Суббота 24.05.2025

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

Анонсы

Про спички

13. 08. 2021 2 093

спички бразильские

Историей спичек я заинтересовалась после прочтения статьи коллекционера Владимира Артамонова, в которой он рассказывал о своей лучшей находке на чердаке за четверть века собирательской деятельности, которая принесла ему больше всего денег.

И этой самой ценной находкой оказался ящик советских спичек, изготовленных на фабрике имени Кирова в городе Борисове в 1939 году. Все коробки со спичками отлично сохранились. Спички тогда были стратегическим товаром: их производство регламентировалось по качеству, по соответствию жёстким стандартам. Сейчас в коробке уже не 60 спичек. Проверка 5 коробков простым пересчётом показала следующие результаты: в коробке №1 = 43 шт., №2 = 38 шт., №3 = 38 шт., №4 = 41 шт. и в №5 = 44 шт. Это, по всей вероятности, по новым стандартам считается допустимым. И качество большинства спичек в РФ стало далеко не советское. Спичка почему-то часто загорается с третьего-пятого раза, да и горит неважно, а может и не загореться, а поломаться. Но, как бы ни было, всё равно, население, чуть что случится стихийное, бросается скупать в первую очередь спички.

 

На первый взгляд, казалось бы, кому сегодня в век высоких технологий нужны такие изделия, как спички, но для дачников и сельского населения – это удобная и необходимая бытовая вещь. Трудно поверить, но лет восемьдесят назад спички были стратегическим товаром. Спички официально являлись товаром первой необходимости, и сейчас продуктовые магазины обязаны держать в ассортименте это изделие. На самом деле, на протяжении многих столетий спички были и остаются важнейшим элементом человеческой жизни и играют важную роль в повседневном обиходе.

 

спички германские

 

Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников — Международный день спички. Существуют музеи спичек в Швеции, Швейцарии, Германии и в Чехии в Сушице. В частном музее спичек Владимира Ленивого в Харькове насчитывается более 3 тысяч спичечных коробок и двадцать две тысячи этикеток. Есть такие музеи и в России – в Рыбинске, в Калуге создан энтузиастами в 1980-х годах. Вся его экспозиция посвящена исключительно спичечному производству. Ещё есть частный музей в Люберцах, посвящённый спичечным коробкам и этикеткам и музей спичек в городе Томске, в спичечной фабрике. Музей расположен в типографии «Молодая гвардия» и там же маленький магазин, где можно купить спички в качестве сувенира. Но самый большой музей спичек в мире в португальском городе Томаре (Museu dos Fósforos), который мы посетили, будучи в Португалии. Томар — тихий, провинциальный город, там можно спокойно гулять и чувствовать себя в безопасности.

 

Вообще-то мы прилетели в столицу Португалии Лиссабон по делам Общества дружбы с Португалией, в котором мой супруг является Генеральным директором. Лиссабон — один из старейших городов мира, на века превосходит такие современные европейские столицы, как Лондон и Париж. Наше издательство печатает на русском языке классическую португальскую литературу. Заинтересованная в пропаганде своей литературы в России Португалия выделяет на это средства. Переводит книги доктор филологических наук, португаловед, член Союза писателей России Ольга Овчаренко. Она в Португалии авторитетный и уважаемый специалист, её работа отмечена высокой государственной португальской наградой, которая была вручена ей в посольстве Португалии в Москве, где мы имели честь присутствовать. На фото, публикуемом ниже, министр культуры Португалии в посольстве вместе с Ольгой Овчаренко листает мою книгу, подаренную ему, а мы с мужем слева. Посольство Португалии постоянно приглашает нас на свои приемы. Португалия одна из древнейших винодельческих стран Европы и, естественно, в посольстве всегда предлагают гостям чудесное вино.

 

спички гейши япония

 

В город Томар мы отправились, уладив все свои служебные дела, для того чтобы посмотреть замок тамплиеров. После экскурсии по замку без особого энтузиазма решили посетить ещё и музей спичек. Мы много чего видели, но никогда до этого не были в музее спичек и даже не представляли, насколько это может быть так занимательно, увлекательно и интересно! По сути дела, это одна из самых неожиданных и необычных достопримечательностей, что мы видели в Португалии. Экспонаты музея — спичечные коробки, выставленные бесконечными рядами в стеклянных витринах. Оказывается, по спичечным коробкам можно узнать многое о стране производителя, о её культуре, не говоря уж о том, что получаешь эстетическое удовольствие и приятное времяпровождение. Например, на спичках Кубы изображены пылкие мулатки, соблазнительные темнокожие красавицы в купальниках, объявляющие, что они рады приветствовать туристов. На японских спичках – гейши — один из самых знаковых образов, который мы связываем с Японией. Танцовщица — артистка — певица одета в кимоно с традиционным макияжем, причёской и перемежается с традиционным растительным японским узором и орнаментом, наполненным определенным смыслом.

 

Тут же коробки с комиксами из Германии. Комиксы в Германии — это и актуальные репортажи, и форма научного исследования, как в серии «Альфа» Йенса Хардера, описавшего период мировой истории от Большого взрыва до первых гоминидов, и даже средство профилактики экстремизма среди учащихся мусульманских школ. Комикс в Германии стал не просто изобразительным искусством, но журналистикой, литературой и застывшим кино одновременно. История объединенной страны в рисованных картинках показана гораздо занимательнее той, что подаётся в учебной литературе. Когда в тридцатых годах XX века в мире начался «золотой век» комиксов, в Германии к власти пришли нацисты. Они быстро объявили комиксы «дегенеративным искусством» и на 15 лет исключили комиксы из культурной и общественной жизни страны.

 

спички французские

 

На Бразильских спичках изображены весёлые картинки с юмористическими надписями: «Это яблоко не для троих», «Как говорила спичка, жизнь – огонь», «Не включаешь мозги? Я пошёл, извини» и т.п. Кстати, Бразилия является лидером на рынке рекламы в Латинской Америке и одним из крупнейших поставщиков рекламы в мире и пользуется международной репутацией самой креативной рекламы. На коробках спичек с фотографиями породистых охотничьих и пастушьих собак и кошек сразу узнаются любители животных – французы, поскольку собачий вопрос во Франции злободневный. Используются животные в рекламе исключительно для того, чтобы снискать доверие и симпатии потребителей, сделать свой товар более запоминающимся. На спичках из Италии, отличающихся по своему исполнению изображена вечная, застывшая красота во всём — фрагменты картин, скульптур, барельефов и живописная природа этой солнечной страны.

 

Этикетки на спичках из Южной Африки с особым очарованием и ярко выраженной национальной культурой, с изображением племён, природы и городов с национальным колоритом в определённой цветовой гамме, по которой вполне можно получить некое представление о «Радужной стране» из-за её национального разнообразия. Визуально представляешь национальную картину мира южно-африканской республики в художественном исполнении. В экспозиции есть спичечные коробки с надписями, имеющие практическое применение в хозяйстве, на оборотной стороне написаны советы по дому, рецепты и приписка: «Попробуйте этим не наестся!». Португальские спички по большей части несут в себе политическую окраску, рекламируются политические партии. На португальской политической сцене доминируют Социалистическая партия и Социал-демократическая партия после Революции гвоздик 1974 года.

 

спички из России

 

И, наконец, спички из СССР и России. Их много, сувенирные и простые. Тут представлены спички «Череповецкая СФ», спички с «верблюдом» и с «зеброй», спички «пилот» известные каждому. Есть коробка спичек с таким названием, как: «СССР — концепция антихристианской идеологии», где «серп и молот» выложены черепами и написано «made in USSR» («сделано в CCCP»). Впервые реклама на спичках появилась в Америке в 1895 году и рекламировала компанию Mendelson Opera Company (Оперная труппа Мендельсона). На спичечном коробке была фотография звезды этой комической труппы, тромбониста Томаса Лоудена с подписью: «Молодой оперный комик Америки». Оперная труппа приобрела у Diamond Match Company (Компания «Алмазный матч») 1 ящик спичечных коробков (около 100 штук) и актеры, сидя по ночам, наклеивали на них фотографии и свою примитивную рекламу. Недавно единственный оставшийся из 100 изготовленных в ту ночь коробков спичек был продан за 25 000 $.

 

Коллекцию спичек начал собирать в 1953 году житель города Томара Акилеш ди Мота Лима. Таких собирателей спичечных коробок и спичечных этикеток называют филуменистами. Коллекционировать коробки из-под спичек начали сразу после того, как они появились в продаже. А изобрел их в 1826 году Дж. Уолкер из Англии. И с тех пор коллекционирование этикеток от спичечных коробков стало приобретать глобальный размах. В начале прошлого столетия начали появляться даже отдельные общества коллекционеров во многих уголках мира. Появилась специальная литература по филумении. Филумения – очень распространенный вид собирательства. О первых людях, которые занимались коллекционированием этикеток от спичечных коробков – филуменистах, упоминается уже в некоторых различных публикациях в 60-80 годах XVIII столетия.

 

 

Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией