Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

Карьера

17 Сен, 14:24

Анонсы

Анатолий Уралов. Подросток в бизнесе: Социализация или девиация?

25. 08. 2014 1 555

lider-shag-vpered

«Деньги нужны детям не меньше, чем взрослым. Недостаточно есть, спать и учиться. В жизни много такого, без чего трудно обойтись. Хотя бы комнатные цветы…»

Януш КОРЧАК. Маленький бизнесмен. Повесть.

Написанная в 1924 г. повесть «Маленький бизнесмен» была переведена на русский язык лишь в 1992 году. Видимо, настало время побеспокоиться о денежных потребностях наших детей, о том, как помочь юным бизнесменам освоить честные правила организации собственного дела.

 

Первые шаги в новом экономическом пространстве, которые делает Россия, делают и подростки. Что хорошего дают им занятия бизнесом? Кто проявляет экономическую инициативу — самые бедные или достаточно обеспеченные? Социологи систематически анализируют плюсы и минусы включения подростков в новые экономические отношения, изучают двойственное влияние бизнеса на их сознание и поведение — социализирующее и криминализирующее.

 

Социальная группа учащихся как экономический субъект изучена еще недостаточно. Российский «уличный» бизнес — основное трудовое пространство подростков — такой социальный институт, где правовые основания работают сегодня весьма своеобразно. Оказалось, что в сознании многих из них работа и бизнес — не одно и то же. Не все учащиеся, которые занимались бизнесом, сказали, что они работали. Выходит так, что можно заниматься бизнесом, но не считать это работой, даже если получаешь неплохие деньги.

 

1. В большинстве случаев школьники разводят понятия «работа» и «бизнес», вкладывая в них различное содержание, гораздо реже представляют бизнес как разновидность работы.

 

2. Подавляющая часть школьников связывает представления о бизнесе с процессами уличной торговли, перепродажи, с деятельностью, не требующей специального образования, подготовки или умений.

 

3. Бизнес — это получение дохода, денежного благополучия, материальной независимости.

 

4. Бизнес, в отличие от работы, — это возможность проявления инициативы и самостоятельности, это работа на себя, без вмешательства государства, сфера формирования экономической свободы.

 

5. Бизнес — это наличие риска, опасности, криминальных связей.

 

Качественный анализ показал, что бизнес для многих подростков актуален. Они «улавливают» его основные черты, связывая его с самостоятельностью и инициативой. Тревожит то, что большая доля школьников имеет весьма примитивные представления о бизнесе: он сводится к разным видам торговли — уличной, торговлей в ларьках и т.п.

 

Данные о включенности старшеклассников вразличного рода экономическую самодеятельность оказались, на первый взгляд, парадоксальными. Рыночная экономика набирает обороты, а реальная бизнес-активность подростков снижается. Эта тенденция определяется примерно такими рассуждениями выпускников: сейчас, мол, надо нормально окончить школу и поступить в вуз, а потом можно подрабатывать и заниматься бизнесом.

 

Армию юных бизнесменов, других организованных или самодеятельных работников — учащуюся молодежь с отложенной занятостью — составили более половины юношей и девушек, получающих свидетельство о среднем образовании, а вместе с сегодняшними бизнес-активистами их около 75%.

 

Обывательскую логику поведения — зарабатывать надо, прежде всего, тем, кому денег недостает, — в очередной раз посрамляет логика нового образа жизни: богатые хотят и, скорее всего, будут жить богаче — их дети в первых рядах бизнесменов. Бедные же не спешат в эти ряды. Под влиянием полученных эмпирических данных напрашивается гипотеза о развивающейся в России имущественной преемственности — доля подростков, желающих стать богатыми, выше среди богатых семей, чем среди выходцев из семей с низким уровнем жизни. С особой яркостью это проявляется среди тех, кто очень хочет стать богатым, кто готов овладеть богатством даже с риском уголовного наказания.

 

Противоречивое отношение к богатству — это не столько противостояние старых и новых ценностей, не граница между старшими и младшими, реформаторами и консерваторами; разное отношение возникает из-за неприятия криминальных средств достижения богатства. Поиск легких путей достижения благосостояния, неразборчивость в выборе средств, тем более желание стать богатым с риском уголовного наказания — эти антисоциальные нормы не могут принять не только люди со «старыми» взглядами, но и часть молодых с «новым» мышлением.

 

Изучение источников денежных доходов старшеклассников в динамике показывает, что основной из них — «родители, родственники». Родительский источник постепенно увеличивается. Второй источник денежных поступлений — оказание различных услуг и другие виды трудовой деятельности, в которых участвуют старшеклассники — удвоился. Хорошо, когда родители в состоянии удовлетворить потребности детей. Однако мы очень упростили бы проблему, полагая, что чем больше денег дети будут получать от родителей или даже зарабатывать сами, тем меньше станет случаев добывания денег скрытыми способами.

 

В основе криминализованных способов добывания денег лежит не только бедность, но и жажда богатства. Что говорят об этом сами подростки? Богатство как ценностная ориентация оказалось не только сильным фактором сознания, но и поведения, не только в отдаленном будущем, когда учащиеся станут взрослыми людьми. Данные исследований показывают, что половина мальчиков и четвертая часть девочек, которые сказали, что хотят стать богатыми даже с риском уголовного наказания, достают деньги «способами, о которых не хотелось бы говорить».

 

Отношение к богатству — один из индикаторов уровня правосознания юных граждан. Богатство как ценностная доминанта сознания доказывает свою побудительную силу и способность направлять поведение.

 

Представления юношей и девушек о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться подросткам в бизнесе, немного отличаются друг от друга. На первых местах в ранжированном ряду у девушек оказались недостаток свободного времени и снижение успеваемости. Их одноклассники-мальчики на первое место поставили проблемы «покруче» — разборки, драки, включив в первую тройку значимых трудностей конфликты с милицией. В целом, и те, и другие более или менее одинаково расценивают характер трудностей и конфликтов, связанных с предпринимательской деятельностью сверстников.

 

Кроме разборок, драк и полицейского вмешательства важную роль здесь играют родители. Их протест против опасных промыслов детей «просвечивает» сквозь указание 40% несостоявшихся бизнесменов на конфликты с родителями. Очень хорошо, что хотя бы кто-то из родителей сумел удержать и уберечь от дальнейших опасностей своих детей.

 

 

Положительный опыт подростков — экономических неформалов

Развитие рыночных отношений в экономике современной России способствует появлению новых социальных норм и ценностей, статусов и ролей, видов деятельности и рабочих мест, которые человек может не только занять, но и создать самостоятельно. Изменяются требования к людям, становятся социально востребованными такие человеческие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, организаторские способности. Люди по-разному относятся к этим новым условиям и видам деятельности, в том числе к бизнесу и коммерции, видят и ценят в них разное. Жизненные установки юных определяют разное отношение к тому положительному, что может дать занятие бизнесом.

 

Значительная часть юношей и девушек считают, что главный положительный результат участия в бизнесе — деньги. Это понятно и естественно: деньги — сущностное ядро бизнеса, коммерции. Многое хорошее, что дает бизнес, одинаково оценивают подростки, относящиеся к группам с разными ценностными ориентациями: они почти одинаково высоко оценивают значимость приобретения жизненного опыта, уверенности в себе, развития организаторских способностей. Однако, хотя и дружно, но весьма сдержанно они проголосовали за получение опыта профессиональной ориентации (15–20%).

 

То, что бизнес-деятельность дает возможность приобрести деловые связи с нужными людьми, завязать полезные знакомства, а то и дружбу с партнерами, понимают все, но особенно высоко оценили значимость этого те подростки, для которых богатство является суперценностью. Они знают, как трудно, а то и невозможно действовать в одиночку, что новичкам, не имеющим покровителей и компаньонов, удержаться в бизнесе, дающем большие деньги, сложно.

 

Стоит обратить внимание на совершенно разное отношение к такому важному делу, как помощь семье. Около 42–43% подростков, принадлежащих к группам законопослушных и безразлично относящихся к богатству, уверены, что бизнес приносит пользу семье. Видимо, свои заработки они в основном отдавали родителям. А у жаждущих богатства любой ценой помощь семье оказалась не только на предпоследнем месте, но получила самый низкий процент голосов (около 30%). Здесь может быть несколько причин: 1) сами подростки не стремятся к участию в формировании денежного бюджета семьи; 2) семья не нуждается в дополнительных деньгах, 3) родители не в состоянии потребовать от детей денежного взноса.

 

Какие же выводы можно сделать по результатам исследования? В обществе с рыночной экономикой формируются противоположные тенденции социализации молодежи. Первая несет в себе позитивные жизненные ориентации — стремление продуктивно и честно трудиться, возможность проявить свою социальную сущность, сформировать социальные качества, необходимые для освоения новых предлагаемых обществом правил поведения, развить интерес к знаниям, осмыслить ценность бескорыстного отношения к людям и делу и т.п. Однако проявляется и другая тенденция, связанная с наживой, потребительством, обманом, когда для достижения целей используются любые средства, как теперь говорят, «грязные технологии». Неформальная экономика с жесткими, а нередко жестокими правилами игры не щадит ни взрослых, ни подростков. Нередко результаты предпринимательской инициативы противоречат учебе в школе, а отношение к бизнесу и его сердцевине — богатству — может противостоять правовым и моральным нормам. Межролевой конфликт, по нашим представлениям, должен разрешаться в пользу роли школьника, а не бизнесмена.

Анатолий Уралов. Подросток в бизнесе: Социализация или девиация?: 2 комментария

  1. Людмила Волынская

    Здесь Анатолий Уралов считается «автором». У меня возникают сильные сомнения, что это действительно так, поскольку по отношению ко мне он уличен в самом наглом плагиате. В №7 2000 года в журнале «Социологические исследования» была опубликована моя статья «Престижность возраста». После этого на ту же тему я публиковала статьи еще в нескольких журналах, а в 2009 году защитила докторскую диссертацию по этой проблематике. И вдруг я случайно увидела свою работу, слово в слово, под фамилией Уралов Анатолий. Он не постеснялся опубликовать мои статьи aж в двух журналах: в журнале «Природа и человек. ХХ1 век» в 2013 году и в интернет-журнале «Третий возраст» в 2015 году. Он даже не потрудился заменить слова. Вполне возможно, что он также ворует и у других авторов. Стыдно за него, ведь за это может быть наказание, вплоть до уголовного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией