Понедельник 02.12.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Интерактивная образовательная технология — проект «Полдень»

26. 11. 2014 1 034

uA0P32NfwQI

Интерактивные образовательные технологии сегодня очень популярны — они применяются как в школах и высших учебных заведениях, так и в мире бизнес-образования. Однако энтузиасты из МГУ пошли еще дальше: они сумели объединить самые современные образовательные методики и благотворительную деятельность.

Проект «Полдень» — это масштабная образовательная программа для воспитанников детских домов, детей из кризисных и приемных семей. Смысл программы в том, чтобы с помощью популярных сегодня интерактивных образовательных технологий эти дети могли подготовиться к самостоятельной жизни, которая ждет их по наступлении совершеннолетия. Жизнь ребенка и подростка в детдоме жестко регламентирована, так что самостоятельности и способности принимать решения взяться неоткуда: в детдомах живут по четкому графику. Иногда к детям приезжают и помогают благотворительные и общественные организации — то есть в жизни всегда присутствуют «руководство и другие взрослые», которые решают за тебя, обеспечивают, привозят подарки. Все это прекращается, когда детям исполняется по 18 лет. Они выходят в большой мир без опыта общения со взрослыми на равных, не умеют ставить перед собой цели и, собственно, жить собственной жизнью: их никто этому не учил.

 

Центр интерактивных образовательных технологий МГУ им. Ломоносова

Методика, которая применяется в проекте «Полдень», была разработана в Центре интерактивных образовательных технологий МГУ. ЦИОТ МГУ занимается интерактивными методиками в высшем и бизнес-образовании: нынешний руководитель проекта «Полдень» Владимир Молодых, будучи выпускником мехмата МГУ, разрабатывал для Центра модели таких интерактивных программ. В какой-то момент коллеги из благотворительной организации «Надежда по всему миру» поделились с сотрудниками ЦИОТ проблемами социальной адаптации детей после детских домов, и было принято решение создать специальные программы именно для таких детей. Так четыре года назад появился проект «Полдень», большая часть сотрудников которого — это энтузиасты, неравнодушные педагоги и психологи.

 

Как это работает

Целеполагание, коммуникация, постановка и решение задач — три ключевые для социализации компетенции, и именно их развивают с помощью интерактивных образовательных форматов. Кроме того, посредством ролевых игр моделируется опыт реальной жизи: создаются модели ситуаций, в рамках которых дети учатся принимать решения и прогнозировать их последствия.

 

Другая проблема — отсутствие у подростков мотивации. Обычно человек решает, например, что хочет стать инженером — и поступает в технический вуз, обладая соответствующей мотивацией. Ребенок в детдоме, как правило, не ставит перед собой такие цели, не имеет мотивации к обучению. А вот игра оживляет для него процесс обучения и дарит эту искру — для начала на уровне «удачно выступить, достойно выглядеть перед друзьями». Ребенок начинает разбираться в игре, и незаметно для себя самого осваивает учебный материал гораздо лучше, чем на обычных занятиях.

 

84uZArjrJGI

AyQB6ei4J3w

 

Социальные навыки на занятиях не получишь: нельзя рассказать про цели и таким образом научить человека ставить эти цели перед собой. Нужна практика, и тут на помощь приходят интерактивные методики: они дают возможность актуализировать, задействовать имеющуюся информацию, и превратить знания — в навыки и компетенции.

 

Существующий курс разработан для ребят 8-10 классов; программа включает 20 интерактивных модулей по три часа каждый (два часа — игра, час — «разбор полетов»).  В среднем, каждый подопечный ребенок встречается с добровольцем два раза в месяц, за исключением летних каникул. В программе участвуют 15-20 разработчиков-профессионалов, педагогов и психологов, а также около 120 волонтеров. Откуда берутся деньги? Два специалиста работают на четверть ставки; большая часть педагогов и волонтеры работают на добровольной основе. Программа реализуется на деньги самих участников, а также на средства государственного гранта и благодаря партнерам — компаниям «Ростелеком» и «Сплат».

 

Результаты

Единственный способ оценить результаты такого проекта – это по прошествии 10 лет сравнить детей, прошедших курс, с теми, кто его не проходил. Кто нашел работу, создал семью, смог адаптироваться?

 

Однако проекту всего четыре года, а результаты оценивать необходимо — поэтому используются методы промежуточного контроля результата, применяемые в интерактивном образовании. В основном это кейсы, которые педагоги «Полудня» дают «своим» детям и тем, кто не участвует в программе, и сравнивают результаты. Через год этот кейс дают еще раз — в несколько модифицированном виде — и снова оценивают результаты. Помимо этого, проводятся беседы с воспитателями и детьми. Все это вместе — успешные результаты промежуточных тестов, обратная связь от педагогов и детей, положительные отзывы экспертов, одобрение Агентства стратегических инициатив — говорит о том, что система действительно работает.

 

Сегодня участники проекта «Полдень» говорят о том, что по параметрам «целеполагание», «коммуникация», «задача» детдомовские дети, участвующие в программе, почти всегда дотягиваются до уровня сверстников, которые обучаются в обычных школах. А значит — растут их шансы на поступление не только в колледжи, но и в вузы, на создание нормальных семей, на осознанную взрослую жизнь.

 

Почему «Полдень»?

Во всем виноваты братья Стругацкие и их цикл «Полдень, 22 век»: это несколько книг, в которых воспевается ценность труда, взаимопомощи, добрых решений. Большинство тех, кто сегодня работает в проекте «Полдень» — энтузиасты, которые выросли на этих книгах. Кстати, на занятиях с детьми иногда рассматриваются в качестве модели ситуации из книг серии «Полдня»: работать с ценностями детей и подростков не менее важно, чем прививать им социальные навыки.

 

MKV_1004

073-thenoon-01.02.2014

 

Что дальше

Проект существует уже 4 года, и сегодня насчитывает около 100 подопечных – воспитанников детдомов.Сегодня проект «Полдень» — это Москва, Санкт-Петербург и Саратов. Постепенно подключаются и другие города. Сегодня в проекте постоянно заняты около 20 педагогов и 120 волонтеров; к сотрудничеству постепенно подключаются другие НКО, которые начинают успешно применять систему в своей работе с детьми.

 

«Полдень» существует в нескольких форматах одновременно: например, помимо занятий для воспитанников детских домов проводятся благотворительные балы, воссоздающие волшебную атмосферу XIX века. Балы проводятся, как правило, в московском Культурном Центре Вооруженных сил РФ (бывшем особняке графа Салтыкова): так дети получают возможность примерить исторические костюмы, прикоснуться к обычаям ушедшей эпохи — и даже научиться танцевать вальс.

 

Прямая речь

Владимир Молодых, руководитель проекта «Полдень»: «Когда речь идет о помощи детям, есть жизненно важные вещи: например, помощь с медициной, с материальным обеспечением. Сейчас государство работает над решением этих задач, и решает их с теми или иными результатами; кроме того, есть амечательные люди и организации, которые делают для детей много хорошего. Это здорово — но этого мало.

 

Важно помочь ребенку определиться, найти место в жизни, дать необходимые инструменты, чтобы он смог этой жизнью управлять — и мечты, которые он захотел бы воплотить. Мы стараемся работать именно в этом направлении, и используем для этого передовые образовательные технологии. Самое главное и самое радостное — то, что нам, кажется, удается действительно вдохновлять детей».

 

подробнее: thenoon.ru

youtube.com/user/TheNoonProject/videos

 

 

Елена Когтева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией