Пятница 13.12.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Народная песня лечит и растит душу

22. 11. 2011 1 538

29 марта 2011 года в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова прошла Х-я Международная научная конференция «Русское литературоведение на современном этапе». На торжественном открытии конференции состоялось выступление уникального коллектива – Академического хора русской песни «Песни России» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Мы предлагаем читателям беседу председателя Оргкомитета конференции, доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой русской литературы – Шевцовой Ларисы Ивановны и главного хормейстера и дирижера – Заслуженной артистки РФ Елены Николаевны Кутузовой.

Шевцова Л.И.: Прежде всего, позвольте, Елена Николаевна, поблагодарить Вас за выступление в нашем университете. Литература и музыка относятся к тем видам искусства, которые формируют душевные свойства человека, делают его устремления благородными и смелыми.

Ваш коллектив свыше 50-лет сохраняет русскую песенную традицию. Художественным руководителем и главным дирижером является Николай Васильевич Кутузов – народный артист СССР, композитор, профессор, лауреат Государственной премии им. М.И.Глинки. Благодаря его подвижническому труду в репертуаре хора появились различные жанровые варианты народных песен севера и юга России.

А как все начиналось?

Кутузова Е.Н.: Наш хор был создан в 1945 году по многочисленным просьбам радиослушателей, высказывавших в своих письмах желание слушать по радио народные песни. В то время возрождению страны из послевоенных руин могли способствовать только подъем национального самосознания и высокое чувство патриотизма, рождавшее в людях самоотверженность в труде и жизни. А это возможно было в большой степени через возрождение национального искусства, создание профессиональных коллективов народного жанра на радио, в то время являвшимся наиболее распространенным средством коммуникации, проводником идеологии. Так и были организованы наши хор русской песни и оркестр народных инструментов.

Шевцова Л.И.: Прошло полвека, и мы, наверное, понимаем, что сегодня практически не сохранилась в наших селах песенная традиция (может быть только в каких-либо отдаленных, глухих местах). Потому со временем все более ценным представляется вклад вашего коллектива в сохранение и развитие народно-национальной песни.

Чем сегодня живет ваш хор? Каковы творческие планы?

Кутузова Е.Н.: Песенная традиция в быту и не может сохраниться при таких, я бы сказала, категорических изменениях в жизни страны в целом. А вот сохранением и развитием народно-певческого творчества, его сценическим воплощением и должны заниматься народные хоры. В советское время правительство всемерно помогало развитию народных коллективов как профессиональных, так и самодеятельных. Какие фестивали, творческие встречи проводились и в больших и малых городах России и союзных республик, сколько гастролей провели известные коллективы по стране и за рубежом. Наш хор, в то время называвшийся Академическим (не по жанру, а по мастерству) хором русской песни Всесоюзного радио и телевидения, практически ежедневно звучал на радио, часто появлялся на телевидении, выступал с концертами. Жизнь бурлила! Народное искусство было востребовано, держало высокую планку…

Сейчас же совсем иные времена. Практически не осталось государственных радиостанций и каналов на телевидении. А коммерции нужны лишь развлечения – короткометражные шлягеры, в большинстве своем пустые по содержанию и по музыке, видеоклипы с обилием внешней мишуры. С 90-х на гребень популярности выплыл блатной тюремный фольклор с его театрализованными гиперчувствами. На телевидении и на радио – сплошь подделки: Борис Моисеев («великий» певец), А.Песков (актер-кукловод), множество безголосых, сексуально одаренных певичек и певунов. А вот Л.Г.Зыкина считалась «не форматом». Якобы никто ее слушать не хочет, да и не интересно это. Откуда-то появилось утверждение, что человеческий организм может сохранять внимание лишь в течении 3 минут, поэтому все, что свыше – не формат.

А большинство народных песен превышает эту планку и по времени, и, главное, по содержанию. Народная песня несет в себе искренние чувства, заставляет сопереживать, лечит и растит душу. И даже разгульные народные песни несут в себе, прежде всего, искреннее жизнеутверждающее начало. К сожалению, именно этот вид народного творчества получил в наше время необычайное распространение — вспомните кошмарную, стыдную передачу «Семеновна», обилие кабацких песен в репертуаре единственной популярной исполнительницы вроде бы народных песен Н.Бабкиной, которая даже хорошо знакомые лирические песни переделывает на кабацкий манер, псевдорусскую псевдопевицу Н.Кадышеву. Вот это – нужно народу?!

Наш хор старается противостоять этим современным веяниям – мы не вносим в наши песни ни джаз, ни рок, ни эстрадизацию. В народной песне достаточно ресурсов, чтобы делать интереснейшие концертные программы, которые не только развлекут, но дадут необыкновенный эмоциональный заряд, дадут возможность через сопереживание испытать чувство духовного очищения. Именно такие программы лежат в основе работы нашего хора.

Мы используем все возможности не только народного пения, обогащенного профессиональными вокальными приемами звукоизвлечения, но и красочные народные танцы, и необыкновенную по своим возможностям палитру звучания ансамбля народных инструментов. Концертные программы хора – это красочные представления с чередованием разнообразных песен, хороводов, плясок, инструментальной музыки, впечатление от которых усиливается многоцветьем национальных костюмов.

Мы поддерживаем традицию! И не просто народную традицию, а то, что заложил и развил в творчестве нашего коллектива его художественный руководитель – Народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. М.Глинки, профессор Николай Васильевич Кутузов. У нашего хора есть свое «лицо», знакомое и любимое для многих поколений россиян еще по тем временам, когда мы столь часто звучали по радио. Наше исполнение отличается проникновением в тончайшие переживания, заложенные в каждой песне, и таким плотным «вхождением в образ», что при исполнении лирических, или драматических песен, мы видим слезы на глазах у зрителей, а при звучании активных, жизнерадостных песен и вокально-хореографических постановок публика зачастую от избытка эмоций аплодирует в такт во время исполнения. Мы стараемся сохранить чистоту, задушевность и искренность народной песни. Вот ради этого мы работаем! И здесь дело не только в эмоциях, но и в профессионализме: в вокальной технике, насыщенной различными штрихами, звуковедением, нюансировкой (что способствует наиболее полному воплощению эмоционального содержания песни), отточенностью движений не только балетной, но хоровой группы в вокально-хореграфических постановках, виртуозным владением инструментами артистами оркестровой группы. Должна сказать, что многие артисты нашего коллектива являются многократными лауреатами различных Российских и зарубежных конкурсов. Конечно же, все это вкупе дает положительный результат.

Шевцова Л.И.: А как Вы отбираете артистов, может быть для овладения искусством народной песни нужен какой-то особый дар?

Кутузова Е.Н.: Конечно же, нужен ДАР. Наш хор – небольшой по составу: 10 мужчин и 17 женщин. Поэтому каждый должен обладать не только хорошим, ярким голосом (т.е. иметь вокальное образование) для того, чтобы солировать, но и быть артистичным, обладать хорошей пластикой, так как зачастую хористы принимают активное участие в танцевальных постановках. Каждого, приходящего на прослушивание, я проверяю еще и на совместимость тембра и звуковедения с тем звуком, который является отличительной чертой нашего хора. Конечно же, хоть и не часто, но встречаются талантливые молодые певцы, не имеющие должного вокального образования, но хорошо поющие, артистичные – таких обучаем непосредственно в хоре. Для желающих работать в хоре есть ограничение по возрасту – он не должен для женщин превышать 25 лет, для мужчин 40. Но возрастные певцы должны уже обладать хорошим опытом вокальной работы.

Шевцова Л.И.: Елена Николаевна, наша молодежь, в массе своей, практически не поет, и не знает народной песни. Если Вы помните, еще совсем недавно, лет 20-30 тому назад, даже жители панельных пятиэтажек сохраняли обычай во все праздничные дни выходить с гармонью к подъезду. Пели и народные, и советские песни; и на свадьбах, и на демонстрациях. Это было особое состояние души нашего человека, незнакомое нынешнему поколению.

Что необходимо сделать для возвращения интереса и уважения к русской песне?

Кутузова Е.Н.: Прежде всего, нужно руководству страны изменить отношение к национальной культуре, несущей в себе крепкое ядро патриотизма в лучшем смысле этого слова, т.е. отойти от прозападной идеологии и с уважением посмотреть на искусство, веками складывавшееся на Руси, являющееся выразителем духовной высоты и целостности народа.

Надо пропагандировать на телевидении и на радио не только западную музыку, но и наше национальное культурное достояние – творчество народных хоров разных краев России (Оренбургского, Сибирского, Рязанского, Омского, Уральского и других), сохраняющих национальные традиции, как в этнографическом фольклорном виде, так и в концертном сценическом воплощении. Вот тогда наши дети будут знать не только народные песни, но и историю, и дух нации.

Небольшой любопытный факт – в Японии до сих пор существует довольно большой любительский хор «Березка», исполняющий только русские народные и советские песни. Причем некоторые на ломаном русском языке, а некоторые в японском переводе. Они любят русскую песню больше, чем многие представители нашей власти!

Шевцова Л.И.: Великий русский философ ХХ века И.А. Ильин, рассматривая эстетические основы русской художественной литературы, писал о том, что для восприятия классических произведений нужен особый слух, и что современный читатель (30-40-е гг. ХХ века) воспринимает искусство «духовно слепым глазом» и «духовно слепым ухом». Как, по-вашему, современный человек способен подняться до восприятия народного и классического искусства?

Кутузова Е.Н.: Мы же учим младенцев ходить, держать ложку-вилку, воспитываем в них бытовую культуру. Если сызмальства дети будут часто слышать лучшие образцы народного и классического искусства (особенно по телевидению и радио), то впоследствии это станет неотъемлемой частью их взрослой жизни. Вспомните А.С.Пушкина с его няней Ариной Родионовной, которая своим безыскусным, но искренним исполнением народных песен, своими сказками привила поэту ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ!

Конечно же, современному взрослому человеку (да и подросткам тоже), с его уже достаточно «подпорченным» вкусом, будет непривычно вспоминать, откуда он родом. Но, поверьте, гены, где бы ты ни был, чем бы ни занимался, никогда не дадут забыть свою национальную принадлежность. Иначе откуда взялась бы ностальгия?

И в России, и за рубежом, полно людей, любящих петь и слушать русские народные песни, рвущихся на каждый концерт народных коллективов (недавно мы были с концертами в Словении, так там на каждом концерте даже стоячие места были все заняты, а овациям не было предела). В стране еще достаточно много любительских народных коллективов – хоров, ансамблей, которые работают в большинстве своем хоть и в нищенских условиях, но с самозабвенной отдачей. При поддержке любительского народного творчества, при всемерной пропаганде профессионального искусства мы вполне можем наконец-то вернуться сами к себе.

Шевцова Л.И.: Елена Николаевна, многие сегодня говорят о необходимости своеобразной «адаптации» классического материала для молодежной аудитории. Перерабатывают таким образом историю: создают фантастические фильмы о современниках, попавших в прошлое («Мы из будущего»). Перерабатывают фольклор в приключенческих мультфильмах о богатырях. Театральные постановки также «интерпретируют» (или, лучше сказать, препарируют, искажают тексты классических произведений русской литературы). А как обстоит дело с аранжировкой народной песни?

Кутузова Е.Н.: Здесь, конечно, многое зависит от культуры и вкусов руководителя коллектива. Я считаю, что какие-то современные элементы должны частично присутствовать в претворении народно-певческого материала на сцене, но не в ущерб основному смыслу и эмоции той или иной песни, не в ущерб ее «коренному» содержанию. Сейчас нередко внешние, якобы осовременивающие песню «прибамбасы» (по-иному и не скажешь), напрочь закрывают суть песни, выхолащивают ее, т.е. делают пустой «развлекаловкой». И это возводится в ранг популярности, как, например, многие песни в исполнении ансамбля Н.Бабкиной. Грустно и обидно… И за песню, и за державу!

Шевцова Л.И.: Что Вы можете посоветовать нашим читателям, где почерпнуть сведения о выступлениях вашего хора? Насколько широко интернет освещает вашу концертную деятельность?

Кутузова Е.Н.: К сожалению, в этом году что-то изменилось в финансировании культурных программ в стране – нет денег на поездки, нет денег на оплату заказчиками выступлений коллективов, сократилось количество заказов. Поэтому и нет стабильного графика выступлений. Из ближайших концертов:

12.04.2011 – выступление на открытии фестиваля «Молодые таланты России» в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных(19.00);

9.05.2011 – сольный концерт хора на Поклонной горе для ветеранов вооруженных сил (14.00)

31.05.2011 концерт-приношение к 85-летию Н.В.Кутузова в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных(18.30). Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих. Концерт будет очень разнообразным, как и все творчество Н.Кутузова, и интересным, поскольку выступать будут и народные хоры, и академические. Билеты уже продаются, цена 200-250 руб.

Информацию о нашем коллективе можно найти на официальном сайте РГМЦ (Российского государственного музыкального центра), коему и принадлежит Академический хор русской песни «Песни России» под управлением Народного артиста СССР Н.Кутузова (http://www.muzcentrum.ru/collectives/?id=18).

А еще можно много интересного о нас узнать в «Контакте» по адресу: http://vkontakte.ru/ club11667846

Шевцова Л.И.: В заключении позвольте еще раз выразить искреннее восхищение вашим искусством и пожелать дальнейших творческих успехов замечательному коллективу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией