Пятница 19.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Поезд в огне

10. 10. 2016 1 146

poezd_-min

О малоизвестном подвиге железнодорожников в период блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны снимают фильм «Коридор бессмертия».

Поезд в огне — это не метафора из песни Бориса Гребенщикова, а суровая реальность, в которой суждено было оказаться главной героине фильма «Коридор бессмертия», юной ленинградке Марии Яблочкиной. Пережив первую страшную блокадную зиму, зимой 1943 года девушка и ее подруги пришли наниматься на работу в железнодорожное депо ради продуктовых карточек, а оказались в «коридоре смерти»… Военно-историческая драма под рабочим названием «Коридор бессмертия» — фильм о малоизвестной странице ленинградской блокады — железнодорожной магистрали, проложенной сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года и связавшейся осажденный город с Большой землей. Дорога строилась под непрерывным огнем противника. Магистраль действовала вплоть до окончательного снятия блокады в январе 1944 года. По ней в город поступило 75% всех грузов, остальное дала ладожская «Дорога жизни». В фильме рассказывается, как вчерашние школьницы были брошены на строительство дороги, а затем, под обстрелами и бомбежками водили по ней поезда.

 

661tesxuqg4

 

«Локомотивом» памяти стала статья, опубликованная писателем Дмитрием Каралисом в 2006 году. Эту статью прочитал кинорежиссер Фёдор Попов и заинтересовался малоизвестной темой. В 2012 году вышел снятый Поповым на эту тему документальный фильм «Колоннисты». А потом Каралис и Попов решили объединить свои усилия и начали работать над сценарием художественного фильма. Консультантом проекта стал известный писатель, фронтовик, один из авторов «Блокадной книги» Даниил Гранин. Названная самими железнодорожниками «коридором смерти», секретная железнодорожная ветка от станции Шлиссельбург до станции Поляны длиной 33 км, с мостом через Неву в 1300 м была построена всего за 17 дней! История строительства и эксплуатации дороги, судьбы работавших на ней девчонок, стали основой сюжетных линий сценария художественного фильма «Коридор бессмертия», над которым работает режиссер-постановщик, продюсер Фёдор Попов: «Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок».

 

mcaez-givac

 

Один поезд провозил до 1500 тонн, как 1000 «полуторок»! Страшная особенность этой дороги, в том, что вся работа на ней велась под постоянными бомбежками и обстрелом вражеской артиллерии, на некоторых участках прямой наводкой. Ширина коридора составляла всего 4–8 км. В целях маскировки поезда ходили ночью, почти вслепую, без освещения. И тем не менее, в сутки случалось в среднем до трёх прямых попаданий. Тяжелейший труд — восстановление разрушенного пути. Железнодорожники сбрасывали разрушенные вагоны под откос, тут же заменяли шпалы, рельсы, «наводили» новое полотно и двигались дальше. Вместо семафоров сигнальщиками на каждом километре пути выставляли девчонок, которые координировали движение составов между перегонами, максимально обеспечивая безопасность, их назвали «живыми светофорами». Сутки на морозе, длинные зимние ночи под обстрелом, без укрытий — всего этого они хлебнули сполна.

 

Значение этой магистрали тогда исчислялось не только количеством прошедших в Ленинград поездов, но и числом спасённых жизней. Из Ленинграда вывозили в эвакуацию больницы и детские дома. Уже через две недели после начала работы ветки в осажденном Ленинграде был увеличен паек, по карточкам стали выдавать мясо, сало, пшеничную крупу, продуктовая норма сравнялась с московской. По «коридору смерти» в осажденный город доставили более 3/4 всех грузов, военного снаряжения, боеприпасов и продовольствия, что сыграло решающую роль в окончательном снятии блокады и разгроме фашистов у стен Ленинграда.

 

YouTube Трейлер

 

Прототипами персонажей фильма «Коридор бессмертия» стали реальные участники обороны Ленинграда. А прообразом главной героини — Маши Яблочкиной — Мария Ивановна Яблонцева, в далёком 1943 — кондуктор 48-ой паровозной бригады НКПС (прим. Народный комиссариат путей сообщения СССР). В фильме Маша — юная и застенчивая девушка, в жестоких обстоятельствах военного времени быстро взрослеет, формируется как личность и встречает свою первую любовь. Героиню фильма окружают и опытные железнодорожники, и такие же молодые люди, как она сама. Юноши и девушки разных национальностей своим самоотверженным и жертвенным трудом приближают Победу.

 

Фашисты считали, что поезда по ветке вели уголовники-смертники, но работали на ней вчерашние школьницы, пришедшие по направлению комсомола, и машинисты, отозванные с фронта. Девочек брали на работу кочегарами, помощниками машинистов, стрелочниками, кондукторами-сцепщиками. Машинисты поездов не подлежали призыву на фронт и получали бронь — листок-вкладыш в военный билет. Однако многие железнодорожники скрывали свою бронь и уходили на фронт добровольцами. Так, к примеру, ушел добровольцем служить во флот и затем был снят с фронта и вывезен в Ленинград специальным авиарейсом командир поезда, машинист Георгий Иванович Федоров по кличке Жора Полундра. После войны он собрал воспоминания «колоннистов», которые до сих пор хранятся в петербургской квартире Марии Ивановны Яблонцевой.

 

vshwqihntjc

Как проходили съемки…

Натурные съёмки начались в начале декабря 2015 года, и прошли в депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский на Октябрьской дороге, Финляндском мосту, на улицах и площадях Петербурга. В январе была вторая экспедиция в Санкт-Петербург, а затем масштабные съёмки в Новгородской области. Именно там, под городом Шимск, кинематографисты нашли нужный для натурных съемок масштаб, характер и рельеф местности. На берегу озера Ильмень был воссоздан процесс масштабного строительства железнодорожного моста через реку Неву. Съемки картины прошли и под Лугой, на учебном железнодорожном полигоне Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва Минобороны РФ. Актерам пришлось ощутить на себе в полной мере, насколько нечеловеческими были условия, в которых строилась и эксплуатировалась дорога, которую сами железнодорожники за большое количество жертв прозвали «коридором смерти». Вместо ночных рейсов — ночные съемки в течение целого месяца. Пиротехнические взрывы и дымовые шашки во время съёмок. Они, конечно, не несли смертельной опасности, но они «несли» удушающий и ослепляющий дым и цементную пыль, комья земли, летевшие в лицо, в глаза и за шиворот.

 

_mg_3427

 

Молодым актрисам, как и их сверстницам в далеком 43-м, пришлось освоить далеко не женские профессии сцепщиков вагонов, кондукторов, кочегаров, машинистов, научиться управляться с железнодорожной техникой и водить настоящий паровоз. В историческом локомотивном депо на Октябрьской железной дороге, где и сегодня осуществляется ремонт паровозов снимались многие сцены. Чтобы сохранить подлинную атмосферу, в депо старались ничего искусственно не менять, а снимали работу по ремонту паровозов в естественной обстановке. Только заколотили окна щитами, развесили военные лозунги, плакаты и другие признаки военного времени. В съемках принимали участие и сами работники депо. Железнодорожники, к их чести, никогда не забывали о «коридоре смерти». В историческом депо, откуда в далёком 1943 году начинали свой опасный путь составы и где теперь проводились съемки, создан музей. В материалах музея есть фотоснимки «колоннистов» и в том числе фотография начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелева. Персонажа играет актёр Тагир Рахимов. Невероятно, но железнодорожники, впервые увидев Рахимова на съемочной площадке, сразу спросили: «Вы Кошелев?», и отвели в музей. Полнота внешнего сходства актёра и его персонажа — реального участника событий, оказалось поразительной для самого актёра!

 

_mg_1282

 

Нередко съемочные смены длились по 16 часов. Но актеры, увлечённые сценарием и значимостью темы, стоически переносили трудности производственного процесса: копоть, грязь, взрывы, дым. Парадоксально, но иногда усложняла съемки аномально тёплая зима. Снимать начали в конце 2015 года, когда в средней полосе России уже должны стоять крепкие морозы и лежать снег. Но, в декабре 2015-го и в конце января 2016-го была плюсовая температура. Чтобы воссоздать зиму, приходилось завозить настоящий снег грузовиками и использовать в огромных количествах искусственный снег. Один из журналистов, попавший на съемки в декабре 2015-го писал, начиная свой репортаж: «на улице +10, а на экране -20….» На съемках в Новгородской области многие жители приходили сниматься бесплатно, за интерес. И эти съемки на берегу озера Ильмень не были легкими и приятными: актеры-участники массовых сцен, как ленинградцы в 1943-м, строили железную дорогу, возили на листах жести песок и землю, крючьями волокли шпалы и рельсы, падали в ледяную жидкую грязь, спасаясь от взрывов, которые накрывали их слоем земли и цемента…. А затем размещали в социальных сетях фотографии и восторженные сообщения с благодарностью, о том, что смогли принять участие в таких масштабных и интересных съемках.

 

qlqn1gmv46i

 

«Народные» съемки

Но самые большие испытания для команды фильма пришли с неожиданной стороны. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где студия хранила средства, Центральный банк отозвал лицензию. Все оставшиеся средства из выделенных Министерством культуры РФ для производства картины, были заморожены. Многолетний труд, огромная организационная работа, проведенная съемочной группой, оказалась под угрозой срыва. Тогда ещё была надежда, что деньги в итоге будут возвращены. Не верилось, что могут пропасть вот так, запросто, деньги, отпущенные государством. К сожалению, сегодня, после года бесполезной борьбы, деньги так и не вернулись.

 

Фёдор Попов: «Но, мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс. Сил придавала сама тема фильма и наши мужественные герои, на долю которых пришлись намного более тяжёлые испытания, которые ни в какое сравнение не могли идти с нашими проблемами. В то время тоже хватало фактов несправедливости, предательства, трусости, и даже мародерства… Но, мы же не об этом. Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными. На то, что собрали всем миром, была построена декорация железнодорожного моста на берегу Ладожского озера. Люди были не просто сопричастны, они жили этой темой. Нас это очень воодушевило. Мы успокаивали и вдохновляли сами себя тем, — говорит о финансовых трудностях Фёдор Попов, — что реальным участникам тех событий было намного труднее».

 

vdsjvya4l-y

 

Кроме мощной человеческой поддержки, съемочная группа получила и административную помощь. Огромную поддержку оказал Российский Союз ветеранов, лично его Председатель, генерал армии М.А. Моисеев. Неоценимую организационную помощь съёмочная группа получила от Министерства обороны РФ, практически на всех уровнях, начиная с министра обороны. Администрация Новгородской области, во главе с губернатором С. Митиным, администрация г. Шимска. Все это позволило не только организовать и успешно провести масштабные зимние съемки с декабря 2015 по март 2016 года, но значительно сократить бюджет фильма. «Выделил деньги на съемки фильма в 2015 году и Комитет по культуре Санкт-Петербурга, — говорит Фёдор Попов, — небольшую сумму, 2,5 млн рублей, но на 2016 было обещано больше, уже 15 млн рублей. (есть внутренний протокол заседаний Комитета). К нашему сожалению, в 2016 году Комитет по культуре Санкт-Петербурга в 2016 году наш проект не поддержал. Как нам сказали, все деньги ушли на Ленфильм. Там есть проекты поважнее. Это было очень неожиданное для нас решение. Трудно такое комментировать, сохраняя сдержанность».

 

Съемки большинства сцен фильма не могли проходить без участия многих подразделений Октябрьской железной дороги. Режиссёр-постановщик Фёдор Попов: «Подразделения Октябрьской железной дороги на всех уровнях, от руководства до простых железнодорожников, машинистов, диспетчеров и др. в период съемок 2015-1016 г. сработали очень чётко, слаженно, профессионально. Это вызывает ощущение гордости за отечественные железные дороги, у которых к тому же столь славная, героическая история. К тому же специально для съёмок фильма были снижены расценки на аренду ретро вагонов. Однако, сегодня, продолжая находиться в очень тяжелой финансовой ситуации, но одержимые желанием завершить этот масштабный проект о великом подвиге советского народа, и в первую очередь железнодорожников, мы не теряем надежду обрести в лице руководства ОАО РЖД надежных партнёров, участников проекта, а не только арендодателей. Потому, что главное, все-таки, далеко не деньги, а люди, их моральный дух. И как бы ни было трудно в настоящем, всегда необходимо думать о будущем, а для этого очень полезно, просто необходимо, знать и помнить прошлое».

 

_mg_6856

 

Как идет производство фильма

В результате больших человеческих усилий съемочной группы и народной поддержки успешно отснята большая часть натурных сцен: три четверти. Уже выполнен черновой монтаж отснятого материала. «Мы постепенно выплачиваем оставшиеся долги, — говорит Фёдор Попов, — готовимся к зимним съемкам 2016-2017 гг., которые пройдут на натуре и в павильонах Мосфильма. Мы продолжаем верить в государственную поддержку на разных уровнях, но также продолжаем самостоятельный сбор народных средств, необходимых для завершения работы над картиной. Мы верим в то, что мы делаем и продолжаем верить, что это необходимо не только нам, и эта уверенность помогает нам двигаться дальше. Главное, чтобы люди, которые будут смотреть фильм, пришли и ощутили на себе всё то, что пришлось выдержать, вытерпеть, превозмочь нашим отцам и мамам, бабушкам и дедам в далёких 40-х. Мы бы хотели, чтобы наш фильм смотрелся эмоционально, вызывал чувство сопереживания и уважения к нашему прошлому. Ведь это фильм про нашу очень личную историю».

 

Фильм «Коридор бессмертия» относится к разряду сложно постановочных. Силами одной студии, без масштабной поддержки, в том числе государственной, невозможно рассказать об этой трагичной, но малоизвестной странице нашей истории. А значит, может остаться еще одна нераскрытая тайна, еще один эпизод времен Великой Отечественной, который сохранит на время только память немногочисленных уже ветеранов.

 

yx0gjj8drfe

 

Что будет написано в титрах?

Уже сейчас понятно, что титры у картины будут отличаться от обычных. В них обязательно будет благодарность огромному количеству неравнодушных людей. Тем, кто бескорыстно участвовал в массовых сценах, тем, кто решал организационно-административные вопросы, тем, кто жертвовал средства, силы, время на производство картины. Образы героев фильма создавали на основе биографий тех, кто работал на той дороге. В персонажах есть собирательные черты характеров многих людей военной поры: начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелева, начальника Октябрьской железной дороги Саламбекова и многих других. Например, машинист паровоза Георгий Фёдоров, командир поезда. Сослуживцы его прозвали Жора Полундра. Когда началась война, он вынул из военного билета вкладыш, обеспечивающий бронь, и пошёл воевать во флоте.

 

Роль Георгия Фёдорова (главная мужская роль) исполнил выпускник ВГИКа Артем Алексеев: «Мой персонаж — реально существовавший человек. Он был начальником поезда, политруком 48-й колонны. Я много интересного узнал о нем, читал его дневники, воспоминания его товарищей, которые он собрал после войны… Несправедливо, что о военном подвиге железнодорожников так мало известно». Машу Яблочкину (прототип Мария Ивановна Яблонцева) играет Анастасия Цибизова. Ей всего 24 года, она выпускница Театрального института им. Б. Щукина. В образе Сони Вишневской уроженка Санкт-Петербурга, актриса Светлана Смирнова. Стихотворение Ольги Берггольц «… Я говорю с тобой под свист снарядов», пронзительно исполненное Светланой Смирновой, можно услышать в трейлере будущего фильма на сайте проекта. Других юных железнодорожниц сыграли Дарья Екамасова (удостоена Премии «Ника» — за лучшую женскую роль («Жила-была одна баба»), 2012, Саара Кадак (эстонская актриса, снимается у себя на родине с 2007 года. Фильм (картина «Класс» режиссера Ильмара Раа), в котором снялась Саара, был номинирован на премию «Оскар», Татьяна Лялина (студентка киевского театрального университета им. Карпенка-Карого).

 

_mg_6043

 

В титрах будет и много имён непрофессиональных актёров. В их числе железнодорожник Борис Лапидус. Опыт работы на железной дороге позволил ему исполнить эпизодическую роль очень органично. Фёдор Попов сказал о нем: «Он не играет, а живет в кадре». Другие мужские роли исполнили народный артист России Игорь Ясулович (Петрович), Александр Яценко (Багдадский), Анатолий Горячев (Иванов-Стальной), Александр Обласов (Собакин), Артем Мельничук (слесарь Кеша), Иван Шибанов (капитан НКВД). Роль испанца Родригеса — первая работа в российском кино у популярного испанского актера Хавьера Кальво, который в Испании снимается с 2005 года. Режиссер и продюсер фильма Фёдор Попов, кроме студии «СТЕЛЛА», также возглавляет «Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» и Международный студенческий фестиваль «ВГИК», является членом Союза кинематографистов и российского Оскаровского комитета, двух киноакадемий — «Золотой орел» и «Ника». Фёдор Попов уже поднимал тему женщины на войне в фильме «Кавказская рулетка». В этой картине рассказана история русской матери-солдатки, потерявшей во второй чеченской войне сына и русской девушки-снайпере, воевавшей на стороне чеченских боевиков. Одна из последних работ режиссера — лирический фильм «Совсем не простая история» с Даниилом Спиваковским в главной роли. Оператор-постановщик фильма — Максим Шинкоренко, снявший более 20 фильмов.

 

Заключение

Выступая на заседании Российского организационного комитета «Победа», 12 июля 2013 года, В.В. Путин говорил: «…предлагаю обратиться к поиску ещё неизвестных широкой публике героев Великой Отечественной войны. В военных архивах — тысячи документов об уникальных фактах, их подвигах. И мы должны постепенно год за годом извлекать из небытия эти факты, рассказывать о них, снимать фильмы, организовывать яркие акции. Я очень рассчитываю на помощь средств массовой информации, киноиндустрии, историков, краеведов, хранителей музеев, архивов и библиотек». Реальные девушки, вчерашние школьницы, которые водили поезда в блокадном «коридоре смерти», без всяких сомнений, заслуживают и уважения, и преклонения, и народной памяти.

 

Поддержать проект могут все желающие, информация размещена на сайте фильма koridor-bessmertiya.ru

 

_mg_7798

 

«Коридор бессмертия». Только факты

33 километра дороги были проложены на 17 дней.

На строительстве работали около 5000 человек, в основном женщины. До сих неизвестно, сколько погибло из тех, кто строил и ремонтировал ветку.

600 человек несли службу в 48-ой паровозной колонне. Каждый третий из них погиб.

1200 раз фашисты разрушали ветку Шлиссельбург — Поляны.

102 фашистских самолета было сбито за год над трассой.

75% всех доставленных в блокадный Ленинград грузов, в том числе продовольствия, поступило по этой железной дороге, остальное — по ладожской «Дороге жизни».

Один железнодорожный состав перевозил столько же груза, сколько тысяча «полуторок».

Несколько суток без каких-либо укрытий провела на путях первая смена «живых светофоров» — девушек, регулировавших движение поездов вручную.

До 35 поездов в сутки приходило в Ленинград в апреле 1943 года.

 

Машинист, проведший под обстрелом состав, получал «премию» — 15 граммов маргарина и пачку папирос. Если кто-то из «колоннистов» прикоснулся бы к содержимому вагонов, его расстреляли бы на месте за мародерство.

 

Железнодорожники, в 1943–1944 гг. выполнявшие свою работу в тяжелых условиях, под прицельным огнем фашистов с Синявинских высот, только в 1992 году были признаны участниками Великой Отечественной войны. Сам подвиг, что вполне объяснимо последующими послевоенными событиями, замалчивался. Железнодорожная ветка была засекреченной, ее запрещалось снимать и фотографировать, упоминать в официальных сводках.

 

 

текст: Елена Барханская, фото: пресс-служба Продюсерского центра «ВГИК-Дебют»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией