Четверг 18.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Чем молодежь отличается от других поколений сегодняшних россиян

06. 10. 2014 8 699

larisa-pautovaцу

Лариса Паутова, директор проектов ФОМ о молодежи. Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения.

Молодое поколение всегда немного отличается от остальных, поэтому и требует от социологов больше внимания, чем другие возрастные группы. Мнения и установки молодежи (кажущиеся противоречивыми, но подчас просто отличающиеся от средне-массовых) даже исследователей наталкивают на тревожные выводы о политической инфантильности, гражданской пассивности и подверженности пропагандистскому влиянию.
Результаты массовых опросов на разные темы позволяют увидеть несколько интересных «казусов» – как в установках самой молодежи, так и в общественном мнении об этой группе. Начну с последнего.

 

Общественное мнение о молодежи

Беглый взгляд на результаты одного опроса приводит к выводу, что в общественном мнении присутствует многоплановый образ амбициозных молодых технократов, отягощенных многочисленными нравственными пороками. Например, отвечая на открытый вопрос «Какие качества современной молодёжи наиболее сильно отличают ее от молодёжи времен Советского Союза?», 49% респондентов описали негативные качества, 36% – положительные. В новом поколении не нравится наглость, невоспитанность (12%), безответственность, меркантильность, лень (по 5%), безнравственность (4%), отсутствие патриотизма, отсутствие целей в жизни (по 3%), вредные привычки, стремление к легкой жизни, отсутствие сплоченности, агрессивность и жестокость (по 2%) и др. Среди позитивных качеств называют «продвинутость», владение современными технологиями (12%), информированность (10%), независимость, уверенность (10%) активность, целеустремленность (4%). Несмотря на всеобщие сетования на неграмотность и необразованность молодых, почти половина участников опроса утверждают, что сейчас молодёжь более развитая, образованная, умная, нежели в 70–80-е годы XX в (43%).

 

Разные респонденты говорят о взаимоисключающих качествах молодых: образованные – глупые, ранние – инфантильные, все познавшие – малоопытные, активные – ленивые. Казалось бы, большая часть россиян уверена в том, что среди молодежи больше целеустремлённых, ставящих перед собой определённые жизненные цели (61%). Однако по мнению почти половины респондентов (47%), современная молодежь не любит работать, работает плохо. Об этом нередко сообщают даже сами респонденты в возрасте 18–30 лет (38%). Неумение работать – пожалуй, одно их самых распространенных обвинений в адрес «поколения игреков».

 

Резко полярные оценки нового поколения неудивительны. Такова природа поколенческих стереотипов. Оптимисты ищут в молодежи доказательства того, что все не так уж плохо («у нас замечательная молодежь»). Критики идеализируют себя в молодости и беспокоятся за будущее («мы хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание»). Для старших разговор о молодых – это также рассказ о себе, перенос своих идеалов на новое поколение. Разношерстность оценок возникает еще и потому, что поколение нулевых – десятых сильно различается внутри себя по образованию, доходу, стилю жизни и т. п.

 

Такой калейдоскоп мнений – явление, конечно же, нередкое. Однако часто приходится встречаться со знаковыми «нестыковками» и «нелогичностями» в ответах самого нового поколения. А поскольку тревога о будущем и мне не чужда, приведу несколько своих наблюдений за ответами молодежи 18–30 лет (данные общероссийских опросов по технологии ФОМнибус, 2013–2014 гг.).

 

Òâèäîâûé ïàðàä â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå

 

Молодые патриоты

Почти две трети молодых людей (61%) считают себя патриотами, примерно столько же – среди населения в среднем (64%). Достойный ответ поколения, которое часто обвиняют в отсутствии патриотизма. При этом у молодых чаще, чем у старших поколений, встречаются мнения, что патриот может любить зарубежную литературу больше отечественной или же избегать службы в армии. Интересно также, что две трети молодых респондентов убеждены: патриотом не может быть человек, не знающий истории своей страны (68%). Коллекция ФОМа, однако, недавно пополнилась новыми данными, свидетельствующими о скромных познаниях в истории: 41% молодых не смогли ответить, с кем Россия воевала в 1812 году,а 72% – назвать год окончания Первой мировой войны. Другой опрос показал, что треть молодежи не знают историю места, в котором живут (38%), а больше половины – в каком году основан их город или посёлок, село (58%).

 

Не будем сразу упрекать молодых (патриотизм – это все-таки не только знание истории), и посмотрим на другие факты. По сравнению со старшими поколениями молодежь чуть более благосклонна к США, чуть реже одобряет «продуктовые санкции», в большинстве своем не осуждает эмигрирующих из России.

 

Наконец, еще одна цифра: 56% молодых считают, что следует ограничить въезд приезжих из других стран в их город (посёлок, село). Также молодежь чаще сообщает о конфликтах, противоречиях между приезжими других национальностей и местными жителями. Тема мигрантов и толерантности напрямую не связана с чувством патриотизма, однако позволяет увидеть настроения молодых в ином, тревожном ракурсе. Исследователи склонны рассматривать ксенофобские и антимигрантские настроения как симптом скрытого недовольства, социальной зависти и агрессии молодых.

 

В итоге мы видим молодежь как заявительно патриотичную группу, со слабыми познаниями в истории страны, более лояльную к Западу, но при этом с симптоматикой латентного недовольства.

 

Смотрите опросы ФОМа:

Легко или трудно живется молодым? — fom.ru/TSennosti/11749
О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности — fom.ru/TSennosti/11748

 

Гражданская активность молодых

Еще один показательный «казус» молодежных установок – из области гражданского общества. Вопреки частым обвинениям в пассивности, лени, безответственности молодежь демонстрирует достаточно заметную вовлеченность в гражданскую активность. Так, новому поколению более интересны практики добровольчества, нежели людям постарше. Волонтерство сейчас даже в моде у продвинутой молодежи. Организовать субботник, чтобы прибраться в лесопарковой зоне, готовы 44% молодых россиян, помогать незнакомым людям – 78%. Новое поколение чаще говорит, что способно расстаться с деньгами на благотворительные акции (например, 45% готовы пожертвовать деньги на лечение ребенка, 32% принимали участие в благотворительных акциях в последний год). Это, конечно же, радует и активистов гражданского общества, и исследователей.

 

При этом фокус внимания молодежи сосредоточен на свой социальный круг, который благодаря новым технологиям может быть сильно рассредоточен в пространстве. Локальные группы и сообщества, соседские отношения выходят за границы внимания молодых. Именно представители нового поколения чаще сообщают, что сдержанно общаются с соседями, стараются быть осторожным в отношениях с ними, реже здороваются или готовы помочь. Абстрактные незнаковые люди оказываются ближе соседей.

 

Îôèñû â Ìîñêâå

 

Лояльные оптимисты с мечтами об эмиграции

Молодежь по-прежнему сообщает об одобрении деятельности президента и партии власти (в сентябре доверие В. Путину – около 80%, «Единой России» – 56%). Политические рейтинги в этой группе такие же высокие, как и среди людей старших возрастов. О своем желании принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста молодые говорят нечасто (10–12%). Впрочем, почти половина (45%) сообщили, что приняли бы участие в акции протеста против фальсификаций на выборах.

 

Позиция молодых в отношении ситуации на Украине в целом не отличатся от среднестатистической. Впрочем, они не так активно следят за событиями и больше потребляют новости в интернете. Возможно, поэтому молодежь пореже выражает уверенность в объективности подачи информации (65% против 71% в среднем по опросу, сентябрь 2014 г.).

 

Новое поколение традиционно достаточно бодро оценивает свое экономическое положение и его перспективы (81% определяют свой уровень жизни как средний и выше среднего). Ситуацию в России юноши и девушки также воспринимают скорее позитивно, о кризисе говорят реже остальных.

 

Однако на фоне такой высокой политической лояльности и относительного оптимизма заметны другие цифры: 24% говорят, что хотели бы уехать за границу навсегда, на постоянное место жительства (среди населения – 12%). Социологи неоднократно отмечали, что такие заявления надо рассматривать скорее как эмоциональные интенции, нежели решительные «чемоданные настроения». Однако эти стабильные мечты позволяют предположить, что лояльность молодых является во многом ситуативной, конъюнктурной.

 

Плюс ко всему нужно учитывать опасность переоценки некоторых утверждений молодых: в юности всегда присутствует желание приукрасить свой доход и оптимистично воспринимать происходящее. Исследователям приходится помнить об этом свойстве возраста, тем более что совсем недавно молодые респонденты раскрыли о себе интересные нюансы: что могут соврать знакомым (50%), умеют врать 45%, считают допустим говорить неправду на работе (44%).

 

Приходится держать ухо востро, а то вдруг они и социологам врут… Но мне кажется, именно это неожиданное сочетание установок и настроений позволяет ухватить дух поколения – поколения стабильности нулевых, но в то же время динамичных социальных сетей, интернет-активизма и краудфандинга, активного потребления и неожиданного патриотического подъема.

 

 

источник: fom.ru/blogs/11747

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией