Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Незнайка и его друзья

19. 07. 2022 261

Главная

Я убеждена, что каждому из нас важно хоть немного оставаться в душе ребенком. Но все, конечно, должно быть в меру. Детство, к сожалению, не вернуть, но побыть иногда по-детски беззаботным, взрослым непоседой очень полезно.

Поэтому мы с подругой с огромным удовольствием отправились в Московский театр «Сфера» на спектакль «Незнайка и его друзья» в постановке Александра Викторовича Коршунова. Премьера состоялась 28 мая этого года — прямо накануне Международного дня защиты детей. Стоит отметить, что меня волновали два важных вопроса о публике: будут ли малыши внимательно наблюдать за действием и не станут ли всю постановку вертеться на своих местах и капризничать? И, надо сказать, я была приятно удивлена! Если честно, такой концентрации детского внимания и вовлеченности ребят в действие спектакля я давно не видела! Такая позитивная реакция служила подтверждением того, что театр детям интересен и необходим, как воздух.

 

Спектакль получился живой, энергичный и трогательный. Он ярко демонстрирует мораль истории про Незнайку — любое дело нужно доводить до конца и порой одного любопытства мало, нужно быть ответственным не только за свои поступки, но и за решения. На мой взгляд, каждый эпизод гармонично выдержан с точки зрения своей длительности, поскольку юным зрителям могут показаться скучными слишком затяжные сцены, и тогда концентрация их внимания будет потеряна.

 

LMRZ0428

 

В спектакле присутствует интерактивный формат, благодаря которому дети имеют возможность почувствовать себя героями постановки и некими «помощниками» актеров. Когда Цветик работает над своими новыми поэтическими произведениями, он обращается к залу и просит помочь ему найти рифму. Ребята наперебой начинают их выкрикивать, да так увлекаются, что в какой-то момент сюжета Цветику приходится их останавливать и вести спектакль дальше. Чтобы немного отвлечься и дать детям возможность поиграть прямо в ходе постановки, после одной из сцен актеры запускают в зал большие надувные мячи. Восторг ребят в этот момент трудно описать словами! Зал сразу наполнился громким детским смехом и озарился солнечными улыбками. Кроме того, на протяжении всего спектакля актеры ходят между секторами зрительных рядов и находятся в непосредственном контакте с детьми. Малыши с интересом наблюдают за персонажами и, конечно, не упускают возможность их потрогать.

 

Приятно было смотреть на талантливую и искреннюю игру актеров. Они настолько детально передали характеры своих персонажей, что мы словно перенеслись в детство и трепетные воспоминания о том, как сами читали эту книгу, рассматривали яркие иллюстрации и рисовали в голове наивные детские картинки. Наблюдаешь за действием спектакля и понимаешь — каждый актер наделил своего героя такими чертами и деталями, которые идеально с ним ассоциируются. Хочется отметить, что исполнитель главной роли Незнайки — Дмитрий Триумфов подобран просто изумительно, он настолько органичен в своем образе, что кажется, что лучшего актера на роль этого персонажа просто не найти!

 

LMRZ0408

 

В череде постоянных неудач Незнайки в какой-то момент мне даже стало его искренне жаль. Конечно, я понимала, что это сказка и всему виной была его некоторая неусидчивость и быстрая потеря интереса, особенно перед лицом трудностей и необходимостью учиться. Но ведь на контрасте с этими чертами он был любознательным и заинтересованным коротышкой. После очередной неудачи Незнайка выглядел таким несчастным и потерянным, что я не просто ему сопереживала, а искренне хотела чем-то помочь. И, наблюдая за юной публикой, видела, что у детей возникают такие же эмоции и желания. Пожалуй, это один из главных показателей того, что они не просто смотрят, а чувствуют спектакль, верят в его сюжет и извлекают важные смыслы.

 

После спектакля мы задали несколько вопросом о постановке режиссеру Александру Викторовичу Коршунову.

 

— Почему при выборе материала для постановки вы решили остановиться именно на «Незнайке»?

— В нашем театре есть замечательный детский спектакль про кошек и людей «Мурли» по повести Анни Шмидт, который поставила создатель нашего театра Екатерина Ильинична Еланская, и он с огромным успехом идет на нашей сцене уже 15 лет. Когда я задумался о новой постановке для ребятишек, стал перебирать книжки, которые сам в детстве читал и люблю по сей день. «Незнайка» — как раз одно из таких произведений. Прекрасно помню, как его мне читала мама, с какой интонацией, и даже помню моменты, над которыми мы смеялись. Мне кажется, что Николай Носов — один из лучших наших детских писателей. Он и трогательный, и умный, и смешной, и все его персонажи узнаваемы и хорошо нам знакомы. К тому же я не помню, чтобы «Незнайку» ставили на сцене драматических театров. От внука Носова мы узнали, что есть пьесы про этого всеми любимого персонажа, которые сам Николай Николаевич написал для театра. Мы взяли за основу одну из них, которая называется «Незнайка учится», и кое-что привнесли в нее из книги и другой его пьесы — «Незнайка-путешественник». Так и родился наш спектакль, который мы назвали «Незнайка и его друзья».

 

LMRZ9541

 

— А какие еще у вас любимые произведения из детства, кроме «Незнайки»?

— В раннем детстве, конечно, это были сказки: русские, народные и зарубежные — и, конечно же, сказки Пушкина, и «Конек-Горбунок» Ершова. А потом очень полюбил еще «Винни-Пуха» и «Буратино».

 

— В чем заключается специфика работы над детским спектаклем, насколько она отличается от постановки для взрослого зрителя?

— Станиславский говорил, что для детей надо играть так же, как для взрослых, только еще лучше. В свое время он поставил бессмертный спектакль «Синяя птица», который поколения детей и взрослых смотрели и продолжают смотреть. Его можно считать неким эталоном отношения к постановке детского спектакля. Конечно, в том же «Незнайке» у нас была сложная задача — попасть в верную природу чувств. Мы должны играть всерьез — как играют сами дети, например, в разные профессии. Они же в этот момент верят во все обстоятельства. К тому же у Носова описаны очень интересные персонажи — каждый со своей изюминкой. Поэтому мы стремились для каждого коротышки найти точный характер и попасть в общую детскую природу чувств. В этом нам очень помогло оформление и костюмы художника Ольги Коршуновой, которые создают теплую и праздничную атмосферу спектакля.

 

Сегодня прошел уже четвертый показ на зрителя, и каждый раз дети в зале разные. Конечно, все они по-своему реагируют, и иногда с ними бывает трудно справиться. Особенно когда они, как сегодня, абсолютно включаются в действие спектакля. Мы придумали так, что в финале актеры кланяются с большими искусственными цветами, которые во время спектакля лежат на сцене в качестве оформления, и потом уходят с ними за кулисы. Потому что на первом показе один из цветков так понравился маленький девочке, что она не хотела его отдавать. И когда его у нее пытались забрать, она расставалась с ним чуть ли не со слезами.

 

Самое радостное — когда ребята сопереживают во время действия спектакля. На одном из показов была такая ситуация: когда Незнайка подбирается к машине и залезает в нее, желая на ней тайно поехать, дети начали кричать: «Винтик! Шпунтик!.. Незнайка, встань! Незнайка, не трогай!». А когда Незнайка стал переключать кнопки и заводить машину, наступила полная тишина — все замерли, ожидая, чем сейчас закончится эта история. Один мальчик так переживал за судьбу разбитого автомобиля, что после спектакля его привели за кулисы и показали, что машину починили и с ней все хорошо. Поэтому такая реакция самая ценная — хочется, чтобы эту историю они проживали вместе с нами.

 

LMRZ0258

 

— Как вы считаете, насколько важно в наше время прививать детям любовь к театру?

— Я считаю, что чрезвычайно важно, потому что в нашей современной действительности со всеми технологиями, Интернетом, телевидением, гаджетами никакой вид искусства не заменит театр. Ведь только здесь существует живое сиюминутное общение людей. Даже в кино этого нет, поскольку фильм уже снят, и мы видим его на экране. А вот театр каждый раз дает контакт, во время которого устанавливается взаимодействие актеров и зрителей. И для маленького человечка, который еще только познает и открывает мир, эти моменты настоящего общения — самые дорогие. Именно они остаются сильными впечатлениями, воспитывают и дают душевную опору, формируют человека.

 

Удалось нам пообщаться и с самим Незнайкой, точнее исполнителем его роли — актером Дмитрием Триумфовым.

 

— Какие у вас впечатления от работы над ролью Незнайки?

— Поначалу, если честно, было непросто, потому что мне казалось, что на Незнайку я не сильно похож. Скорее я больше видел себя Знайкой или Торопыжкой. А потом в процессе поисков, обсуждений, репетиций я начал искать этот характер, и, по-моему, мне удалось найти что-то интересное. Я понял, что главная черта Незнайки — любознательность, но из-за своей неусидчивости он не успевает освоить начатое дело до конца и бросает на полпути. И, конечно, он хочет, чтобы общество его приняло, стремится быть его частью. Получается у него это не сразу, но благодаря поддержке и дружбе он находит верный путь.

 

— Какие эмоции вы испытали после самого первого показа на зрителя?

— Я был приятно удивлен тем, как дети воспринимают эту историю и насколько для них интересен персонаж Незнайка. Я не думал, что они настолько сильно его любят. Во время моего выхода ребята сразу начинали кричать: «Привет!», спрашивать: «Можно тебя потрогать?», пытаться поменяться с кем-нибудь местами, чтобы быть ко мне поближе. Я был удивлен, насколько они вовлечены в этот процесс.

 

— Играть на детскую аудиторию сложнее, чем на взрослую? Какая публика более требовательная и строгая?

— Честно, я очень боялся выходить играть на детей. Такого сильного волнения я давно не испытывал. На детскую аудиторию действительно очень сложно играть, потому что если они почувствуют неправду, то перестанут тебе верить, и дальше их доверие и внимание ты уже не завоюешь. Но, как оказалось, если найти с ними контакт, они будут поддерживать и сопереживать тебе до конца. И, конечно, это очень помогает и дает силы, энергию и желание рассказать им эту историю.

 

— Какая книга лично у вас ассоциируется с детством?

— Ответом на этот вопрос в голове сразу возникает имя Корнея Ивановича Чуковского. Помню, как мама мне читала его произведения, а потом и я сам. «Тараканище» и «Краденое солнце» вообще знал наизусть.

 

Подводя итог, хочется сказать, что «Незнайка» — это поучительная история не только для детей, но и для взрослых. Не зря говорят, что в детских сказках зачастую сокрыт глубокий и важный смысл для всех поколений. Ведь в любом возрасте мы порой беремся за дело и на полпути его бросаем или объективно мало изначально в нем смыслим, отступаем перед трудностями или не придаем должного значения и внимания обучению. Казалось бы, эта истина проста, как белый день. И все-таки зачастую мы про нее забываем или игнорируем. Будьте целеустремленными, усидчивыми и трудолюбивыми! И тогда любое дело вам покорится!

 

 

текст: Анна Киселева, фото: Елена Морозова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией