Галина, волею судеб я случайно попала на ваш госэкзамен в Ипполитовке и осталась от него в полном восторге. Много раз вас слушала, практически не пропускала ваших сольных концертов, но даже не подозревала, что вы такая большая артистка.
Каждое произведение было не просто спето, а ещё и замечательно сыграно. Вам подвластно всё! Арии из опер, колыбельная, русская песня¸ эстрада — всё было спето на высочайшем уровне. Ваш голос будто трель соловушки. Вы меня просто потрясли своим могучим талантом! Браво!
— Позвольте задать вам несколько вопросов для интервью.
— Спасибо вам за такую оценку моего творчества. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
— Расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, кто ваши родители? Я прочла в интернете, что вы родом с Крымского полуострова, а ваш родной город Москва.
— Родилась я в Крыму, но в мои три года мы с мамой вернулись в Подмосковье, в деревню Белая, откуда она была родом. Всё своё детство я прожила там, там же училась в школе. Но Крым для меня остался волшебным местом. Горы, море, степи в Крыму — это что-то потрясающее.
— Там, в деревне Белая, где вы жили, музыкальной школы не было, наверное?
— Там была музыкальная школа, я туда немного походила, но потом родители узнали, что есть такая музыкальная студия «Пионерия» в городе Железнодорожный. Ездить приходилось далеко, почти каждый день, но это того стоило.
— Мы теперь видим, что труд не пропал даром. Когда вы начали петь? Где вы учились пению? Кто был вашим первым учителем? Кто вас учил впоследствии?
— В «Пионерии» были и есть прекрасные педагоги. Первая учительница, к которой я попала в младший хор, — Молодежникова Ирина Павловна. Она первая рассказывала об азах пения. Все занятия проходили в форме игры, было очень интересно. Но не только пению я училась. По другим предметам тоже были очень хорошие педагоги. По фортепиано — Тараканова Ирина Борисовна, по сольфеджио — Валентина Николаевна Усова, сам Георгий Александрович Струве, художественный руководитель студии, нас учил. До сих пор пользуюсь знаниями, которые получила там, очень благодарна всем педагогам. Затем поступила в музыкальный колледж при институте им. М.М. Ипполитова-Иванова. Педагог, которая мне очень много дала в профессиональном плане, — Шарова Татьяна Павловна, заслуженная артистка России. Она — прекрасная певица, музыкант, да еще и человек очень интересный, образованный, интеллигентный. Мне очень повезло, что я ее встретила на своем жизненном пути. В институте я попала в класс к профессору Рубену Павловичу Лисициану. Тоже многому меня научил: стилям, произношению на иностранных языках и особенно тому, что не нужно бояться экспериментировать в музыке.
— Насколько я знаю, вы уже давно работаете. А учились параллельно. Где Вы начинали работать?
— Я пошла работать, закончив второй курс музыкального колледжа. Мне было мало учёбы, я понимала, что учиться театральному мастерству нужно непосредственно в театре. И мне повезло, меня приняли в труппу театра «Геликон-опера».
— Сколько же лет было девочке?
— Мне было двадцать лет. Очень нравилось там работать: интересные спектакли, коллектив дружный и молодой, гастроли.
— Очень динамичная жизнь.
— Да, очень интересная.
— А вы там работаете до сих пор?
— Нет. Я проработала там три года, услышала о кастинге в группу «Сопрано Турецкого» (тогда «Сопрано десять») и подумала: «Надо попробовать». Я искала себя. Экспериментировала с жанрами, разными техниками пения — эстрада, опера. Решила попробовать себя в эстраде. И прошла кастинг, выиграла, меня взяли.
— С вашими способностями немудрено. Немного расскажите о работе в «Сопрано Турецкого».
— Это совсем другая стихия — эстрадное пение. Другой ритм жизни: частые переезды, перелеты. Михаил Борисович Турецкий очень строгий руководитель, нацеленный на результат. Он считает, что добиться успеха можно только каждодневным многочасовым трудом: если не концерт, то репетиция, если не репетиция, то запись на студии, не запись, значит что-то еще. Не каждый выдерживает подобный ритм жизни. Но когда ты видишь перед собой цель, понимаешь, что времени на отдых нет. Несмотря на то, что я покинула этот коллектив, сейчас я придерживаюсь именно такого взгляда на работу. Пожалуй, это главное, чему я научилась в этой группе. Еще я поняла, что все-таки эстрада — это не совсем то, чем мне бы хотелось заниматься.
— Конечно. Все познается в сравнении. У вас очень разнообразный репертуар. Что вы только не поёте! Это и «Весна» Стравинского на слова Городецкого, и «Как дух Лауры» Ф. Листа на стихи В. Гюго, и «Жди меня» на музыку К. Молчанова и на стихи К. Симонова, и романсы П. Чайковского и других композиторов. Наряду с этим «Колыбельная медведицы» на музыку Е. Крылатова и даже «Сашка» Б. Фомина. А ещё потрясающие русские народные песни «Ай, дедушка, дедушка», «Белилицы, румяницы вы мои» в обработке С. Рахманинова. И даже «Пепиту» вы блистательно спели. Как вам это удаётся?
— Всему этому нас научили в институте. Мы осваивали разные жанры, стили. А такое разнообразие идёт от того, что я ищу себя. Круг сужается, эстрадное пение я отбросила совсем. Пока не могу определиться между оперой и камерным пением. Очень интересны для меня детские концерты. Пока я пробую себя везде, всё мне нравится — что-то больше, что-то меньше. Я думаю, что скоро я найду то, что будет совсем моё.
— Кстати, о детских концертах. К вашей чести, вы очень много поёте для детей. В частности, это и концерты детских песен, и «Музыкальное путешествие в мир детских песен» в рамках акции «Ночь искусств–2015». Пели вы и на открытии фестиваля «Юные таланты Московии–2016» и в Российской государственной детской библиотеке. Причём поёте зачастую очень серьёзные произведения. Дети — это самый взыскательный зритель, их не обманешь. А они вас всегда так горячо принимают. Как вы сумели к ним найти подход?
— Подход я ищу каждый раз, когда выхожу на сцену, потому что дети — это особый зритель. Это не взрослые, у которых могут быть любимые артисты, и они их безоговорочно принимают. Дети — нет. Каждый раз надо завоёвывать их внимание, чтобы они перестали вертеться и разговаривать. Детям сложно усидеть на месте. А когда им ещё классическую музыку преподносишь, это вдвойне сложно в наше время. Но я всё равно стараюсь включать в концерты серьёзные классические произведения. Я знаю, что им сложно, что сначала они будут крутиться. Но потом что-то происходит, они успокаиваются и начинают внимательно слушать.
— Вот уж воистину Великая сила искусства.
— Да, это так. Но я включаю в программы для детей и весёлые произведения, интересные, смешные. Обязательно чередую их со сложными, глубокими произведениями. Например, у Чайковского есть песня про детей-сирот. Моя цель — не только развлекать, веселить, но и воспитывать в детях доброту, сострадание. На мгновение они задумываются, грустят, а потом слышат веселую песню про кошку или снегиря, и возвращаются в мир, где светит солнце, все здоровы и счастливы. А в конце концерта мы всегда дружно поём хором.
— Вы уже такая опытная певица, а сольные концерты, насколько мне известно, стали давать совсем недавно, чуть больше года назад. Я была на одном из ваших первых сольных концертов в библиотеке-читальне И.С. Тургенева. Почему вы так долго не решались на сольники?
— Долго я даже не думала об этом. Я знала, конечно, что певцы дают сольные концерты, но сама себя я в этом не видела. Я работала в театре, иногда выступала с маленькими концертными номерами на каких-то мероприятиях. А так, чтобы целиком спеть какую-то программу… Может быть, мне ещё нечего было сказать. Может быть, я ещё не знала и не чувствовала свой голос. Не знаю… Но сейчас я нахожу себя, мне хочется петь самые разные произведения и больше выражать себя.
— Вы поёте в хоре Большого театра. Мы, так называемые «простые люди», думаем, что в Большом театре поют только небожители. Причём вы — солистка хора. Когда я слушала в вашем исполнении «Зорю бьют» Г. Свиридова на стихи А. Пушкина, у меня прерывалось дыхание от восторга. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
— На тот момент я только начала работать в Большом театре. Я совершенно не думала, что меня выберут солировать, но Валерий Владимирович Борисов (главный хормейстер Большого театра) доверил мне это соло.
— Он не ошибся.
— Спасибо. Я очень волновалась. Концерт проходил в красивом зале — Бетховенском. Это был большой камерный концерт нашего хора, посвящённый юбилею Г. Свиридова.
— В марте 2016 года вы давали сольный концерт в Париже. Кто организовал вам этот концерт? Что вы там исполняли? Как вас там принимали?
— Спеть в Париже мечтает, как мне кажется, каждый певец. Я — не исключение. Мой концерт состоялся благодаря моей подруге и Русско-французскому культурному обществу. У меня был очень хороший концертмейстер Никита Сорокин. Он закончил консерваторию в Санкт-Петербурге, но живет во Франции. Очень талантливый музыкант. В зале были и русские, и французы. Никто не остался равнодушным от Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.
— Концерт проходил в небольшом зале?
— Да, было где-то около семидесяти человек.
— Камерный зал?
— Камерный, да. Это была квартира князя Трубецкого. Очень красивая квартира, с камином. Выходишь на балкон и видишь Елисейские поля.
— В 2016 году вы окончили Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова. Какие у вас творческие планы? Мечтаете ли вы в будущем петь в Опере или вам ближе концертная деятельность?
— Буду ли я петь в опере, я пока не знаю, но заниматься оперным пением я буду продолжать. Потому что это база, и голос необходимо держать в форме. Сейчас мой приоритет — это сольные концерты.
— Несколько блиц-вопросов для того, чтобы получше узнать любимую певицу: ваши любимые поэты, писатели, композиторы?
— Поэты… Сложно ограничиться несколькими фамилиями. Очень люблю поэтов Серебряного века. Писатели… Сейчас читаю «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Читаю всё — от французских писателей до современных русских. Люблю В. Астафьева, Соловьёва. Кроме художественной литературы читаю много книг по личностному росту.
— Жажда познаний — двигатель прогресса! Просто вы любите читать.
— Да! Я очень люблю читать. Я «глотаю» книги одну за другой.
— А композитора любимого можете назвать?
— Одного нет, не могу.
— А пять?
— Пять? Верди, Рахманинов, Чайковский. Так сложно, можно обидеть кого-нибудь. Вот из детских, например. Он эстрадный композитор, но я очень его люблю. Это Геннадий Гладков. Люблю и Евгения Крылатова. Волшебные песни у него. Георгия Александровича Струве, моего первого учителя очень люблю. Он менее известен, но у него прекрасные произведения. Я когда-нибудь обязательно сделаю концерт в его честь. Много-много композиторов, чья музыка меня восхищает.
— Любимое время года?
— Это весна, когда я родилась. И лето. «Лето — это маленькая жизнь!»
— Чем вы любите заниматься в свободное время? Есть ли у вас хобби? Как вы восстанавливаетесь? Как вы отдыхаете?
— Моё хобби — это чтение. И отдыхаю я на чтении. Если есть минутка, если я не занята подготовкой какой-то программы или элементарными делами по дому, я всегда читаю. Или слушаю музыку.
— Вы — одна из немногих, своего рода уникум. К тому же, я заметила, читаете не электронную книгу, а бумажные. Во времена СССР наша страна была самой читающей. А сейчас читающих людей стало мало, к сожалению. Каков девиз вашей жизни? Ваше жизненное кредо?
— Я очень ценю время. Я считаю, что время — главный ресурс в жизни, который нужно ценить как ничто другое. Потому что время уходит безвозвратно. Очень нужно его ценить и пытаться использовать по максимуму. Время терять нельзя!
— Поздравляю вас с успешным окончанием института. У вас диплом с отличием, красный. Вы — большая труженица. От всей души желаю вам долгого и успешного творческого пути, заслуженного признания зрителей. У вас очень трогательные отношения с мужем, который не пропускает ваших концертов. Желаю вам большого личного счастья, любви, много житейских радостей.
интервью подготовила Наталья Саурина