Не секрет, что студенческое самоуправление возникло почти 85 лет назад в рамках реализации государственных планов и задач, связанных с воспитанием советской молодежи, учащейся в вузах и ссудах страны. Тогда эта форма, в большей степени, была применена как форма контроля и регламентации студенческой инициативы, которая рассматривалась не только как созидательный ресурс, но и как объект профилактической работы идеологического аппарата СССР.
Новая история студенческого самоуправления в России насчитывает порядка 15 лет и во многом является преемником прежних подходов. Именно в периоды «нулевых» началась эра восстановления студенческих объединений и их значимости в жизни учебных заведений. Многое было сделано профсоюзными организациями, но позже (в 2004-2006 гг) появилась одна из наиболее сильных программ в рамках деятельности Российского союза молодежи, во многом успешно реализовавшей поставленные перед ней задачи. Примерно в те же годы разразилась так называемая «война профсоюзы-студсоветы», но наша статья не об этом.
Сегодня очень интересно не толко мысленно возвращаться в те времена.
На просторах правовых ресурсов мы нашли интересный документ — письмо Минобразования России от 02 октября 2002 года №1552468/150121 «О развитии студенческого самоуправления Российской Федерации», которое содержит занимательное приложение «Информация о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации».
Данное приложение составлено на основе резолюции Всероссийского студенческого форума, который прошел 18-20 апреля 2001 года в г. Москве. В нем приняло участие 1100 человек из 75 субъектов Российской Федерации. Были представлены более 800 вузов.
«Цели и задачи форума исходили из необходимости разработки мер по решению студенческих проблем органами государственной власти и студенческими общественными объединениями, привлечения внимания общества и государства к решению студенческих проблем, к определению перспектив наиболее полного использования потенциала студенчества в социально экономических преобразованиях общества, консолидации студенческого общественного движения, развития студенческого самоуправления. » (из документа)
Помимо прочей важной и уже исторической информации, особо любопытным оказался перечень тех проблем, которые были обозначены участниками форума. Они были обобщены и представлены в «более частных противоречиях» :
— между объективной потребностью общества в развитии социальной активности студенческой молодежи и слабой включенностью студентов в разрешение своих собственных проблем;
— между наличием негативных тенденций в молодежной, и в частности, студенческой, среде и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;
— между настоятельной необходимостью актуализации социального творчества учащихся вузов и ссузов и реально малочисленным составом студенческих общественных объединений и профсоюзных организаций или отсутствием первичных общественных организаций молодежи в учебных заведениях подобного типа;
— между широким спектром проблем, трудностей, с которыми объективно сталкиваются студенты, обучаясь в высших и средних специальных учебных заведениях, и слабой представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления, существующих в образовательных учреждениях направлений работы, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами соответствующего учебного заведения;
— между наличием традиционных органов студенческого самоуправления и невысокой степенью их влияния на студенческую молодежь;
— между сложностью организации жизни и деятельности студентов и слабой координацией взаимодействия в решении студенческих проблем между органами студенческого самоуправления, администрациями учебных заведений иных социальных структур, органами государственной власти, местного самоуправления;
— между необходимостью оптимизации деятельности органов студенческого самоуправления в высших учебных заведениях (вузах) и средних специальных учебных заведениях (ссузах) и недостаточной разработанностью социальных технологий по актуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.
Сегодня уже 2015 год. Скоро этим строкам исполнится уже 14 лет. Не менее 4 поколений студентов сменилось. Да и вообще, многое поменялось. Но что изменилось в студенческом самоуправлении?
Мы рекомендуем вам самим прочитать этот документ (копию прикрепляем ниже) и высказать здесь свое мнение.
подробнее: vk.com/studreorganization