О проблемах и перспективах студенческого самоуправления, его значении для студентов и самого вуза рассказал руководитель программы «Студенческое самоуправление» Евгений Матвиенко.
– Евгений, что же такого радикально нового произошло в работе органов студенческого самоуправления?
– Когда Российский Союз Молодежи только начинал реализацию программы «Студенческое самоуправление» в 2006 году, студенческие советы существовали лишь в 5 % вузов России. Сегодня сетью советов обучающихся охвачено уже 80 % образовательных организаций высшего образования. Настал тот момент, когда количество должно перерасти в качество … и вот с этим качественным скачком есть определенные сложности.
– Какого рода?
– Законодательно советы обучающихся с 2012 года наделены целым рядом важных полномочий, связанных, например, с управлением стипендиальным фондом, согласованием стоимости проживания в общежитиях и урегулированием конфликтных ситуаций. Но когда речь дошла до применения этих полномочий на практике, большинство руководителей студенческих советов оказывались беспомощными заложниками ситуации. Наверняка, многие помнят ситуацию с возросшей стоимостью общежитий в прошлом году. Советы обучающихся очень часто оказываются слишком слабыми для организации конструктивного взаимодействия с органами управления образовательной организации, не имеют достаточной легитимности в глазах учащихся – именно это выталкивает их за периметр внутривузовской системы принятия решений в сегмент культурно-массовых и досуговых мероприятий. Еще чаще за многие годы студенческие советы успевают превратиться в закрытую «тусовку для своих», а кое-где и вовсе существуют в «карманном» режиме.
— Что предлагаем РСМ для выхода из сложившейся ситуации?
— Для эффективной работы студенческое сообщество должно иначе подойти к процедуре формирования своих представительных органов. В 2014 году Комиссия по развитию системы советов обучающихся Совета Минобрнауки России по делам молодежи подготовила примерное положение о совете обучающихся профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования. Примерное положение, помимо прочего, установило новую систему формирования советов обучающихся, в основе которой лежат принципы максимальной открытости и прозрачности. Ключевые элементы в этой системе: обязательное представительство студенческих объединений и советов факультетов при формировании персонального состава совета обучающихся и избрание председателя совета всеобщим голосованием.
— Всеобщим голосованием?
— В России, на самом деле, практика прямых выборов председателей советов обучающихся не такая уж и редкая. На Всероссийском конкурсе органов студенческого самоуправления, который РСМ проводит совместно с Минобрнауки России, каждая пятая образовательная организациях, из более чем 160, в той или иной мере использовала такие механизмы.
— Есть какие-то фильтры, которые позволяют отсеять некомпетентных кандидатов?
— Да. Примерное положение содержит в себе специальные фильтры, которые позволяют отсеять подобных людей. Выдвигаться на выборы смогут лишь те, кто уже прошел в состав совета обучающихся. То есть, во-первых, состоялся как руководитель студенческого объединения, а во-вторых, признан решением всеобщей конференции обучающихся. Так что здесь риски минимальны. В конце концов, почему студент может спокойно избирать губернатора, но при этом ему отказано в праве принять решение о том, кто возглавит студенческий совет?
— Проведение выборов – это целая технология. Как будет осуществляться подготовка кадров для проекта?
— На основе отечественной практики мы подготовили полный пакет методических материалов: от примерных положений до образцов бюллетеней. Специальный блок по организации выборов смогут пройти участники федеральных школ студенческого актива, которые организованы по всей стане от Дальнего Востока до Крыма. Плюс к этому работает консультационная «горячая линия». Все материалы проекта опубликованы в открытом доступе.
— Насколько затратным делом является организация таких выборов? Где найти на это финансирование?
— Расходы на проведение зачастую готовы взять на себя региональные избирательные комиссии, которые располагают специальными фондами для работы с молодежью. Практика показывает, что они с удовольствием финансируют подобные проекты, а в одном из регионов Дальнего Востока избирком даже готов предоставить для выборов так называемые электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней и отпечатать специальные бюллетени для них.
— В чем же выгода избирательных комиссий?
— Во-первых, в отличие от бесконечного количества конкурсов рисунков, плакатов и сочинений «Я иду на выборы», этот проект реально увеличивает явку студентов, формирует ответственное отношение к своему выбору. Это может показаться странным, но явка на таких выборах часто выше, чем в ходе реальных избирательных кампаний. Во-вторых, это обучение кадров для работы в избирательных комиссиях.
— В чем тогда выгода для самих студентов?
— Технология выборов председателей советов обучающихся в данной ситуации – оптимальный механизм легитимизации советов обучающихся в глазах студенчества и органов управления образовательной организации, который позволит активно внедрять технологии контроля качества образования и вести соответствующий диалог с ректором. Когда имеешь дело с человеком, который избран решением тысяч студентов, отношение руководства вуза очень сильно меняется. В данном случае такой председатель – это уже определенная политическая величина даже в масштабах своего города. Это лидер, которого студенты знают в лицо и могут прямо излагать ему свои проблемы. В конечном счете, это другой уровень ответственности. Этой осенью технология пройдет апробацию на пилотных площадках по всей России, а со следующего года планируется массовое внедрение этой практики. Так что следите за хештегом #студвыборы.
— Я знаю, что выборы – это только небольшая часть того, что сейчас претендует на громкое название «Студенческое самоуправление 2.0.»?
— В этом учебном году, помимо всероссийской кампании «Студенты делают свой выбор!» по избранию председателей советов обучающихся, стартует еще ряд важных проектов, в том числе внедрение системы общественного контроля знаний руководителей органов студенческого самоуправления. В скором времени появится рейтинг органов студенческого самоуправления, изменения претерпит конкурс на лучшую организацию работы ССУ. Ассоциация студентов и студенческих объединений России подготовила комплексную инициативу по обеспечению участия студентов в управлении качеством образовательных услуг. Сильно изменилась система образовательных проектов – все они теперь реализуются на базе единого образовательно-просветительского стандарта. Появятся и новые площадки, так, в ноябре впервые пройдет Всероссийская школа студенческого актива для обучающихся сегмента профессионального образования.
— Речь идет о неком «окне возможностей?
— Верно. За последние полтора года в студенческом самоуправлении произошли разительные перемены. Они еще не для всех заметны, но накопилась критическая масса изменений, сошлись воедино многочисленные организационные, личностные, политические и финансовые факторы. Создана Ассоциация студентов и студенческих объединений России, начал свою работу Российский студенческий центр Минобрнауки России, уже больше года функционирует Комиссия по развитию системы советов обучающихся. Советы обучающихся получили доступ к финансированию программ своего развития из федерального бюджета. Близок тот момент, когда при аккредитации будут отдельно учитываться параметры качества воспитательной работы в вузе. Сегодня у советов обучающихся есть полномочия и ресурсы, есть новое поколение лидеров, есть необходимая политическая воля. Это то самое «окно возможностей», которое необходимо использовать. Последний раз «звезды сошлись» подобным образом в 2006 году, когда и родилась программа «Студенческое самоуправление». Ждать еще восемь лет нам ну никак нельзя.
источник: ruy.ru