С давних времён профессия сельского механизатора была одной из самых уважаемых и почётных. Едва ли сегодня её можно назвать востребованной. И дело не в том, что большинство молодых людей отдают предпочтение творческим профессиям, а в том, что это особая работа, которую нужно любить и отдавать ей свои силы.
Машина, как девушка, а сельхозмашина, как прихотливая дама, которой нужно постоянное внимание. Упорным и добросовестным, по-настоящему любящим своё дело, является 28-летний механизатор Роман Пузанов. Ему под силу привести в исправность всю сельскохозяйственную технику Ростовской области, ничего не оставив без внимания. И чем больше будет рук, подобных Роману, умеющих управляться со сложными делами на селе, с сельскохозяйственной техникой, тем больше урожая будет собрано. Уважаемый труд рабочих и инженеров составляет становой хребет экономики России.
— Роман, расскажите, как вы стали механизатором? Что это за профессия?
— После окончания школы выбор профессии не стал для меня мучительным вопросом, кем стать. Всё дело в том, что я родился на селе, и мне всегда нравилось возиться с техникой: собирать, ремонтировать и чинить — это моё увлечение с детства. Я закончил Волгоградскую государственную сельскохозяйственную академию, факультет механизации сельского хозяйства. Профессия механизатора очень важна в сельском хозяйстве, потому что транспортные средства являются одной из главных составляющих производства. Основная задача механизатора — подготовить технику к посевным работам, а затем к уборочной кампании. От профессионализма механизатора зависит до 80% урожая. Сразу после окончания академии меня пригласили работать, сейчас я тружусь в ТД «ПодшипникМаш»-Ростов. И вот уже два года получаю удовольствие от работы инженером-механизатором в родном районе.
Сельскохозяйственная техника уже давно пришла на помощь сельхозработам и значительно облегчила тяжелый труд владельцев земли, позволяя экономить время и беречь здоровье. Трудностей в работе механизатора Роман не видит, однако отмечает, что бывали случаи, когда по невнимательности рабочий мог остаться и без пальца на руке: «Но это единичный случай, который указывает на его непрофессионализм», — отмечает молодой механизатор.
Каждый год Роман и его коллеги проходят курсы повышения квалификации. В прошедшем году Роман побывал в Белоруссии, так как машинокомплекты ТД «ПодшипникМаш»-Ростов поступают именно оттуда. Стоит отметить, что в 2012 году ТД «ПодшипникМаш»-Ростов открыл цех по сборке сельхозтехники и оборудования в Ростовской области. Это позволило самостоятельно производить сборку сельхозмашин и максимально приблизить продукцию к потребителю, а главное — существенно удешевить её для хозяйств региона. Из белорусских машинокомплектов в области тщательно и ответственно собираются машины целиком. Работы много, поэтому каждые трудящиеся руки здесь на вес золота.
— Когда я был на курсах повышения квалификации в Белоруссии, — рассказывает Роман, — нам показали, как собирать усовершенствованную модель комбайна и познакомили с нововведениями. Вообще, с трудностями в своей работе я не сталкиваюсь. Мне всё понятно, а что неясно — я быстро улавливаю, разбираясь и запоминая по ходу дела. Когда меня вызывают на место, где «встала» сельхозмашина, я сначала выявляю причину поломки, смотрю, что барахлит, затем нахожу деталь, которую нужно заменить. После этого начинается ремонт. Главное — это техника безопасности, она должна обязательно соблюдаться. Ведь, например, комбайн, с которым имеет дело механизатор, — это такая машина, где большинство её частей находятся в движении, и здесь необходима осторожность, чтобы не остаться, к примеру, без пальца.
— Нужны ли молодому человеку определенные способности и таланты, чтобы стать механизатором, или профессионализм зависит исключительно от познания, умения и практики?
— Знаю точно, что при желании всему можно научиться. Когда я пришёл на работу, то совершенно не знал сельхозтехники, потому что нас обучали и показывали все премудрости на устаревшем комбайне, а сейчас комбайны для работы совсем другие. То есть принцип работы один и тот же, а механизмы у всех разные. Этому, кстати, учат на курсах повышения квалификации. Надо помнить, что чем больше работаешь, тем лучше комбайн знаешь. Университетской теории здесь мало, нужно уметь свои знания применять на практике. С каждым годом работы опыт нарабатывается всё больше. По себе стал замечать, что лучше разбираюсь в технике и деталях, в которых раньше «плавал».
Мои главные личные качества, которые помогают в работе, — стрессоустойчивость, дипломатичность, коммуникабельность. Без них в работе никак нельзя. Например, когда возникает поломка и приезжаю я, первое, что машинисты делают — срывают свой гнев на мне. Их приходится успокаивать и говорить, что всё заработает и поедет, только нужно немного подождать. А это не так-то просто сделать! Как тут без дипломатии?
— Роман, вы уже получили образование, а приходится вам сейчас читать специальную литературу по работе?
— Я просматриваю каталог зерноуборочных комбайнов и могу почитать книги по электронике. Дело в том, что сейчас на новых моделях комбайнов устанавливаются компьютеры. Работать на таком, должно быть, одно удовольствие. Здесь тебе и компьютерная система, которой задается рабочая программа, и навигатор, и даже бывают холодильник с кондиционером. Компьютеры подсказывают, какие обороты нужно делать, чтобы мусор от зерна выдать, какие обороты барабана должны быть у комбайна, и прочие детали, в которых нужно разбираться. Для этого я открываю книгу и занимаюсь самообразованием.
Работа механизатора Романа Пузанова всегда увлекательна, а её результат приносит удовольствие не только ему, но и окружающим. И все это благодаря любви к сельскому труду, знанию техники, умению ответственно и с душой выполнять любую работу. За неустанный, кропотливый труд, достижение высоких результатов Роман получил почетную грамоту «За трудовые достижения и ударный труд во благо родной гарантийной службе», а также премию по окончанию года.
— Я получаю стабильный ежемесячный оклад плюс амортизация машины, потому что езжу по работе на своей. Один раз в полгода всему коллективу дают премию. Я доволен, потому что работа, которая мне нравится, ещё и достойно оплачивается.
Не каждый выдержит темп работы сельского механика, когда одна горячая страда сменяется другой и приходится трудиться без выходных, без отпусков. С первыми лучами солнца у сельского механизатора напряженная пора, а обязанности не ограничиваются каким-то одним конкретным делом. Приходится выполнять всё, что необходимо, порой вразрез со своими личными делами. Все знают: механизаторская жизнь такова, что требуется трудиться на полях и в ночное время, и в сложных погодных условиях.
— А много ли у вас свободного времени и как вы его проводите?
— Свободного времени немного, точнее сказать, когда начинается уборка, то времени вообще нет. Поскольку я работаю по всей области, на юге начинается уборка урожая с июня, на севере области — в июле, а заканчивается в ноябре, иногда в декабре. Такие поздние культуры, как подсолнечник и кукуруза, косятся обычно к морозам, из-за этого затягивается работа. Когда все находятся в отпусках, отдыхают на море, у меня только начинается вся работа. Это определённый минус. Но когда всё-таки находится свободный денёк, я непременно еду на рыбалку.
— Такой график работы не может не влиять на личную жизнь.
— Признаться, на личную жизнь работа ещё как влияет. Моя вторая половина начинает обижаться, потому что часто, иногда и подолгу, не видит меня. Я уезжаю рано утром, а приезжаю поздно, иногда приходится работать ночью. В разгар сезона могу не быть дома по несколько дней.
— Как вы считаете, насколько востребована и престижна профессия механизатора в наше время? Что бы вы пожелали нашей молодежи, которая стоит перед выбором будущей профессии?
— Инженер, механизатор — профессии не востребованные. Много таких людей, которые хотят быть с «белыми воротничками». Нам не хватает рабочих профессий. Молодых специалистов вообще нет. Я думаю, что если бы были хорошие рабочие места и достойная заработная плата — это помогло бы поднять престиж профессии. В наше время не везде достойное финансирование Машино-тракторного парка (МТП), поэтому приходится работать на технике годом выпуска схожим со своим, а иногда и старше. Ещё я не хожу в пиджаке, белой рубашке и галстуке, я нахожусь постоянно в рабочей одежде с руками в мазуте, а это кажется несолидным. Молодежь сегодня работе на земле предпочитает какое-нибудь занятие в городе. Оттого ребята, механизаторы или сидящие за штурвалом тяжеловесной техники, вызывают не иначе как уважение. Не каждый захочет ковыряться в железках и ремонтировать сельхозтехнику. А без желания ничего не выйдет — эту работу надо любить, чтобы стать высококвалифицированным профессионалом.
Я скажу всем молодым людям, которых одолел мучительный вопрос, кем стать. «Не надо бояться». Механизатор — это интересная профессия, она в какой-то степени даже творческая, а я нахожу в ней еще и романтику.
— Роман, видите ли вы себя и дальше в этой профессии? Какие планы на будущее?
— Когда здоровье закончится, тогда и буду менять профессию. А пока я — молодой и энергичный, и хочу работать. Здоровья уходит, конечно, много, но мне нравится моё дело. Труд, который приносит удовольствие, не может быть вредным.
интервью подготовила: Ангелина Жукова