При каких обстоятельствах возник Голливуд? Кто придумал само название? И какова участь одного из первых блокбастеров? Давайте вспомним эти моменты.
Трестовая война
В начале двадцатого века американский кинематограф был своего рода яблоком раздора. Набирающее оборот кино всё больше вливалось в сознание людей и приносило хорошую прибыль. А с появлением и быстрым ростом «никельодионов» (простеньких дешёвых кинотеатров) было доступно почти всем желающим. К тому моменту развивающаяся киноиндустрия в большей степени была сосредоточенна в руках Томаса Эдисона, создавшего Патентную компанию. Противником ему выступили «независимые» — т.е. эмигранты из старого света, объединившиеся в 1910 г., и подавшие в суд на Патентную компанию. Обвинением служила попытка незаконного взятия под свой контроль всего кинобизнеса путём создания монополии. Разгорелась «трестовая война». Компания создала свои вооружённые отряды, задачами которых были террор, порча негативов и конфискация оборудования «независимых». К этому времени причисляют один из мифов Голливуда: поговаривали, что «независимым» пришлось отправиться в Калифорнию из-за близости мексиканской границы. Это давало возможность быстро пересекать её при малейшей угрозе со стороны бойцов Патентной компании. Но это было не так.
Откуда взялся Голливуд?
Первым поселенцем в этой местности считается мексиканец дон Томас Уркилез, обосновавшийся здесь в 1853 г. А само слово «Голливуд» было придумано в 1886 г. фермершей миссис Харви Хендерсон Уилкокс. Так она назвала своё ранчо, доставшееся ей после развода и последующего раздела территории. Дословно «Голливуд» можно перевести как «лес остролистов» или падубы, растение никогда не произраставшее в данной местности. Как утверждают американские историки, это слово было завезено миссис Уилкокс из своего путешествия. Находясь в Чикаго, она познакомилась с одной дамой, которая пригласила Харви погостить в своей усадьбе, называвшейся «Голливудом». В том месте действительно росли падубы, но они произвели на миссис Уилкокс гораздо меньшее впечатленее, нежели звучание самого слова. Вернувшись домой она назвала Голливудом свою усадьбу.
Позже на месте ранчо Уилкокс возникла деревня. В 1903 г. местные жители создали свой муниципалитет, и уже официально закрепили название Голливуд за этой землёй. В 1904 г. был запущен троллейбусный вагон маршрутом Лос-Анджелес-Голливуд, получивший название Проспект Авеню. И уже через шесть лет Голливуд полностью примкнёт к Лос-Анджелесу, став одним из его районов. Целью этого поступка было заполучить поддержку при борьбе с наводнениями, и обеспечением пресной водой всего населённого пункта. К этому моменту количество жителей уже насчитывало 5000 человек.
Появление кинематографистов
На самом деле, кроме близости мексиканской границы, Голливуд имел массу плюсов. Климат отличался мягкостью, количество солнечных дней в году было значительно больше, чем в Нью-Йорке и Чикаго (между этими городами распределялось тогдашнее кинопроизводство), а это благотворно влияло на светочувствительную плёнку. В то время она была очень далека от идеала, и для лучшего качества фильма требовалось больше света. Место было окружено разнообразными пейзажами : море, горы, острова, долины, озёра, реки, пляжи. Всё можно было снимать на натуре, не прибегая к дорогостоящим декорациям. Но самым большим плюсом была дешевизна земельных участков, к тому же в окрестностях имелась многочисленная рабочая сила для строительства и обслуживания киностудий.
Первооткрывателем Голливуда можно считать отставного полковника Уильяма Зелига. В 1907 г. его съёмочная команда начала работать над экранизацией романа «Граф Монте-Кристо» в окрестностях Лос-Анджелеса. В самом же Голливуде самым первым снятым фильмом стал «В старой Калифорнии» Дэвида Уорка Гриффита. В 1910 г. режиссёра с его труппой компания «Байограф» направила на калифорнийское побережье, после этого Гриффит ежегодно возвращался туда с наступлением плохой погоды. А в 1913 году сюда прибывает американский продюсер и режиссёр Сесил Блаунт Де Милль. Вместе с продюсерами Джесси Лэски и Сэмюэлом Голдфишем, Де Милль основал первую собственную калифорнийскую кинокомпанию, которая в том же году выпускает первую полнометражную картину «Муж индианки», снятую непосредственно в самом Голливуде. Надо сказать, что большинство фильмов, снимавшихся в то время в США, должны были умещаться в одну бобину, хронометраж которой составлял около пятнадцати минут. Любой режиссёр в год мог ставить по сотне фильмов. В производстве они были дешевы, да и главы студий были уверены, что большее время отпугнёт зрителя от просмотров. Качество сервиса в «никельодионах» было ужасно низким: неудобные посадные места, постоянный шум толпы, разрешение курить непосредственно в зале и т.д.
Первый блокбастер
В 1913 г. на американские экраны выходит «Юдифь из Бетулии» режиссёра Дэвида Уорка Гриффита, сюжет которого основан на библейских сказаниях. Фильм вышел в четырёх частях, что имело общий хронометраж более сорока минут. В компании «Байограф» разгорается скандал по поводу длительности ленты. Итогом разбирательств стал уход Гриффита из компании, да и сам режиссёр сильно не горевал по этому поводу. Он уже давно хотел сделать что-то продолжительное. Тем более, что европейцы уже во всю экспериментировали в части хронометража (в 1912г. вышла французская картина «Королева Елизавета», длившаяся 50 минут, а чуть позже итальянская лента «Камо грядеши?» шла почти два часа).
Гриффит перебирается в Голливуд и начинает работать над «Рождением нации». Картина вышла в свет в 1915г. и имела эффект разорвавшейся бомбы. Сценарий фильма основывался на романе священника Томаса Диксона «Человек клана», прославлявшего деятельность ку-клукс-клана. Бюджет картины составлял более ста тысяч долларов (по тем временам громадные деньги), сами съёмки длились девять недель. Особое место занимали натурные съёмки, сделанные в окрестностях Голливуда. «Гвоздём» картины стала масштабная битва, на постановку которой привлеклась целая армия статистов. Итоговый хронометраж составил 12 катушек, или почти три часа экранного времени. Разразился нешуточный скандал: «Ассоциация борьбы за права цветных народов» призывала к уличному бойкоту; во многих городах первые представления фильма вызвали столкновения, имелись раненые и убитые. Но у скандалов есть и другая сторона: они притягивают внимание. Картину ждал успех. Общее число зрителей достигло ста миллионов человек. Фильм не сходил с экрана целых пятнадцать лет. Доходы студии были огромны: только один секретарь Гриффита Дж. Д. Барри, вложивший в картину 700 долларов, получил в 20 раз больше. Сам же Гриффит, пожертвовавший на создание все свои сбережения и своё жалование, за год заработал более миллиона долларов. А в общей сложности «Рождение нации» собрало 20 миллионов долларов чистой прибыли – рекорд, который долго никто не мог побить.
Итог:
«Рождение наций» — это зарождение крупнобюджетного Голливудского кино. Своим появлением фильм доказал, что в США есть зритель, который может покрыть большие производственные расходы, и даже цена в дорогих кинотеатрах, которая равнялась двум долларам за место, этому была не преграда. Благодаря Гриффиту американский кинематограф вышел на новый уровень в области финансирования. Голливуд становится производителем роскошных и дорогих постановок, постепенно смещая конкурентов на второй план. К 1915 году в нём сосредоточено порядка 60 % всего американского кинопроизводства. Начинают сформировываться системы киностудий и экранных звёзд. Результаты не заставляют себя долго ждать. К 1918г. количество производимых фильмов вырастает до 1000 картин в год — постепенно подводя Голливуд к статусу крупнейшего поставщика мирового кинематографа.
Игорь