– О-о самоуправление! – восторженно повторяет тёмноглазый мальчуган – ученик из четвёртого класса. – Это роботы-поработители высаживаются на Землю, зомбируют учителей, и они всем ставят одни пятёрки.
– Я сниму видео для канала, и ты поставишь «лайк»? – спрашиваю юного фантазёраю
– Конечно, Виктор Витальевич, – соглашается ребёнок, сияя от счастья, – прокомментирую круто и поделюсь!
Управление в его понимание – это обязательно нападение на родную планету и внедрение в сознание уже знакомых людей. Неплохое видео можно снять и выложить на ютюб, если сюжет и персонажи будут именно фантастическими. Даже не представляю, сколько «лайков» и просмотров можно заработать на этакой сенсации.
День самоуправления – это удачная возможность получить хорошие оценки, причём сразу несколько штук. В этот замечательный день уроки ведут не учителя, а ученики старших классов.
Приходит, значит, старшеклассник по имени Руслан Давлетшин и смело говорит:
– Виктор Витальевич, вы отдыхайте, а я все шесть уроков буду вести, только покажите планы…
– Ого, – не сразу отвечаю. – Руся, ты ведь «мальчиш-плохиш» и английский сроду не учил, я помню, вёл у вас два года назад…
– Это когда было, дайте шанс, плиз!..
Даю шанс, конечно. Достаю планы – толстые тетради, рассказываю, какие темы проходим и что нужно выучить конкретно сегодня. Руслан кивает, принимает эстафету учителя. Этот день праздничный – перед Международным женским днём, уроки сокращённые. Почему бы не позволить Руслану и его помощнику Михаилу провести уроки? Мне самому интересна реакция ребят. По-моему, разработка родной школы в отношении управления на уроке – инновационная. Где ещё старшеклассники могут попробовать себя в роле учителя?
К моему удивлению, Руслан и Михаил подменяют друг другу отлично. Спорится командная работа. Пока один даёт ребятам задание, другой проверяет сделанное. Пока один объясняет тему, другой следит за дисциплиной или пишет на доске. Быть может, на уроке нужны два учителя, а не один? Два рабочих места вместо одного? Над этим стоит подумать.
Кто-то шумит на последних партах – незаметно подходит высокий светловолосый парень Михаил и просит по-хорошему, не забирая дневник:
– Вы ведь взрослые ребята, уже пятый класс, давайте тихо поработаем, уроки сокращены!.. Ничего не успеем, а в конце нам придётся поставить оценки в журнал.
Слова: «журнал» и «оценки» – действуют на младшие классы почти магически. Ребята успокаиваются и начинают работать, навёрстывая упущённое в пустом разговоре. Записывают новые слова и тренируют их в парах. Больше говорения не повредит – на улице США или Англии пригодится именно произношение. Большой объём взаимодействия с иностранцами и также приезжими даёт просто неимоверное содержание в речи слов-паразитов и неправильное произношение. Неверно говоришь – тебя переспрашивают, а вскоре вовсе перестают общаться с тобой, считая за малограмотного, поэтому речь-произношение должна быть поставлена хотя бы на уровень обывателя. Нельзя вместо определённых звуков говорить другие, иначе мало-мальски грамотный приезжий подумает, что вы – глупее его, в тайне будет этим гордиться (зараза). Будет друзьям и знакомым дома рассказывать, что встретил русского «чайника», который плохо научился на родине.
Разбавляя привычное прохождение темы рассказами про Америку или иностранцев, которые всегда хорошо говорят по-английски, замечаю, как дети внимательно слушают. Даже заворожено порой и не задают вопросы, не перебивают. Руслан и Миша – ребята с хитрецой, знают, что я пару раз был в США и могу рассказать интересное.
– А вот ваш любимый учитель был в Ю. Эс. Эй., там наверняка произносят хорошо даже афроамериканские жители, – подмигивает Руслан Михаилу.
– О-о, расскажите, Виктор Витальевич, – просят хором ученики.
Эх, зря сижу на уроке и наблюдаю за процессом. Наверное. В пору бы поболтать с коллегами в просторной учительской, полакомиться черёмуховыми тортами, которые в этот сокращённый день подарил поставщик. Приходится рассказывать снова и снова. Каждый раз, признаюсь, рассказываю примерно одно и то же, но разным классам и уже начинаю придумывать. Что на самом деле бассейны я не чистил, как низко квалифицированный работник-студент, а работал спасателем на побережье Майями. Что на самом деле не работал в «Мак Дональдсе», а развозил его менеджеров по точкам, хотя водительских прав не имею (нет у меня тяги к автомобилям, правда). Далее – имел когда-то неосторожность написать «Вконтакте», в описании профиля, что родился в США, в Нью-Йорке и служил в морской пехоте. Ребята из младших классов верят и постоянно готовы слушать разные басни о службе в пехоте и вкусных гамбургерах, а ученики постарше подозревают подвох. Я не при всех завожу разговор об отдельных и выдуманных когда-то вещах – при определённой детской аудитории. Но здесь при старшеклассниках пришлось выложиться как настоящему рассказчику – как Захару Прилепину в своих рассказах про Чечню, примерно так.
Здорово наблюдать за Русланом, который ещё пару лет назад себя плохо вёл и учился абы как. Сейчас он – другой человек, со спокойной и выдержанной речью. Даёт задание и внимательно слушает отвечающего. Детям в диковинку, что учитель – не дяденька Виктор Витальевич, а человек всего лишь на несколько лет постарше.
Этого дня детского самоуправления ребята ждут, как только слышат о нём. Ещё на неделе у меня спрашивают, кто будет меня замечать и как их зовут.
– Скорей бы завтра! – мечтает Егор. – Не знаете, кто будет вести уроки?
– Руслан Давлетшин и Миша… фамилию не помню, – отвечаю.
– Во-о, Руся… он же в моём подъезде живёт! – восторженно говорит мальчишка. Он уже представляет себя на уроке и выполняет задание, данное не мной. – Он хорошо знает английский язык?
– Вроде неплохо, – сомнения не выдаю. – Посмотрите, этот ведь специально сделано, чтобы сравнить. Хорошая задумка администрации. Интересная.
– Да, это точно.
Я иду домой, в одной руке несу свой портфель, а во второй – гостинец из столовой, полное котлет и костей пятилитровое ведро. Дети кушают хорошо не все, предпочитаю чипсы и сухарики, зато разномастные собачонки, живущие на дачном кооперативе «Путеец – 2», только видят мою бабушку, сразу весело к ней подскакивают.
День самоуправления в школе – это, безусловно, всеобщее хорошее настроение. Проходит он раз в год – перед самым праздником всех женщин. Учителя имеют возможность отдохнуть и пообщаться. На уроке находиться необязательно, можно не контролировать присланных администрацией школы учеников – завучи всегда знают, кто понравится детям с первого взгляда.
Проведя шесть уроков за меня, ещё в разных кабинетах, Руслан и Миша остаются довольными. Эх, побольше бы таких дней.
Виктор Власов