Пятница 19.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Вера Кокарева «Мой путь к Путнику»

24. 03. 2013 1 885

Осенью мне посчастливилось оказаться на настоящей съемочной площадке. Мы снимали короткометражный фильм «Путник». Все, кто были в составе съемочной группы, до сих пор недоумевают, каким образом мы все-таки сняли это кино: без денег, без связей, без большого опыта.

Всему виной несколько листов сценария и безграничное желание режиссера, Веры Кокаревой, превратить замысел в полноценное русское кино. Набрать группу энтузиастов и подготовить и снять фильм за месяц — большая удача. Вера приехала в Москву снимать из Франции, где она учится на последнем курсе Киноакадемии (Institut International de l’Image et du Son (3IS, Versailles).При первой нашей встрече  меня сразу поразило ее стремление, энтузиазм и уверенность в том, что все получится.  О том, что думает начинающий русский режиссер, я  поделюсь с вами.

 

— Чем ты увлекалась в детстве?

— Портрет Александра Сергеевича Пушкина висит у меня на стене с детства. Именно его стихи были первые, которые я выучила наизусть благодаря папе. Когда у меня спрашивали: почему ты любишь Пушкина, я отвечала так — потому что он кудрявый, у него нос с горбинкой, и он писал гусиным пером. Когда мне было пять лет, мама сказала мне, что Пушкин умер. Я плакала два дня. Я не могла в это поверить.

 

— Как тебе учиться во Франции?

— Тяжко, тяжко, тяжко. Русскому человеку за границей нелегко. Чем больше я живу во Франции, тем больше я смотрю советское кино и читаю русскую литературу. Я всегда скучаю по эпохе, в которой я никогда не жила. У нас есть особенность скучать по стране, в которой мы никогда не жили. Во Франции я всё время рисую себе Россию книжную. Знаете, как у Высоцкого « мы же книги глотали, пьянея от строк…»

 

— Как ты поняла, что ты хочешь учиться во Франции?

— Всё произошло довольно спонтанно. У нас есть советская точка зрения, что любой человек  должен иметь высшее образование, а театральное, кинематографическое и творческое часто не считается высшим образованием в глазах родителей. Но я могу сказать, что мои родители напротив меня очень поддерживали. Это было обоюдное решение. Правда папа изначально хотел, чтобы я пошла на факультет  государственного управления, но это была бы беда. На историческом факультете мне очень понравилось, и я лелею мечту его закончить. Университет — прекрасная организация, которая развивает человека. Главное то, что человек от этого берет. Я вообще не разделяю точку зрения «наука ради науки, искусство ради искусства». В 16 лет я поняла, что хочу снимать кино, но ничего не знала. У меня семья не имеет отношения к искусству. Было тяжело решиться на это. Я решила начать с малого, получить хорошее базовое образование, и о чем сейчас не жалею. Затем меня занесло в кино, в этом году — диплом, и меня это радует.

 

— Ты много где работала во Франции?

— Я последние полтора года участвовала в съёмках в качестве заместителя директора фильма, скрипт-супервайзера, ассистента режиссера, второго ассистента режиссера, повара. А в академии, где я учусь, мы снимаем репортажи, интервью, making of etc.

 

— Каков твой девиз по жизни?

— Делай, что должен и будь, что будет. Ты просто выполняешь на данный момент то, что должен, а затем ты подумаешь и повернёшься к жизни сердцем. Когда ты находишься в таком состоянии, что ты не можешь думать и чувствовать, и тебе это очень тяжело даётся, то просто делай.

 

— Твой любимый режиссер?

— Я очень люблю фильмы Марка Анатольевича Захарова, особенно «Тот самый Мюнхгаузен” с великим Олегом Ивановичем Янковским… «Помнишь, когда мы были у Архимеда, он сказал: «Любовь — это теорема, которую нужно каждый день доказывать”. И «Дом, который построил Свифт”, где герой Абдулова играет доктора и внезапно оказывается Гулливером. Ах, а так молчать, как молчит герой Янковского — Джонатан Свифт! Меня всегда восхищало кино Татьяны Лиозновой. Сцена ожидания в фильме «Три тополя на Плющихе” — это, то к чему мечтает хотя бы приблизиться каждый режиссёр. Её кино очень тонкое, на кончиках пальцев, а бьёт в самое сердце, стоит только открыться… Уход из жизни Татьяны Михайловны стал для меня душевной травмой. Я мечтала с ней познакомиться. Даже написала ей письмо, но не решилась отправить…

 

— Как ты думаешь, что привлекает людей в кино?

— Кино — это искусство, которое легче всего донести до масс. Книги читают далеко не все, в театры и музеи тоже ходят немногие. А вот в кино ходит большинство. А те, кто не ходят в кино, смотрят телевизор. Это массовое искусство, которое частично стало развлекухой. Мы часто проводим досуг в кино, чтобы посмотреть боевик или комедию, и это хорошо. Это должно существовать. А вот по поводу людей, которые являются творцами кинематографа, хочется процитировать Алексея Учителя. На одном из своих мастер-классов он сказал: ”Кино сейчас пытаются снимать очень многие, и даже те, кто это делает плохо, и более того, понимает то, что он делает это плохо, но остановиться уже не может. Кино — это наркотик”. Я полностью согласна с этим утверждением. Пишешь сценарий, снимаешь, проявляешься, монтируешь, готовишь следующий фильм, и опять снимаешь, а потом приходишь домой и внезапно осознаёшь, что твои дети начали курить гашиш… Поэтому призываю всех хорошо подумать, перед тем как пускаться в омут с головой, в кого превратятся ваши дети. Я и сама об этом частенько задумываюсь. Честно.

 

— Как ты относишься к положению русского кино в наше время?

— Ну как я отношусь? Одни говорят, что мы находимся в полном застое, другие говорят, что мы развиваемся. Я вижу и то и другое.  «Эйфория», «Кислород», «Не скажу”, «Дура”, «Неадекватные люди” — мне все эти фильмы очень понравились. Конечно таких фильмов должно быть гораздо больше. Очень хочется, чтобы у начинающих режиссёров в России была возможность снимать. Ну а про фильмы наших устоявшихся мастеров кино вообще нельзя молчать. Лично я без ума от фильмов ”Стиляги” Тодоровского, «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину” Хржановского, «Исчезнувшая империя” Шахназарова, «Мне не больно” Балабанова. Всего не перечислить. Есть у нас хорошие фильмы? Безусловно. Но в масштабах киноидустрии их мало. Каждый раз, когда в России снимается кино — это чудо. Слишком тяжело даётся поиск денег и организация процесса. Системы у нас нету.

 

— Ты сейчас готовишься к съемкам своего фильма, что ты считаешь самым сложным в этом процессе?

— Внутренняя готовность, мне кажется. Если ее нет, то и фильма нет. Самое интересное, что она сначала была, а ближе к съемкам она куда-то девается.

 

— У тебя есть недостатки?

— Я страдаю эгоизмом, я не сильно организованная,  вспыльчивая, у меня громкий голос, я резкая. А вот теперь ещё и поняла, что слишком откровенна в интервью. Впрочем, «тем и славен Барон Мюнхгаузен, что никогда не врёт…” Последую его примеру (улыбается).

 

— А положительные качества?

— Честность. А ещё я очень простая, для многих «своя в доску”.

 

— Что ты считаешь самым главным качеством, которое должно быть у людей?

— Человек должен жить по совести. Это самое главное.

 

— У тебя есть цель?

— Сама жизнь. Самое главное в жизни это совесть.  Надо творить, если возникла в душе такая потребность. Надо обязательно любить, строить семью, рожать детей. Но самое главное — это чистая совесть. Пока ты не убил и не украл, и далее по списку смертных грехов — ты чист перед собой и перед Богом.

 

— Что для тебя счастье?

— Я об этом снимаю свой фильм. Мне кажется, что каждому своё. Его слишком много, и его нельзя описать в нескольких словах. Я лучше, с вашего позволения, в очередной раз пущусь в своё давнее пристрастие и процитирую великого Ремарка: «Счастье вокруг сколько угодно, только ходи и подбирай”.

 

— О чем твой фильм?

— О муках творчества, о человеке, который пытается написать хороший роман. И для него это было бы абсолютным счастьем — найти давно потерянное вдохновение.

 

— Главный герой похож на тебя?

— Ещё неделю назад я бы ответила на этот вопрос отрицательно. Недавно я вдруг осознала, что персонаж моего фильма и вправду списан с меня. Фильм-то собственно про среднего человека. Каково это быть средним? Он неплохой писатель. Его печатали, его читали. Но он не Булгаков и не Достоевский. И его это мучает.

 

Бабушка:

Я бы не хотела, чтобы она снимала кино о настоящей жизни, а что-нибудь придумала фантастическое и красивое. В настоящей жизни много хорошего, но как только включаешь телевизор — так видишь одно плохое. Надо отойти от этого, особенно в наше время. Кино призвано дарить людям положительные эмоции.

 

— Ты же учишься на режиссера телевидения, почему ты снимаешь кино?

— Случайно так получилось. Я хотела идти на режиссуру художественного фильма, но жизнь занесла на другой факультет. О чем я не жалею. У нас прекрасный декан, преподаватели. И занятия интересные. Благодаря учёбе на этом факультете я сделала очень большой прогресс в себе, как в личности. Я совершенно этого не ожидала, это явление меня приятно удивило. Я брала интервью у очень интересных людей культуры и искусства, делала тротуарный опрос по поводу предстоящих выборов и повышения цен на продукты, читала новости в «прямом эфире”, вела новостную рубрику на радио, выступала журналистом на телевизионных студенческих передачах. И всё это на неродном мне языке и безусловно с моим неизменным акцентом. Всё это давалось мне крайне не просто. За границей я освободилась от очень многих комплексов во время обучения.

 

— Какие книги можно читать по сценарию и режиссуре?

— Я всё время покупаю подобные книги на сайтах ozon.ru и amazon.co.uk. К сожалению, на русский переведено очень мало литературы о киноискусстве. Впрочем, это должно мотивировать людей учить иностранные языки. Из последнего, что я прочла, мне показалось интересной книга одного американского сценариста «FADE IN”.

 

— Ты видишь себя новатором? Сможешь изменить мир?

Да нет, конечно. Каждый человек это частичка общего. Но, если нас будет много таких, неравнодушных к своей стране, у нас обязательно что-нибудь получится. Я очень в это верю.

 

— В какой бы эпохе ты хотела бы жить?

— Во времена дуэлей. Когда ещё модно было падать в обморок. Правда тут обязательное условие. Я непременно должна была быть барышней. Чтобы весь день ничего не делать, читать много книг, вздыхать по какому-нибудь графу. В общем, наслаждаться мировой литературой и мучаться от любви.

 

— Тебе нравится процесс или результат?

— Результат меня успокаивает. Я люблю чувство победы, когда ты поступил в университет, когда ты снял фильм, получил отлично за сочинение. Без победы скучно жить. Всё становится тусклым.

 

 

О проекте «Путник»  смотрите на нашем сайте http://wanderer-film.ru/ru/

 

Анастасия Лицоева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией