«Эпос – это очень древнее явление, которое бытовало у разных народов еще до появления основных мировых религий. Это своего рода идеология, сложенная на основе древних верований народа, его мировоззрение. В наше время, когда денежные отношения стали мерилом всего, когда исчезает самобытность культур многих народов их духовные ценности, именно сказители, знатоки фольклора способны направить современного человека на правильный, гуманный путь уважения к природе, к людям и самого себя. Эти люди – рапсоды. Настоящие патриоты своего дела и своей нации. Потому что, несмотря не на какие обстоятельства, они приехали сюда, за сотни и даже тысячи километров, чтобы рассказать нам о своей культуре», — такими словами из уст народного сказителя Калмыкии, Владимира Каруева начался первый день IV Международного фестиваля сказительского искусства «Эпосы мира на земле потомков Джангара».
Этот фестиваль впервые состоялся в 2007 году в Элисте – столице Калмыкии. И с тех пор стал одним из самых значимых фольклорных фестивалей в России. Идея проведения такого фестиваля не случайно родилась в Калмыкии, на земле потомков великого Богдо Джангара. Калмыки, а точнее Ойраты (древнее имя народа), унаследовали от своих предков богатый фольклор, вершиной которого является: богатырский эпос «Джангар». Сказочная страна Бумба, где нет зимы, где всегда весна, где после двадцати пяти лет не прибавляются года, правитель Джангар со своей дружиной в 612 богатырей, на протяжении многих веков будоражили сознание кочевника. Идеалы, страны, ее правителя, богатырей и их нравственных жен, все это можно найти в калмыцком эпосе.
В этом году фестиваль продлился два дня с 28 по 30 октября. Первый день начался с мастер-класса сказителей, где каждый кратко рассказав о себе, исполнил краткий отрывок из своего репертуара. Было очень интересно наблюдать за манерой исполнения каждого участника фестиваля. Так, например все заметили напряженность Алтайского сказителя Мансура Тонова, когда его «товшур» (струнный инструмент), долго не хотел настраиваться. Соблюдение ритуальных установок при исполнении эпоса – характерная черта сказительского ремесла. За их не соблюдение можно и пострадать. Одним из таких правил является: исполнение эпоса только после захода солнца. Возможно именно этим был обеспокоен Мансур.
На фестиваль приехали не только сказители эпоса, но и знатоки обрядовых песен, сказок и даже инструментальный ансамбль. Вероника Агеева из Саратовской области, рассказала о том, как усвоила старинные русские и казачьи песни от своей бабушки и что также сама продолжает традицию интересного жанра «посказенки». Одну из таких «посказенок» собственного сочинения она и представила на суд собравшимся. Закончился мастер-класс церемонией возложения цветов к памятнику выдающегося калмыцкого рапсода Ээлян Овла. Именно от него была записана самая полная версия песенного цикла Джангариады. Далее гостей фестиваля ожидал концерт с участием калмыцких артистов.
Второй фестивальный день начался с круглого стола посвященного современным проблемам бытования эпосов и сказительского искусства. Где присутствовали министр образования науки и культуры Калмыкии, ученые-фольклористы и сами сказители. Очень содержательно выступил собиратель фольклора из Монголии Бальчгийн Катуу. Он подробно рассказал о современном бытовании эпосов на территории Монголии, о формах, манерах исполнения, о культе эпоса и сказителей в жизни простых монголов-скотоводов. Если в год один раз послушать исполнение настоящего сказителя, то можно избежать болезней, засухи, несчастий. Для этого на дом приглашается сказитель, но сперва приносят инструмент приглашенного сказителя. Обычно «морин-хуур» или «товшур». Во время исполнения нельзя говорить, входить или выходить, из освещения допускается только небольшой свет свечи или фонаря около сказителя. Исполнение эпоса начинается только после захода солнца и длится до двух часов ночи. И так продолжается до десяти дней, а иногда и нескольких месяцев. После исполнения, воздаются почести музыкальному инструменту. Его оборачивают хадаком (ткань белого или синего цвета преподноситься богам, гостям) и ставят на алтарь. В это время трогать инструмент нельзя. Считается, что в данный момент в нем сконцентрированы силы тенгриев (боги-небожители) и жителей подземного мира. Услышав исполнение эпоса они посылают в этот дом благополучие. Далее инструмент с почестями относят обратно в дом сказителя. И наконец, поблагодарив, провожают домой самого сказителя.
Продолжился день долгожданными выступлениями участников фестиваля. Все номера были по-своему уникальны. И не смотря на то, что зрители не понимали текста песен. Исполнение было убедительным и завораживающим. Зрительный зал как будто путешествовал вместе со сказителями, оказываясь то в степях Казахстана, то горах Кавказа. Надолго запомнится необычайное звучание «чонгура» и восточные мотивы Дагестана, алтайское и башкирское горловое пение в котором слышится: пение птиц, журчание горной реки, стук копыт лошадей и голоса мифических предков. Молодые энтузиасты из Северной Осетии, которые возрождают древние инструменты и песни из Нартского эпоса ансамбль «Къона». Таймураз Берозов, Александр Бестаев и Натия Тедеева. Им удалось воссоздать по чертежам древний Сарматский инструмент «дыууадастанон» — двенадцати струнную арфу IX века. Появление этого инструмента так описывается в Нартском эпосе: «Хамыц, у которого Сырдон украл корову, проник в его потайной дом, убил жену Сырдона и двенадцать сыновей и положил их в горячий котёл, вместо мяса. Сырдон поражённый горем, взял кисть руки старшего сына и натянул на неё двенадцать струн, сделанных из жил сыновей. Подарив свой фандыр нартам, Сырдон был принят в их общество». Звучание их инструментов, напомнило средневековые мотивы Европы. Участницы из Казахстана Шолпан Бембетова и Кунсулу Турпенова, продемонстрировали всю красоту исполнения казахских эпосов «Маулимнияз-Едге» и «Кур-Огло» в сопровождении ритмичной казахской домбры. Участники шоу «Минута славы» из Удмуртии деревенский ансамбль «Инвожо» своими обрядовыми песнями и танцами зажег и очаровал весь зрительный зал. Особенно всем понравились костюмы участниц. Нагрудные монисты сделанные из монет, передаются из поколения в поколение, от матери к дочери. Некоторым монетам по двести лет. Калмыцкие исполнители, порадовали тем, что большинство из них это молодые и талантливые ребята. Они решили стать сказителями, и постигают это ремесло под руководством сказителя Баатра Манджиева.
«Жъыу» ансамбль аутентичного пения из Адыгеи, самый многочисленный коллектив фестиваля, исполнил песни из Нартского эпоса. Надо сказать, что Нартский эпос был распространен не только в Адыгее, но и у других народов Кавказа. Современная ситуация такова, что традиция исполнения эпоса прервалась, остались только магнитофонные записи. Воссозданием живого исполнения песен Нартского эпоса и занимается ансамбль «Жъыу». «Международный фестиваль сказительского искусства «Эпосы мира на земле потомков Джангара» — это фестиваль фестивалей. Он имеет колоссальное значение. Потому что эпическое искусство – это археология народной души. В наше время глобализации, эпос играет большую роль в национальном самосознании народа. Чем богаче фольклор, тем более конкурентно способна нация, обладающая этим драгоценным знанием. Не зная фольклора, мы теряем весь опыт, всю мудрость наших предков. Вы знаете, приехав в первый раз сюда в 2007 году, мы получили мощный импульс, получили бесценный опыт. Мы увидели, как выглядит и строится исполнительская традиция у других народов. Все это нам очень помогло. И сегодня мы уже исполнили песни из Нартского эпоса, в том виде в котором они исполнялись сотни лет», — поделился с нами впечатлениями руководитель ансамбля «Жъыу» Замудин Гучев. На протяжении тридцати лет он занимается исполнением народных песен и обучает этому молодых ребят.
IV Международный фестиваль сказительского искусства «Эпосы мира на земле потомков Джангара» завершился вручением дипломов и памятных подарков. А под финальную песню зал стоя аплодировал на прощание гостям Элисты. Способность сказителя оценивается в передачи содержания в манере эмоциональной подачи эпоса. Окунуться в волшебный мир аутентичной культуры народов мира, услышать голоса древности, увидеть душу народа, и все это за несколько часов, это бесценная возможность и море позитивной энергетики.
Азыдов Чингис