У нашего поколения есть одна хорошая черта — мы живём с твёрдой верой в бизнес с социальным лицом. Долгое время мы жили среди бизнес-моделей, которые были прибыльны, но часто работали в ущерб качеству или социальной ответственности. Люди, подобные Блейку Мысоцки (Blake Mycoskie), основателю TOMS shoes и Полу Ньюману (Paul Newman), основателю Newman’s Own, доказали, что бизнес может соединять в себе высокие финансовые показатели и социальное влияние.
Но как понять, хороша ли твоя идея для создания социального бизнеса, или насколько ты тот человек, который готов воплотить эту идею в жизнь? Иногда осознание приходит неожиданно. Для меня поворотным моментом стала встреча представителей крупной корпорации и директоров по продвижению в социальных медиа. Они обсуждали варианты заработка через лазейки, которые позволят им не платить налоги и сэкономленные деньги вложить в ещё одно предприятие. Тогда я понял, что больше не могу тратить своё время и энергию на то, чтобы отстаивать свои идеи. Я решился разработать бизнес-модель, которая позволит не только генерировать доходы, но и что-то изменить в мире. Так появился GoodBuyUs.
Если у вас есть идея/концепция создания социального бизнеса, в рамках которого вы сможете приносить пользу обществу, то вам стоит обратить внимание на следующие пять важных пунктов, которые помогут вам придерживаться выбранного направления:
- Три подхода к бизнес-модели
В отличие от традиционного бизнеса, направленного исключительно на извлечение прибыли, социальные предприниматели могут выбрать из трёх вариантов бизнес-модели для социального бизнеса:
а) жертвовать процент прибыли компании на благотворительность
б) работать совместно с сообществом, благотворительной организацией, создавая для них продукт или услугу, которая будет приносить им деньги
в) привлекать средства через фандрайзинг.
- Вперёд, к грантам и бизнес-инкубаторам!
В последнее время было создано множество организаций, работающих на то, чтобы социальное предпринимательство стало более доступным и успешным. Они могут выступать как ресурс финансовой помощи, так и предоставлять услуги менторства и сопровождения проектов. К примеру, это инкубаторы The Unreasonable Institute, Civic Ventures, Conscious Labsи сотни других, возникающих постоянно. Советую вам изучить этот вопрос подробнее.
- Мечтайте о большем, но начинайте с малого
Каждый предприниматель (социальный или нет) желает увидеть свою идею превращённой в успешный бизнес, но здесь главное – быть терпеливым. Новое дело требует времени и пространства, чтобы расти и развиваться. Ключевой подход в том, чтобы выстраивать серьёзную платформу для бизнеса через партнёрство с малой, легко управляемой организацией, и на её примере смотреть, какие подходы работают, а какие нет. Другими словами, берите в партнёры тех, кто вам по размеру. На старте все невелики.
- Не теряйте цель!
Если я принимаю решения в бизнесе, только исходя из величины выгоды, это решение часто оказывается провальным. Если, принимая решение, я следую своей цели и вере в своё дело, я остаюсь верен себе, и вокруг меня остаются только правильные партнёры и идеи.
- Не дайте переменам сбить себя с толку
Это редкость – найти своё уникальное торговое предложение сразу и навсегда. Вашим идеям и бизнесу потребуется время для развития и воплощения. За те 2,5 года, что мы делали бизнес, мы сменили семь бизнес-моделей до тех пор, пока не нашли правильное направление. Ясность требует времени, но это время того стоит.
Новый, 2014 год – отличное время, чтобы идти за своей мечтой и стать социальным предпринимателем! Удачи!
Источник: Блог The Guardian. (Перевод – Татьяна Кулагина)