Во время выступления Александру Бичёву в ДК «Москвич» рукоплескал тысячный зал. Затем «Клуб Театрал» ринулся за ним на концерт в Дом учёных, где зал не просто устроил овацию, но осыпал его розами. А ведь слушатели и в «Клубе Театрал», и в Доме учёных — это, в основном, зрелые люди, искушенные хорошим искусством.
— Традиционный вопрос: расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, кто ваши родители?
— Родители у меня замечательные, как, впрочем, и любые родители, которые вырастили и воспитали. Мама у меня музыкант. Она закончила Красноярский институт культуры по классу аккордеон-баян. А папа, волею судеб, поехал работать в Красноярск. Там он в 20 лет захотел учиться игре на фортепьяно и пошёл в музыкальную школу, где преподавала мама. Так они познакомились и поженились. Папа у меня — композитор, музыкант, поэт. Замечательные стихи пишет.
— Да, я читала его стихи в Интернете. У него стихи изумительные.
— Не так давно, примерно год назад, я «набрёл» на его романс, который папа написал в возрасте 30–35 лет. Мне так лёг на душу этот романс! Такое ощущение, что он ждал меня и дождался. Я счастлив теперь исполнять его на концертах.
— Мы все с большим удовольствием этот романс слушаем. А музыка тоже Сергея Николаевича?
— Да, музыка тоже папина, Сергея Бичёва. А родом я из Воронежской области, из села Трехстенки, есть такое маленькое замечательное село.
— Когда вы начали петь? Начинали ли вы с детских музыкальных конкурсов?
— Мои папа и мама иногда играли на свадьбах. И я с пяти лет знал все песни, которые они пели, стоял рядом с родителями и орал их. Мне иногда даже говорили: «Саша! А теперь ты помолчи». Когда мне было 13 лет, я принял участие в первом туре Международного фестиваля-конкурса «Роза ветров» и победил. Меня пригласили в Москву на второй тур. И я тогда думал: «Надо ехать, раз пригласили, но там я победить не смогу. В Москве все знакомые, все друг друга знают. Куда мне?». Меня старательно собирали, купили мне костюм на два размера больше — на вырост, и я поехал в Москву участвовать во втором туре. Когда я спел, члены жюри аплодировали мне стоя. Вот уж я был удивлён. Так в 13 лет я стал лауреатом первой премии на Международном фестивале-конкурсе «Роза ветров», который проходил в Москве, в концертном зале «Измайлово», в номинации «эстрадный вокал». Потом меня определили в «Школу оперного пения Галины Вишневской» в Москве, на оперное отделение, по классу академического вокала. Я стал учиться, но через две недели у меня началась ломка голоса. Слава Богу, у меня были очень хорошие учителя, которые мне всё объяснили, и я два года молчал.
— У вас великолепный репертуар. Вы не поёте пустословных песен «на три притопа, два прихлопа», которые так полюбило молодое поколение. Вот только малый список: романсы «Не уходи», «Только раз», «День и ночь»; песни «Что так сердце растревожено», «Мелодия», «Есть только миг», «Лебединая верность» и ещё — «Памяти Karuzo», «O sole mio», «Ave Maria»… Можно перечислять ещё и ещё. Как вы сделали такой выбор?
— Этим я очень обязан замечательной пианистке, моему концертмейстеру Оксане Петриченко, которая не только незаурядная пианистка, она ещё и опытный педагог. Она дала мне много камерных, очень редких уроков, она научила меня по-другому чувствовать романсы. Мы с ней как-то совпали душами, одинаково чувствуем произведения, которые исполняем. Я всегда исхожу из того, что если у меня душа лежит к произведению, то я его пою с замиранием сердца, и у слушателей тоже сердца замирают. Я это чувствую. Это так приятно!
— Да! Мы тоже восхищаемся виртуозной, импровизационной игрой Оксаны Петриченко и вместе с вами замираем сердцем от ваших песен и романсов. Но ведь известно, что ничего случайного не бывает. Господь свёл два блистательных таланта, чтобы получилось «Волшебство музыкального творчества»! Кто были ваши учителя? У кого вы учитесь сейчас? Какую роль в вашей судьбе сыграла Галина Павловна Вишневская?
— Сейчас я учусь на 3-м курсе Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, на оперном отделении у выдающегося педагога народного артиста России Сергея Борисовича Яковенко. О нём в энциклопедиях много написано, о нём знают многие исполнители. Я очень рад, что учусь у него. А начинал я учёбу у Бориса Ивановича Яганова. Это тенор. Его дивный голос и в 70 лет звучал так, как у нас молодые не поют. Этот первый мой учитель относился ко мне со всей душой. К сожалению 2 января 2011 года его не стало, но этот человек дал мне такую основу, которую мне никогда, никто и нигде не даст. Низкий ему поклон и вечная память!
Галине Павловне Вишневской я бесконечно благодарен за её уроки. Она приезжала к нам в колледж, передавала своё мастерство. Она была таким простым в общении и необыкновенно душевным человеком. Вот ведь как получается: чем выше человек, вплоть до гениальности, тем он проще. Когда человеку нечего сказать людям, он начинает прикрываться какими-то внешними эффектами, пытается на себя что-то такое надеть и показать свою значимость. На самом деле, если ты чего-то стоишь, народ скажет. А ты будь проще. Это девиз всей моей жизни!
— Вы — мой единомышленник. Я давно это проповедую, потому что убеждаюсь всё больше и больше — чем человек умнее, образованнее, воспитаннее, благороднее, тем он проще. Господь даровал вам удивительной красоты голос. Вы — талантливый человек. А талант, как известно, требует большого труда. Много ли вам приходится ежедневно работать?
— Когда дело любишь, работать приятно. Я с радостью прихожу на репетиции, чтобы что-то новое открыть, новое узнать, пообщаться с удивительными профессионалами с доброй душой такими, как Оксана Петриченко. Вообще-то мне по жизни, слава богу, очень везёт. Меня всё время окружают очень хорошие люди — замечательные профессионалы, которые, не скупясь, делятся со мной всем, что они знают.
— Когда и где прошёл ваш первый сольный концерт? Какое осталось послевкусие?
— Мне тогда было 18 лет. И уж очень захотелось показать людям всё, что я умею. На своём уровне, на детском ещё, конечно. Я решил в свой день рождения устроить концерт на Старом Арбате в клубе «Doolin-House». Собрался полный зал, были мои друзья, все меня поддерживали. Было очень приятно. Это было начало моей сольной карьеры. А потом, после того как я стал в 2012 г. лауреатом Международного конкурса «Романсиада», вышел уже на более масштабный уровень. Ну, дай Бог, будем дальше двигаться.
— Как вы относитесь к любви поклонников? Для вас это бедствие, удовольствие или что-то ещё?
— Это счастье, когда у артиста есть свой зритель. Без этого артист не может существовать. Нет зрителя, значит, тебе нечего сказать и нечем поделиться. Это огромное счастье, когда люди приходят на твои концерты, понимают тебя, поддерживают аплодисментами. Всё это даёт силы много работать и идти вперёд. У меня на концертах потрясающие зрители, многих я вижу из концерта в концерт. И если у меня будут такие зрители рядом, то мой путь будет радостным и плодотворным. Потому что это основа. Без зрителя нет артиста!
— Я очень хорошо вас понимаю. Я сейчас пишу девятую книгу для моих читателей. И если бы у меня не было их отзывов, не было читательской аудитории, то я написала бы одну книгу и, поняв, что она никому не нужна, оставила бы эту затею. Планируете ли вы участвовать в третьем сезоне проекта «Голос»?
— Вопрос для меня очень сложный. Я не буду ничего загадывать. В России сейчас так просто ничего не решается. Я даже об этом, если честно, не думал. Если Господь даст мне такой шанс, то я, скорее всего, попробую. А нет, то я буду заниматься своим любимым делом.
— Ну и ладно. Будем решать проблемы по мере их поступления. Вы учитесь на оперном отделении Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. Мечтаете ли вы в будущем петь в Опере или вам ближе концертная деятельность?
— Я всегда мечтал спеть партию Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Она мне с детства нравится. Я, учась ещё в 9-м классе, услышал Сергея Яковлевича Лемешева — замечательного исполнителя. Просто какой-то волшебный тембр на меня свалился. Я с этого момента прослушал весь его репертуар и больше всего влюбился в партию Ленского. А ещё мне очень нравится редкая опера — «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова. Её мало исполняют, но она чудесная. Я бы хотел спеть партию Левко. Концертная деятельность мне тоже очень интересна.
— Даст бог, всё сбудется. О любимом певце хочется узнать побольше. Как вам живётся в нашей «сумасшедшей» Москве? Я — коренная и потомственная москвичка, но мне в любимой Москве стало как-то неуютно жить.
— Конечно, устаёшь от какой-то бесконечной суеты. Но понимаешь, что без этой суеты жить не можешь. Я к такому ритму уже привык. Когда приезжаю к себе на родину на неделю, дни там идут долго-долго. Вроде бы ещё пять часов дня, а я уже сделал всё, что мог сделать. Но там такая тишина вокруг! Там как-то быстро восстанавливаешь силы и опять скучаешь по Москве. Конечно, от Москвы уже никуда не деться, и я успел её полюбить за девять лет. Она стала для меня очень родной, и люди, которые меня окружают в Москве, мне тоже очень дороги.
— Москве вы тоже стали родным. Москва вас очень полюбила.
— Дай Бог! Спасибо!
— Как Вы боретесь с плохим настроением? И бывает ли оно у вас?
— Да, иногда бывает. Но пока только в тех случаях, если в творчестве что-то не получается. Если мы над чем-то работаем и у нас не выходит, как хотелось бы. Ведь это большая радость, когда ты работаешь, работаешь, работаешь… И вдруг в какой-то момент Просветление… И у тебя получилось что-то новое. Это счастье! Человек, наверное, должен переживать эти настроения — какие-то депрессии, но лёгкие, конечно, не губительные. Если ты хочешь развиваться в профессиональном плане, расти, то иногда нужно и погрустить, и попереживать. Но если ты будешь работать постоянно, то обязательно улыбнётся тебе то, что так долго у тебя не получалось, над чем ты работал.
— Мне нечего вам возразить. Ваши любимые писатель, поэт, композитор?
— Я очень люблю и классику, и современную эстраду. У меня много любимых композиторов. Но из классиков это Пётр Ильич Чайковский. Сколько романсов у него, великолепных просто. Их можно петь всю свою жизнь и находить в них что-то новое, красочное. А оперы Чайковского… Писатели? Я многих люблю. У меня и папа поэт. У нас в доме в деревне с детства моего стоит огромная стена библиотеки. Я очень благодарен за это родителям. Я читал, читал, читал… Всё, что я хотел. Биографические очень люблю книги, в том числе о великих певцах. Люблю А.П. Чехова, И.С. Тургенева, очень люблю В.П. Астафьева. У него столько души, искренности в его словах, он так замечательно описывает природу.
— Мне радостно заметить, что вы — родная мне душа. У меня те же приоритеты. Ваше любимое время года?
— Очень люблю начало весны, когда всё только начинает зеленеть, расцветать, идёт весенний кислород.
— Когда в природе Гимн Жизни!
— Да! В мае уже не так. А вот апрель, начало мая очень люблю.
— Какие у вас творческие да и житейские на новый 2014 год?
— Хочется в первую очередь научиться петь по-настоящему. Хочется посвятить этому свою жизнь и всю жизнь идти к цели. Это для меня самое большое счастье. Если удача мне улыбнётся, то меня по-прежнему будут окружать хорошие люди, помогать двигаться вперёд, подбадривать. Это так важно. Я хочу, прежде всего, стать мастером своего дела. А остальное как Бог даст. Нельзя загадывать, как карьера будет развиваться. Я буду благодарен судьбе, если на моих концертах будут полные залы и люди с концертов будут уходить счастливыми. Больше мне и не надо ничего! Ко мне приходят такие душевные люди! От них просто исходит такая светлая энергетика, что мне вдвойне хочется делиться своей энергетикой со зрителем.
— Сегодня у вас вновь был блистательный концерт. Поздравляю вас всем сердцем! Саша! Вам всего только 22 года. У вас впереди красивый, но трудный путь. И чтобы достичь своей цели, ни на йоту не сворачивайте с выбранного пути. Вы большой труженик. Вы из породы Ломоносовых! На таких стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!
Желаю вам больших творческих удач, счастья, любви и радости. А главное — спокойно перенести испытание «медными трубами», которое стремительно на вас надвигается. Ведь это самое тяжёлое испытание для творческого человека. Огонь и воду пройти легче. Оставайтесь таким же замечательным, таким же благодарным вашим слушателям, какой вы есть.
интервью подготовила Наталья Саурина
Наталья Саурина — Старинный романс
Талантливому молодому певцу Александру Бичёву «Бог есть Любовь» (Апостол Иоанн Богослов)
Замирает весь зал под старинный романс,
Смотрит в тысячу глаз, обожающих Вас.
Голос льётся легко, как свирелька звучит.
И артиста душа к нашим душам летит.
Он так светел и чист, как лесной родничок!
Сделать всех нас счастливыми как-то он смог.
Как на сердце тепло, как душе хорошо,
Майский дождик по нашим невзгодам прошёл.
Голос лёгкий летит в беззаветную высь!
Я в восторге! И снова стихи полились…
Слушать хочется пенье его вновь и вновь.
С нами в зале здесь Бог! Это значит Любовь!
20 апреля 2014г. (Пасха красная)
Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16), и это – исчерпывающее определение любви.