С недавнего времени в Кургане начали говорить о брендировании и создании творческой атмосферы в городе. Необходимо поддерживать талантливых людей, которые создают неповторимый облик своего города. Бренды – личности? Почему нет? Мы зачастую не знаем своих артистов, художников и писателей, но с аншлагом проходят концерты приезжих звёзд. Амбициозный медиапроект «Культурный перекрёсток Зауралья», появившийся в Интернете, открыл обществу глаза на то, сколько высококлассных специалистов в отрасли культуры есть в родном регионе. Интересным и незаурядным коллективом является «Зауральское трио баянистов».
Петру Бабину, Евгению Крашенинникову и Виталию Боголюбову – именно в таком порядке музыканты рассаживаются на сцене – немногим больше двадцати лет. Но уже сегодня смело можно говорить о том, что эти ребята становятся брендом Курганской области, как курганские БМП или прицепы, как аппарат Илизарова, как тульские самовары или вологодское кружево. Судьба благоволит им с самого начала работы в одном коллективе. Но они и сами не промах: два овна и стрелец – сплав невероятной энергии, духовной силы, работоспособности и амбициозности.
Евгений «заболел» музыкой в шесть лет, когда пришёл в музыкальную школу. У Виталия на баяне играл для души дед-фронтовик, на которого мальчик смотрел с восхищением. Поэтому когда Виталик отправился в музыкальную школу, выбор инструмента был уже очевиден. А Петина семья музыкальная: мама – профессиональная аккордеонистка, папа – баянист высокого класса. Как он сам признаётся, «вырос в музыкальной школе, дневал и ночевал в ней до поступления в колледж». Выпускники Курганского областного музыкального колледжа имени Шостаковича, они сегодня учатся на последнем курсе Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Парни настолько сроднились, что и в студенческом общежитии живут в одной комнате. Кроме того, они солисты Курганской областной филармонии. Согласитесь, кому попало такую честь не оказывают. Выступают в столице, часто приезжают в родной город и очень много гастролируют. Мне однажды довелось стоять за ребятами в одной очереди в кассу железнодорожного вокзала в Кургане. Хотела подойти и поблагодарить их за концерт, который они дали в филармонии в выходные, но тут к ним подбежала знакомая, и они рассказывали ей о 14-ти выступлениях, которые дали по области за короткий приезд в родные пенаты!
Познакомиться нам удалось спустя несколько месяцев. Мы сидим в классе их наставника в колледже — безвременно ушедшего выдающегося баяниста и педагога, заслуженного артиста Российской Федерации, Почётного гражданина Курганской области Виктора Брызгалина. Для этих парней он стал настоящим ангелом-хранителем, именно он дал им путёвку в жизнь, в большое музыкальное творчество. Дело в том, что «Зауральское трио баянистов» появилось в далёком 1973 году, тогда в его состав вошли молодые преподаватели музыкального училища Виктор Брызгалин, Владимир Токман и Вячеслав Медведев. В репертуар коллектива вошли преимущественно классические произведения и музыка XX века. Зауральский коллектив стал первым и единственным исполнителем таких произведений, как «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского и «Кубинская увертюра» Дж. Гершвина! А в 1977 году артисты ансамбля были включены в план Росконцерта. Шли годы, менялся состав. Но неизменным оставался строгий художественный вкус исполнителей и их безграничная любовь к классической музыке.
Виталий: Виктор Степанович собрал из нас коллекцию уже ближе к концу обучения в колледже. Мы долго ходили за ним и упрашивали взять нас в коллектив как преемников, но он сначала как-то ревностно к этому относился. Мы уже и не надеялись, придумывали другие названия. А года через два он сам нас пригласил.
Пётр: Заслужили. И как же мы были счастливы, что он оказал нам такое доверие!
— Уже почти полгода, как Виктора Степановича нет с нами. Но такое ощущение, что здесь никто ничего не переставлял.
Пётр: Да. Здесь висят картины, которые ему дарили, стоит множество цветов в кадках, за которыми он ухаживал. Виктор Степанович был очень хорошим человеком. По-настоящему добрый, грамотный профессионал. Он знал о баяне очень много, и грустно, что он ушёл в самом расцвете своего творческого мышления.
Виталий: Я попал к нему уже в таком возрасте, что наши занятия проходили, в основном, как беседа, общение: истории рассказывали, какие-то жизненные ситуации обсуждали. Я помню, придёшь на урок: что-то новое изучил, волнение, так много интересного хочется показать, спросить! Буквально 15 минут, и всё становится понятно.
Пётр: Он умел так проводить свои занятия, что ты не замечал, что находишься на уроке, расширял кругозор своих учеников как-то ненароком.
— Вы вместе как коллектив уже лет шесть. И что, ни разу не поругались такие амбициозные, целеустремлённые?
Вместе: Ругались!
— Друг дружке не завидуете, ведь каждый из вас – яркая личность, обладатель множества наград?
Пётр: У нас у всех лидерский характер. Вообще трио – это очень сложная форма, потому что когда возникает спорная ситуация, всегда получаются два против одного в различных комбинациях.
— А что вам помогает сохранять дружбу столько лет?
Вместе: Общие интересы и направленность в творчестве.
— За эти годы вы изменились?
Пётр: Мы никогда не были учебным коллективом, у нас сразу были творческие программы. Из обычных студентов колледжа мы выросли в артистов филармонии. Когда попадаешь в концертную организацию, ведёшь концерты, общаешься с разной публикой, учишься вести себя на сцене по-разному. Может, лет через пять не узнаете нас.
— На каких ещё инструментах, кроме баяна, вы играете?
Пётр и Виталий: Аккордеон и фортепиано.
Евгений: Ещё гитара, бас-гитара.
Виталий: Я видел, как ты на домре играешь.
Евгений (с улыбкой): Ну, это баловство.
— Вы много выступаете. Кто организует вам творческие встречи?
Виталий: Мы сейчас сами над этим работаем.
Пётр: Хотелось бы больше ездить: на неделю, на две на гастроли. Это проблема не только Курганской области. Когда появляется молодой коллектив или артист, у него должен быть менеджер или продюсер, который будет заниматься продвижением. Очень сложно, не имея связей, продвигаться, совмещать творчество и пиар. Я знаю в России очень много отличных коллективов, артистов, которые не могут выбиться…
Виталий: Нет слаженной концертной системы.
Пётр: В советское время был госплан. Если ты занимаешь место в международном конкурсе, входишь в обойму артистов. Приезжаешь на родину, а у тебя во-от такой список концертов на пять лет. В европейской системе, в основном, работают менеджеры.
Виталий: И концерты точечные, в основном.
Пётр: Мы же пока ещё не перешли ни к одной из систем: и советской уже нет, и институт менеджеров не развит. Система, по которой работала раньше наша областная филармония, была хорошей, но сейчас время другое.
Виталий: Она хорошо работает, по край мере, на уровне области. Мы приезжаем и всегда даём много концертов.
— Профессор Челябинской академии культуры и искусства, композитор и баянист Николай Малыгин написал специально для вас свою композицию «За окном черёмуха колышется». Расскажите об этой истории.
Пётр: С автором мы были знакомы очень давно. На конкурсе «Друг баян», который в Кургане проходил в прошлом году, Николай Никитич подошёл к нам и сказал: «Может, поучаствуете в известном фестивале в Москве «Баян и баянисты»?» У него должен был быть там в рамках фестиваля авторский концерт. И после этих слов мы уже по телефону его попросили: «Может, Вы нам что-нибудь напишете?» И Николай Никитич написал уже два произведения: «За окном черёмуха колышется» и «Кукарача».
— Замечательно, что у вас такие знакомства появляются в разных городах. Зауральская публика отличается от столичной?
Виталий: Конечно, отличается. Наша публика неизбалованная, лучше принимает, более душевная, более непосредственная. Люди хотят слышать и слушать.
Евгений: Правильно сказал!
Пётр: В Москве им уже всё приелось.
— А кто ходит к вам на концерты?
Виталий: Разные возраста. Но чем меньше дети, тем они непосредственнее, сильнее тянутся к музыке. А наши ровесники почему-то к нам не попадают на концерты…
Пётр: У нашего поколения 90-х — провал в плане культуры.
— А у вас самих что в плеере стоит?
Пётр: У меня нет плеера. Я слушаю радио «Орфей».
Евгений: А я — джаз, рок иногда.
Виталий: Я более широко отношусь к музыке. Почти у каждого качественного исполнителя есть по одному произведению, которое мне очень нравится. И не могу сказать, что какой-то стиль я люблю больше. В последнее время очень нравится Стинг.
— Как относитесь к выступлениям в ресторанах?
Пётр: Я — отрицательно. У меня есть некоторое предубеждение. Многие со мной не согласны, но я считаю, что профессиональному музыканту немножко унизительно играть на улицах, в переходах…
Виталий: Не в переходах, а ресторанах!
Пётр: Ну, для меня это одно и то же. Но знающие люди говорят, что стоит этим заняться.
Виталий: А мне кажется, что из-за такого отношения артистов некоторая публика не получает качественного профессионального звука. Вот коллектив «Компромисс дуо» (гнесинские студенты, которые приехали из Магнитогорска) играет же в ресторанах качественную музыку: соул, танго, — и люди танцуют. В конце ноября они должны приехать в Курган.
— Расскажите о своих увлечениях.
Виталий: Я коллекционирую хорошую, профессиональную музыку. И хожу на рыбалку.
Евгений: А я — кружки из разных стран и городов. Штук 20 уже есть.
Виталий: Мы с Женей как-то собирали юбилейные десятирублёвые монеты.
Пётр: У меня нет такого серьёзного увлечения, помимо музыки. Занимался баскетболом, сейчас – штангой для себя.
— Вы много путешествуете. Где дом: в Москве или Кургане?
Пётр: Дом в Кургане.
— Как вы себя чувствуете среди москвичей?
Пётр: Чужими. Конечно, когда там живёшь долго, легче пробиваться, ну как везде. Если ты из себя что-то представляешь, в музыкальном мире тебя знают.
Виталий: Мне везде нормально. У меня просто другая ситуация. Мои родители не музыканты. Я из деревни. Я как здесь, в Кургане, должен был показывать себя, учиться, пробиваться, так и в Москве. Вот Вы спросили, где дом. Для меня дом там, где я сейчас. Вот сижу на паре, меня спрашивают: «Куда потом»? Я говорю: «Домой». Не «в общагу», а «домой». Для меня дом – понятие растяжимое. Приехали на три дня на конкурс, отыграли. Куда? Домой! А «домой» – это съёмная квартира.
— Когда возвращаетесь в родные места, с кем в первую очередь встречаетесь?
Вместе: С родными, друзьями.
Пётр: Есть добрая традиция – мы едем домой и плотно-плотно кушаем по-домашнему.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает культурной ниве Зауралья?
Виталий: В первую очередь, нам не хватает молодых специалистов. Чем больше молодёжи, тем лучше живётся в любом месте. Я думаю, когда мы вернёмся в 2015 году после окончания Гнесинки, мы сможем послужить хорошим примером для ребят, которые уезжают учиться и не возвращаются обратно.
— То есть вы намерены возвратиться в Курган?
Вместе: Да!
Говорят профессионалы:
Жанна Питерских, лектор-музыковед, педагог, заслуженная артистка Российской Федерации:
— Я наблюдала этих ребят, когда они были совсем детьми, ещё учились в разных музыкальных школах. Уже тогда было понятно, что это очень одарённые дети, они успешно выступали на концертах, в том числе и на сцене филармонии — в Детской филармонии. Затем в музыкальном колледже они стали играть вместе. Такое чувство ансамбля, такое острое ощущение друг друга, как будто они созданы для того, чтобы играть в трио! Потом, что совершенно естественно, этот коллектив стали рекомендовать в филармонию и сдали программу на суд художественного совета. Это было что-то неописуемое: столько огня, азарта, драйва! Блестящая техника, яркая виртуозность, сочетаемые с безупречным чувством стиля. Огромный разнообразный репертуар: И. С. Бах, Е. Дербенко, В. Золотарёв, А. Вивальди, В. Власов, М. Мусоргский. Музыка разных эпох и стилей, включая сочинения наших земляков: В. С. Брызгалина, учителя всех троих участников «Трио» и руководителя этого ансамбля в годы обучения ребят в музколледже, и А. В. Иванова — одного из участников прежнего, старшего состава «Зауральского трио баянистов». Никогда не забуду наши совместные поездки. В первые дни пребывания «Трио» в филармонии мы с ними вместе ездили на концерты в маленькие отдалённые деревушки и сёла. Вот один из таких концертов. Маленькая сельская школа. Мы выступаем в крошечном зальчике, который является вообще-то столовой. Для зрителей расставляют табуретки и для артистов тоже, потому что стульев, как выяснилось, там нет. И вот эти три богатыря в белых рубашках с блестящими баянами в руках выходят и садятся на эти хрупкие табуретки. А зрители — детишки 1 — 3-х классов. Я — ведущая, судорожно ищу в памяти какие-нибудь приманки для того, чтобы они слушали и сидели тихо. Как для них подать музыку Баха — его знаменитую «Органная Токката и Фуга ре минор»? Рассказываю что-то про орган и тому подобное. И вот, когда ребята заиграли, я поняла, что рассказывать и не надо ничего. Наше трио их просто околдовало. Юные слушатели сидели, затаив дыхание, раскрыв рты, аплодировали звонко, едва не разбив свои ладошки. И в конце концерта возглас «Вот это да!» был высшей похвалой нашим артистам — Петру Бабину, Евгению Крашенинникову, Виталию Боголюбову. А ещё ребята сами делают переложение музыкальных произведений для трио баянистов. Одна из последних работ – «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Это фортепианный цикл, есть переложение для оркестра, а ребята сделали версию для трёх баянов и уже играли некоторые части в филармонии. С нетерпением ждём их новых программ!
Ксения Фёдорова, фото из архива коллектива