Сейчас никого не удивишь рок-музыкой. Она везде и повсюду, ее можно услышать по радио, клипы рок-исполнителей показывают по ТВ. Это стало частью современной культуры. Но по сей день очень многие западные рок-музыканты, например Лемми Килмистер из группы Motörhead, называют имена Элвиса Пресли, Литл Ричарда, Бадди Холли в качестве тех, кто повлиял на их музыкальные взгляды больше всего. А это именно те люди, которые положили первый кирпич в основание рок-музыки, и кирпич этот назывался рок-н-ролл.
Чем же по сути своей является рок-н-ролл? Это соединение различных стилей американской музыки, например ритм-н-блюза, кантри и буги-вуги, которые стали смешиваться музыкантами южных штатов в начале 1950-х годов ХХ века. Первопроходцем этого стиля, и в какой-то степени изобретателем названия этого музыкального течения, можно назвать Билла Хейли, который выпустил два сингла «Rock Around The Clock» и «Shake, Rattle and Roll». Если соединить название этих синглов в один, то можно будет увидеть такое словосочетание как «Rock and Roll». И его музыка, ритмичная, где за основу было взято кантри, но со значительной примесью буги-вуги и джаза, стала набирать популярность по всей Америке. Ведь ранее такие музыкальные эксперименты были локальным явлением. Например, никто сейчас не вспомнит группу Айка Тернера и их песню «Rocket 88», записанную в 1951 году, но именно в ней были первые, можно сказать прото-рок-н-ролльные мотивы.
Как и в большинстве случаев, новый стиль подвергся массовой критике со стороны консервативно настроенного населения, но его популярность росла, и период с 1954 по 1955 года можно назвать расцветом рок-н-ролла в США, когда были сформированы его классические черты. Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литтл Ричард записали песни, которые и по сей день можно назвать основой и классическим звучанием рок-н-ролла. Именно эти песни смогут подтвердить, что рок-н-ролл – музыкальный синтез, так как каждый музыкант смешивал различные стили. Пианинное звучание Фэтса Домино, бравшее за основу буги-вуги, стало одним из воплощений рок-н-ролла, как и «блюзовое кантри» — так можно назвать этот подвид музыки, распространенный Элвисом Пресли. Но на этой личности в истории рок-н-ролла стоит остановиться подробней. Ведь именно он до сих пор остается «королем рок-н-ролла», который задал стилистическое и музыкальное оформление этой музыки, а также повлиял на молодое поколение музыкантов не только в США, но и по всему миру.
Элвис Пресли родился в 1935 году, в небогатой семье. Замену физическим ценностям его семья находила в религии, и поэтому маленький Элвис пел в церковном хоре и регулярно посещал церковь. Мать Элвиса также следила за воспитанием сына и привила тому почтение к старшим и вежливость. Первый свой музыкальный инструмент, — гитару, будущий «король рок-н-ролла» получил в одиннадцать лет.
Когда Элвису исполнилось 13, его семья переехала в Мемфис, штат Теннеси. Там он стал осознанно интересоваться музыкой, современными ее жанрами, такими как кантри, и жанрами, пришедшими от афроамериканцев, т.е. блюз, буги-вуги, ритм-н-блюз, посещал концерты известных блюзменов, например Би Би Кинга. Элвис часто забредал в магазины афроамериканцев и именно в то время он выработал свой стиль одежды, который будет копироваться его поклонниками впоследствии.
После окончания школы в 1953 году, Элвис, еще не начавший профессионально заниматься музыкой, решил записать пару своих песен под гитару. Причиной тому стало его же желание услышать свой голос в записи. После этого перед ним встал выбор, какую музыку начать исполнять. Выбор был небольшой: или исполнять госпел, а также церковные гимны, или же с головой уйти в кантри. Несмотря на творческий выбор, он несколько раз выступил в местных клубах и на любительских концертах.
Летом 1954 года владелец студии, где Пресли записал пластинку «для себя», Сэм Филипс решил записать для своей компании несколько песен и пригласил гитариста Скотти Мура и контрабасиста Билла Блэка. Оставалось найти только вокалиста, и им стал не кто иной, как Элвис Пресли, который оставил свои контактные данные и ранее пытавшийся получить работу в этой студии. Когда группа была собрана, начались репетиции. Ничего кардинально нового не выходило, все шло в устоявшихся рамках. Но в один день, точнее 5 июля, музыканты преобразили одну блюзовую композицию, «That’s All Right (Mama)», изменив ее ритмический рисунок. Это получилось само собой, и когда Сэм Филлипс спросил их, что они играют, никто не дал определенного ответа. Тем не менее, эта композиция была записана, и сейчас ее можно было бы назвать «ранней и сырой» версией рок-н-ролла.
Далее последовала череда песен в новом стиле, который был изобретен 5 июля 1954 года в студии Сэма Филлипса. Они стали билетом Элвиса Пресли в мир рок-н-ролла и классикой этого жанра: «Good Rockin’ Tonight» (сентябрь
Пиком популярности Элвиса стал 1956 год. В тот период певец заключил контракт со звукозаписывающей компанией RCA, где он выпустил свои альбомы Elvis Presley и Elvis, и музыкальный мир стал свидетелем своеобразного рекорда, когда продажи этих альбомов перевалили за миллион. Ранее такого не происходило, как, впрочем, и ажиотаж вокруг телевыступлений певца. Сценическая манера поведения Элвиса Пресли не походила на ранее виденное, равно как и сценические костюмы. Это было нечто новое, которое сводило с ума молодежь и повергало в шок консерваторов. Популярность Элвиса Пресли растет, и в октябре 1956 года он получает свой титул «короля рок-н-ролла».
Классический рок-н-ролл стремительно набрал популярность, но из-за скорости своего развития он быстро исчерпал свой потенциал и стиль зашел в тупик. Многие исполнители оставили музыку, «король» Элвис после возвращения со службы в армии стал уделять свое время кинематографу. Другие исполнители вернулись к тем стилям, смешение которых и породило рок-н-ролл, то есть ритм-н-блюз, кантри и т.д. Несмотря на появление некоторых групп, которые создавались, чтобы использовать коммерческий успех этого стиля, он был уже на грани полного исчерпания. К 1960 году рок-н-ролл почти угас, несмотря на отчаянные попытки его перезапуска Чабби Чекером, который использовал рок-н-ролл в смешении с твистами, ни так называемый «серф-рок», пришедший из Калифорнии благодаря группе The Beach Boys.
Если бы события развивались дальше по худшему сценарию, то сейчас мы бы не слушали The Beatles, которые стали флагманом перерождения классического рок-н-ролла, который был переработан группами из Старого Света и дал толчок к последующему его распространению и эволюции. Вдохновляясь идеями классиков рок-н-ролла, британцы создали свое уникальное звучание, которое до сих пор имеет свою армию поклонников во всех странах. Но об этом в следующий раз…
Костиков Владимир