симонов. В то время он был на пике популярности, считался вторым человеком в руководстве Союза писателей СССР. Претендовал на руководителя, но в том же 1954 году на Втором съезде Союза писателей СССР вместо А. Фадеева Первым секретарём был избран поэт Алексей Сурков — тот самый, который написал слова знаменитой песни военных лет «Бьется в тесной печурке огонь». А Константин Симонов остался вторым человеком в СП и возглавил журнал «Новый мир».

 

Константин Симонов написал о повести «Оттепель» большую статью «Новая повесть Ильи Эренбурга», которая была опубликована в двух номерах «Литературной газеты» (№№ 85–86 17, 20 июля 1954 года). Вот что говорит Константин Симонов о сюжете повести: «Рассказанная в повести история Лены Журавлёвой и проблемы, связанные с ней, заслуживают внимания. Эренбург повествует о том, как молодая женщина, учительница, ещё студенткой вышедшая замуж, постепенно начинает понимать, что её муж превратился в карьериста, равнодушного к людям и даже готового переступить через их интересы и права ради своей карьеры. Лена Журавлева уходит от мужа, забирает ребёнка, начинает самостоятельную жизнь, и писатель утверждает право на её этот шаг; нравственная деформация Журавлева разрушила их любовь, семью, и дальнейшая совместная жизнь двух чуждых друг другу людей перестает соответствовать нормам социалистической морали. Наряду с этим, создавая отрицательный образ Журавлева, оказавшегося на посту директора завода, Эренбург законно спрашивает: да может ли руководить людьми человек не любящий их, человек, кощунственно прикрывающий нежелание заботиться о людях якобы государственными интересами, то есть начисто не понимающий этих государственных интересов? И отвечает: нет, не может!».

 

54da083ae64c2

 

Как видите, главная проблема в повести в том, что, говоря современным языком, муж-олигарх, директор крупнейшего московского завода, живёт интересами своей семьи, делает карьеру и деньги, не заботясь о рабочих своего предприятия, чем вызывает чрезвычайное недовольство и раздражение своей молодой супруги до такой степени, что она уходит от него. Вот такие проблемы были в СССР, не чета нынешним, когда современные девушки одержимы поисками богатеньких директоров заводов, которые бы делали свою карьеру и деньги, заботясь только о своей семье.

 

Как же относятся к поступку Лены другие персонажи повести? Считают её дурочкой, проворонившей своё счастье? Константин Симонов тоже спрашивает: «Почему, вспоминая положительных героев И. Эренбурга, вместе с симпатией к ним испытываешь и чувство неудовлетворенности, когда охватываешь глазом общую картину?». Значит, и автор рецензии засомневался в правильности поступка Лены? Нет! Вот что его смутило: «Вот Лена, хорошая молодая неглупая женщина. Такой она выглядит в повести. Однако, когда о ней заговаривают другие персонажи, то эти качества начинают приобретать оттенок исключительности, подчеркнутости. Умная женщина, в Москве такую редко встретишь, — думает о ней Коротеев…».

 

И вот как вообще оценивает повесть «Оттепель» Константин Симонов: «Далекая от художественности отрывочная протокольная запись характерна для многих страниц «Оттепели» — произведения, где беглость и поверхностность наблюдений самым разительным образом сказались не только на его идейной стороне, но с не меньшей отрицательной силой и на стороне художественной. А в итоге перед нами повесть, которая, на мой взгляд, много слабей всего, что создал Илья Эренбург за последние полтора десятилетия своей работы в литературе… В конечном итоге, вся повесть, несмотря на некоторые хорошие страницы, представляется огорчительной для нашей литературы неудачей автора».

 

Илья Эренбург обиделся и опубликовал в «Литературной газете» статью, где оправдывался, говорил, что повесть не поняли, но всё же признавал, что она неудачна. На Втором съезде писателей, который состоялся в том же 1954 году, где и в докладе, и содокладе называли повесть «Оттепель» неудачной, Илья Эренбург сказал в своем выступлении: «Если я ещё смогу написать новую книгу, то постараюсь, чтобы она была шагом вперёд от моей последней повести, а не шагом в сторону». Михаил Шолохов в своей речи на этом Съезде иронически прокомментировал эти слова Эренбурга: «По сравнению с «Бурей» и «Девятым валом» повесть «Оттепель», бесспорно, представляет шаг назад. Теперь Эренбург обещает сделать шаг вперед. Не знаю, как эти танцевальные па называются на другом языке, а на русском это звучит: «топтание на месте». Мало же утешительного вы нам наобещали, уважаемый Илья Григорьевич!»

 

Кстати, в этой своей речи Михаил Шолохов резко высказался и о произведениях Константина Симонова: «К. Симонов отнюдь не новобранец в литературе, а достаточно пожилой и опытный боец. Написал он тоже достаточно много и во всех жанрах, которые свойственны литературе. Но когда я перечитываю его произведения, меня не покидает ощущение того, что писал он, стремясь к одному — лишь бы вытянуть на четверку, а то и на тройку с плюсом. А ведь он, бесспорно, талантливый писатель, и его нежелание (о неумении тут не может быть и речи) отдать произведению всего себя, целиком, заставляет тревожно задумываться. Чему могут научиться у Симонова молодые писатели? Разве только скорописи да совершенно не обязательному для писателя умению дипломатического маневрирования. Для большого писателя этих способностей, прямо скажу, маловато. Особую тревогу вызывает его последняя книга: с виду все гладко, все на месте, а дочитаешь до конца — и создается такое впечатление, как будто тебя, голодного, пригласили на званый обед и угостили тюрей, и то не досыта. И досадно тебе, и голодно, и в душе проклинаешь скрягу хозяина.

 

Не первый год пишет т. Симонов. Пора уже ему оглянуться на пройденный им писательский путь и подумать о том, что наступит час, когда найдется некий мудрец и зрячий мальчик, который, указывая на т. Симонова, скажет: «А король-то голый!» Неохота нам, Константин Михайлович, будет смотреть на твою наготу, а поэтому, не обижаясь, прими наш дружеский совет: одевайся поскорее поплотнее, да одежку выбирай такую, чтобы ей век износу не было!».

 

Выступал Шолохов почти семьдесят лет назад в совсем другой стране, где проблемы в литературе были совсем иными, но о литературных премиях его слова звучат так, словно он их говорил сегодня. «При такой системе (литпремий) мы сами разучимся отличать золото от меди, а окончательно дезориентированный читатель будет настораживаться, увидев книгу очередного лауреата.

 

На днях я увидел человека в штатском — вся грудь в золоте и медалях. Батюшки, думаю, неужели воскрес Иван Поддубный? Пригляделся — фигура не борцовская: оказывается, это не то кинорежиссер, не то кинооператор. Нет, товарищи писатели, давайте лучше блистать книгами, а не медалями».

 

Я знаю несколько малоизвестных литераторов, которые, если нацепят все медальки, положенные лауреатам литпремий, то места на пиджаке не хватит, придётся крепить на брюки. А вот почему короткий отрезок нашей истории времён Никиты Хрущева назвали по имени этой общепризнанно слабой повести, для меня осталось загадкой.

 

 

Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией