Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

15 минут на культуру

23. 09. 2015 917

кадр проекта Обзорная экскурсия 3

Четыре года назад мы были одной из сотен компаний в стране, занимающихся созданием видеопродуктов — презентационных фильмов, рекламных роликов и т.п. Нельзя сказать, что нам не нравилась работа: иногда клиенты задавали такие головоломки, что азарт зашкаливал (чего стоит одно пожелание сделать ролик о подвесных потолках с собакой заказчика в главной роли), но хотелось создать что-то своё, ни на что не похожее.

Вполне ожидаемые амбиции для всех, кто связан с творчеством. Круг тем, которыми хотелось бы заниматься, был связан с культурой. Во-первых, потому что это было интересно нам самим, а во-вторых, мы обнаружили тотальный дефицит таких программ на региональном телевидении. Проанализировав телепрограммы нескольких местных каналов, мы выяснили, что 2,5 часа в сутки занимали новости, 2 часа — криминал, 1 час — программы рекламного характера, 20 минут отводилась программам для детей и 15 минут в сутки занимали проекты о культуре, представленные 3–4-минутными «культурными» блоками в новостных программах. А уж о культурных проектах, созданных специально для молодежной аудитории, и речи не было. Энтузиазма добавило то, что материала для съемок вокруг было море. И в свободное от создания рекламы время мы занялись экспериментами.

 

кадр проекта обзорная экскурсия (2)

 

«А» и «б» сидели на трубе…

Одним из первых интернет-видеопроектов стал сериал об архитектуре «Обзорная экскурсия. Екатеринбург». Как-то неожиданно мы столкнулись с тем, что большинство людей практически не «видят» зданий: они делят их на маленькие и большие, старые и новые. Поэтому, наверное, и памятники архитектуры у нас так легко уничтожаются — никому не придет в голову защищать то, о чём он представления не имеет. Проект оказался сложным, потому что создавался для молодежи, а это аудитория особенная — ей нужны красивые съемки, спецэффекты, компьютерная графика, выстроенная режиссура, чтобы не было желания выключить воспроизведение на второй минуте. Попутно всплыла еще одна проблема — нужно было легко и быстро объяснить непонятные термины, чтобы не довести до обморока «архитравами», «маскаронами», «капителями» и другими «страшными» словами. Вообще создание «азбуки» в видеоформате необходимо не только по архитектуре, она нужна и по изобразительному искусству (там тоже много «страшных» слов, вроде «лессировки», «ксилографии» и т.п.), и по литературе (не поверите — далеко не всё проходят в школе), да и в музыке есть с чем разбираться. Можно сколько угодно ругать людей за то, что они не смотрят «высоколобые» (кстати, очень хорошие и глубокие) программы о культуре, но пока человек не знает алфавит, странно требовать от него беглого чтения. Так что мы начали с азов. И нам не стыдно признаваться, что многие вещи мы сами осваивали в процессе работы над проектом.

 

кадр проекта обзорная экскурсия

 

От рассвета до заката

Рабочий день во время работы над «Обзорной экскурсией» начинался в 5 часов утра и заканчивался около 11 вечера, потому что здания нужно было снимать либо рано утром, пока они не заставлены припаркованными автомобилями, либо поздно вечером. Да и яркий солнечный свет не всегда благо — многие объекты требовали мягкого «режимного» света, чтобы можно было четко снять все детали. «Красивое видео», на которое мы нацелились, поглощало огромное количество времени, в этот период родилась наша корпоративная поговорка «все хорошее создается не быстро». Так оно и было: таймлэпс, который длится в кадре две секунды, требует двух, а то и более часов съемок. А в одном выпуске этот прием использовался несколько раз. Немало головной боли было и у дизайнера, который передвигал и заставлял «расти» дома, выделял характерные для того или иного стиля архитектурные детали и «оживлял» старые фотографии, заставляя двигаться трамваи, лодки, облака и т.п. Один выпуск требовал 2–3 недели работы, но зато и получался более ярким и зрелищным, чем стандартные сюжеты. Первым признаком успеха проекта стало то, что когда нам нужны были средства для создания шести серий по конструктивизму, мы смогли собрать их при помощи краудфандинга, где каждый зритель голосует «рублём», и это был первый проект о культуре в Екатеринбурге, который вообще смог собрать средства. Кстати, до сих пор подобного сериала об архитектуре нет даже у Москвы и Питера. А мы мечтаем вслед за обзорной экскурсией по Екатеринбургу создать аналогичные серии по другим городам. Пока добрались до Тюмени. Но в планах сериал, который стал бы подробным «путеводителем» по всей России.

 

мастерица по вышивке проекта Город мастеров

 

Соцсети наших прабабушек

Множество открытий принёс многосерийный видеопроект «Город мастеров», посвященный ремёслам. Вот вы знали, что нечто похожее на социальные сети придумали еще наши далекие предки? И мы не знали, пока не начали снимать выпуск про традиционную народную вышивку. Оказывается, по узорам вышивки можно было узнать, откуда человек родом, женат или нет, сколько у него детей, кем работает, к какому сословию принадлежит и много чего еще. И такие открытия были на каждой съемке. Когда мы начинали работать над проектом, скептики говорили, что этот «нафталин» у молодёжи «не пойдет». И были бы правы, если бы мы пошли по традиционному пути. Но мы решили совместить рекламу с документалистикой: снимали выпуски, выстраивая и «вылизывая» каждый кадр, как в рекламе, и сознательно отказались от закадрового текста, чтобы сохранить эффект общения с мастером напрямую, без посредника-журналиста. Кстати, времени это отнимало в два, а то и в три раза больше, чем обычное интервью: журналист по ходу съемок сразу составлял в уме примерный текст, разбивал его на блоки и помогал мастеру сформулировать текст каждого блока, чтобы он его тут же проговорил на камеру. Очень важно было дать четко структурированный материал, без лишней «воды», которая так раздражает зрителя.

 

съемка проекта город мастеров

 

Студия из утеплителя

Не все проекты снимались «на натуре», для некоторых нужна была студия. Под студию приспособили один из двух рабочих кабинетов, добавив к столам ряды декораций, распределённых по стенам. Декорации придумывали и собирали сами, и этот аттракцион мог бы стать достойным продолжением «очумелых ручек»: мы красили, клеили, приколачивали, привинчивали, шили, были сами себе дизайнерами, швеями и чернорабочими. Поскольку лишних денег у нас не было (вернее, их вообще не было) приходилось выкручиваться в плане материалов: например, эффектный фон одной из программ был сделан из утеплителя для труб, в который вставлялись неоновые лампы. Декорации для масштабного «тройного» интервью на две трети состоят из съемной гардины с черными шторами, а главный «герой» — огромный стол — до сих пор перед каждой записью практически склеивается на скотч, но в кадре выглядит очень даже прилично.

 

F59ko6Y3Pfc

 

За чей счёт «банкет»?

Вопрос «Откуда деньги на проекты?» нам задают регулярно. Когда слышат ответ — смотрят с недоверием. Четыре года мы создавали проекты бесплатно. Совсем. Просто в свободное от производства рекламы время шли и снимали. Но количество проектов росло (сейчас у нас 15 многосерийных проектов на двух сайтах и в социальных сетях), и времени они требовали всё больше. Необходимость искать источники финансирования встала очень остро. Сразу скажу, что вариант «продайте свой контент на ТВ» у нас не работает. Это в Москве канал готов купить у вас проект, если сочтет его рейтинговым. У нас ситуация обратная: за то, чтобы твой проект разместили на ТВ ты сам должен заплатить. И неважно, что ты на этом контенте не зарабатываешь, а занимаешься просвещением. Иногда могут взять бесплатно, но такое бывает в исключительных случаях (мы, кстати, вошли в число этих «исключений»). Следующим шагом была работа с госслужащими. Здесь, увы, за редким исключением о нас вспоминали только тогда, когда хотели отчитаться нашими проектами, не выделив при этом ни копейки: «У нас средства только на патриотическое воспитание, и пойдут они на организацию концерта в честь такого-то праздника». Аргумент, что концерт рассчитан на 200 зрителей, а у нас охват 1,5 миллиона, в расчет не принимался, как и то, что с воспитанием патриотизма у просветительского проекта для молодежи больше общего, чем у концерта самодеятельности (сами по себе они прекрасны, но конкретно в этом случае не эффективны). Сейчас нас иногда «выручают» гранты, иногда — краудфандинг. Так что живём мы, как на пороховой бочке — сегодня есть деньги делать проект, а что завтра — никто не знает. Но мы всё равно продолжаем работать, потому что твердо убеждены: расцвет государства начинается с расцвета образования и культуры. А мы хотим жить в процветающей стране. Звучит пафосно, но это действительно так. Поэтому — продолжение следует.

 

 

подробнее: kultur-pro.ru 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией