История любого региона неповторима и своеобразна, однако историческое значение Пскова и его земель общепризнанно. Именно здесь, на северо-западной окраине Руси, выковывались скрепы общенационального государства, объединившего народы Восточной Европы. История Псковской области возникла и развивается на стыке культур и цивилизаций, что и определяет ее своеобразие. Территория области была заселена славянскими племенами – кривичами и словенами ильменскими – в VI–VII веках. Освоение новых земель происходило в процессе как мирной ассимиляции местного балтского и угро-финского населения, так и вооруженных столкновений. В VIII–IX веках на многочисленных холмах возводятся укрепленные поселения, ставшие племенными центрами. Это городища псковского Кремля, Камно,«Труворово» городище Старого Изборска, Борохново у поселка Палкино, Ржева Пустая в Бежаницком районе, Городец на Ловати под Великими Луками.
Знания, полученные в результате археологических исследований, дополняются первыми летописными известиями – уже под 862 годом в «Повести временных лет» упоминается Изборск как место вокняжения скандинавского князя Трувора. Современные историки критически относятся к этому известию: многолетними раскопками В.В. Седова доказано, что Изборск возник и развивался как племенной центр вне какого бы то ни было скандинавского влияния. Одно несомненно: в 862 году, принятом в качестве условной даты образования Российского государства, и Изборск, и Псков уже существовали как городские центры. Пскову, в отличие от Изборска, были хорошо известны «варяги» в X веке – этим временем датируется открытое зимой 2003 года погребение знатной скандинавской женщины. И в контексте этого открытия становится ясно происхождение святой Ольги, которая, видимо, принадлежала к варяжско-славянской княжеской семье, обосновавшейся в низовьях реки Великой. Династический брак, который заключил наследник Киевской державы Игорь с правившей в Пскове знатью, был свидетельством влиятельности и мощи местного племенного союза кривичей.
Псков уже на рубеже XI–XII веков осознавался как один из «стольных градов» – мест пребывания представителей княжеской семьи, поэтому здесь оказался в качестве наместника великого киевского князя Владимира один из его младших сыновейСудислав. Во время междоусобных войн после кончины Владимира в 1015–1036 гг. Судислав, видимо, не признавал власти Киева, за что и поплатился в 1036 году, будучи заключенным в «поруб» своим сводным братом Ярославом Мудрым. Когда в начале XII века Древняя Русь раскололась на независимые земли и княжества, Псков оказался в составе Новгородского государства. Псковичи вместе с ладожанами участвовали в вечевых собраниях в Новгороде, в том числе в вече 1136 года, на котором произошло изгнание новгородского князя Всеволода Мстиславича. Князь Всеволод, не оставивший надежд вернуть власть над Новгородом, в 1137 году прибыл в Псков и был торжественно возведен на княжеский стол. Всеволод, в крещении Гавриил, недолго правил здесь, закончив свой земной путь в феврале 1138 года, но навсегда остался в памяти псковичей как первый князь Псковского государства.
Каким временем датировать обретение Псковом независимости? Современные исследователи не склонны давать однозначный ответ на этот вопрос, прежде всего потому, что абсолютно независимые, суверенные государства в эпоху средневековья были редкостью. С 1137 г. в Пскове был княжеский стол, сюда в качестве военачальников и судей приглашали князей, но они почти всегда признавали над собой суверенитет других государственных образований. До 1341 года Псков признавал суверенитет Новгорода, а в церковном отношении, находясь в каноническом подчинении новгородского архиепископа, сохранил некоторую зависимость от своего «старшего брата» и позднее. С Новгородом объединяли псковичей и общие геополитические интересы. В начале XIII века в Прибалтике складывается государство немецких рыцарей и бюргеров – Орден Меченосцев (с 1136 года – Тевтонский орден в Ливонии). С 1228 года псковичи оказываются на острие атак немецких рыцарей, а вскоре и литовских дружин. Поэтому военно-политический союз Новгорода и Пскова сохранился вопреки настроениям части местной правящей элиты.
В 1242 году он прошел проверку на прочность в боях с немецкими рыцарями, когда русские войска под командованиемАлександра Невского на берегу Псковско-Чудского озера разгромили отряд немецких рыцарей. Воинская доблесть князя Александра нашла продолжение в подвигах псковского князя Довмонта(Тимофея), успешно отражавшего нападения врагов и преследовавшего их далеко за пределами Псковской земли.
Однако с Западом Псков не только воевал, но и активно сотрудничал. Наша земля, как и Новгород, была важнейшей контактной зоной между Русью и Западной Европой. На западном сырье (цветные металлы) работало средневековое псковское ремесло, а вместе с хозяйственным импортом заимствовались и достижения культуры. Псков не был изолирован от западного влияния и обогащался опытом других народов. Псковские купцы активно осваивали рынки Ревеля, Дерпта, Риги, Полоцка, а их торговые права гарантировались международными соглашениями, в том числе с городами Ганзы. В популярных статьях иногда утверждается, что Псков был членом Ганзейского союза, что совершенно не соответствует истине. В состав Ганзы входили только немецкие города, а Псков, так же как Новгород, Антверпен, Лондон был партнером немецкого торгового союза.
Индикатором деловой активности псковичей является чеканка собственной монеты – «деньги псковской» – начавшаяся в 1420-х годах.
В международных договорах Псковское государство называлось «Псковом», или «Великим Псковом». Это наименование отражало сущность Псковского государства, ключевую роль в котором играла городская община и еевечевые институты. Псковские князья, играя важную роль в укреплении обороноспособности города, суде, делили властные полномочия с выборными институтами власти, что позволяет охарактеризовать государственное устройство древнего Пскова как республику. Каково было влияние республиканского строя на эволюцию общественных отношений и политико-правовой культуры псковского общества? Республиканскому государственному строю, сложившемуся в своих развитых формах к XV веку, были присущи качества, резко отличавшие его от монархического строя княжеств Северо-восточной Руси. Если в пространстве власти русских княжеств абсолютно доминировал князь, то пространство власти вечевых республик было насыщено конкурировавшими на политическом поле структурами, уравновешивавшими друг друга. Это вече, посадники, князь, сотские, наместник архиепископа. Перечисленные государственные институты обладали существенными политическими и правовыми полномочиями. Вече обладало законодательными функциями, в руках посадников, с XIV века образовывавших коллективный представительный от концов орган власти, находилась исполнительная и высшая судебная власть, которую посадники делили с князем. Суд по торговым делам и вопросы городского благоустройства были прерогативой сотских, а нотариат (регистрация поземельных сделок) сосредоточивался в руках владычного наместника.
Такое распределение властных и юридических полномочий обеспечивало коллегиальность законотворческой и административной деятельности. Помимо олигархического по своему составу института посадников к процессам управления и суда подключались средние слои городского населения: «земцы», купцы (сотские, купеческие и кончанские старосты), черные люди (уличанские старосты). Поэтому, несмотря на олигархический характер власти посадников, вполне справедливо определить систему власти в Пскове как республиканскую. Оригинальный характер получило в процессе развития и право Пскова.Псковская судная грамота стала концентрированным выражением правосознания общества вечевого города. Некоторые черты правовой культуры можно выделить и в летописном материале, хотя круг интересов летописца был всегда избирательным. Тем не менее из летописей мы знаем о фактах превышения своих полномочий жителями псковских пригородов, когда, например, жители Опочки казнили «коневого татя» (конокрада), хотя по закону такой приговор могла вынести лишь Господа – высший судебный орган Пскова. В древнем Пскове была точно определена специфика уголовных преступлений, и общество таким образом демонстрировало возможность совместных действий с целью борьбы с преступностью. Доминирование в Псковской судной грамоте статей, регулирующих гражданско-правовые отношения, доказывает важную роль закона в повседневной экономической деятельности псковичей.
Военно-политический союз Москвы и Пскова, действовавший почти полвека, оказал весомое влияние и на внутреннюю жизнь вечевого города. В 1460-х годах в Пскове проводятся административные реформы, оптимизировавшие его судебную систему. Последняя редакция наиболее полного процессуального кодекса на Руси – Псковской судной грамоты – была осуществлена при участии московских администраторов. На вторую половину XV в. приходится большинство летописных известий о вечевых собраниях в Пскове, от этого времени нам известны имена большинства псковских посадников. Безусловно, самодержавие московских государей и республиканская государственность Пскова были политически противоположными системами. Однако единые вера и язык создали возможность той лишь на первый взгляд парадоксальной ситуации, когда военный щит монархической Москвы обеспечил на рубеже XV–XVI вв. защиту вечевого строя, тех свобод, которые стали для Пскова конституционными.
Вечевой Псков внес существенный вклад в развитие не только политико-правовой, но и материальной культуры Руси. Далеко за пределами города были известны искусство местных ремесленников, зодчих, художников. Псковские мастера по металлообработке знали все, что было известно в прославленных ремесленных центрах западной Европы и Ближнего Востока, в том числе владели технологией изготовления высокоуглеродистой стали. Высокоразвитое эстетическое чувство было присуще всем слоям псковского населения, проявляясь в украшении массовых бытовых предметов. Но подлинного величия достигли архитектурные и художественные шедевры наших зодчих и живописцев.
С 1474 г. псковские каменщики возводят храмы в Троице-Сергиевом монастыре и Москве, осуществив синтез традиций московского зодчества и псковской архитектурной школы. Столь же высокий художественный уровень свойственен и мастерам монументальной живописи, которые осуществляли росписи как местных храмов (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Рождественский собор Снетогорского монастыря, храмы Довмонтова города, церковь Успения в Мелетове), так и западноевропейских (капелла св. Креста в Кракове).
Таким образом, накануне 1510 г. Псков представлял собой развитый в культурном, политическом и экономическом отношениях город-государство, связанный с другими русскими землями тысячью нитей. Во все времена Псков оставался органической частью Русской земли, поддерживая спасительный в условиях постоянной иностранной угрозы союз с другими русскими областями: до середины XIV в. – с Великим Новгородом, а с 1399 г. – с великим московским князем. Именно из Москвы приглашались в Псков князья-наместники, присутствие которых в городе было равнозначно заключению военно-политического союза с собирательницей русских земель. Высокая миссия Москвы отчетливо осознавалась уже современниками, и в сообщении, датируемым зимой 1440/41 г., псковский летописец титулует московского князя Василия II «господарем», а с 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Псковские посадники стали осознавать правителя Русского государства как государя и «царя». Именно так звучит титул Ивана III в договоре Новгорода и Пскова с епископом Дерпта 1474 г.: «господина нашого и государа нашого великого князя Ивана Васильевича, цара всея Руси». Решающую роль в отражении нападений Ливонского ордена на Псков в 1480–1481 и 1501–1502 гг. сыграли войска, присланные великим князем московским.
Самостоятельное политическое бытие Пскова не могло продолжаться вечно, прежде всего в силу объективных причин. XV–XVI столетия в Европе стали эпохой образования централизованных государств, в рамках которых вольным городам было легче защищать свои экономические интересы. Вхождение Пскова в состав Русского государства в январе 1510 г. осознавалось многими современниками как трагическое событие, но для будущего оно оказалось благотворным. На вече 13 января посадники объявили решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем, Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи». Псковичи расценивали свое решение о присоединении к Русскому государству как добровольное, а не принудительное. Василий III в течение двух недель достиг решительного успеха, приведшего к ликвидации боярской республики, которая пала не только из-за военного поражения, но и в силу внутреннего политического кризиса олигархической власти бояр. Псков получил уставную жалованную грамоту, где был определен порядок наместничьего управления. Вхождение Пскова в состав Русского государства сопровождалось массовыми перемещениями населения. Выслав псковских посадников и некоторых других представителей правящей элиты на восток, в пределы бывшего Великого княжества Владимирского, великокняжеская администрация преследовала цель ликвидации почвы для местного сепаратизма. Подобные акции великокняжеская власть предпринимала в Новгороде в 1478–1484 гг. и позднее при присоединении Смоленска. Существенным приобретением великокняжеской власти были земельные владения «сведеных пскович»; их вотчины пошли в раздачу детям боярским, а дворы в Среднем городе были заселены купцами, переселенными из городов Северо-восточной Руси.
В политическом смысле присоединение Пскова произошло за шестнадцать дней – с 12 по 28 января 1510 г., и столь быстрый успех дал возможность Василию III не проводить крутой ломки сложившегося здесь порядка. Даже программа переселений псковских посадников выглядит весьма ограниченной сравнительно с теми результатами, которые принес Москве поход на Псков 1510 г. Псков и его жители сохранили существенные права в самых разных сферах деятельности и многие атрибуты времен независимости. Во-первых, за Псковом остались внешнеполитические функции: его наместники и гости-старосты как и до 1510 г. вели переговоры и заключали соглашения с Ливонией (1531 г.) Во-вторых, Псков сохранил систему самоуправления в виде старост, заседавших в наместничьем суде и собиравших налоги.
Расцвет Пскова продолжался и в XVI в., свидетельством чему, в частности, остаются для нас многие памятники архитектуры и живописи той поры. С 1516 по 1564 г. в Пскове было возведено 38 церквей, столько же, сколько за все предыдущее XV столетие. До настоящего времени храмы, построенные в первой половине XVI в., служат украшением древнего города. Псков являлся одним из крупнейших городов Русского государства, уступая лишь Москве и Новгороду. Население Пскова составляло около 30 тыс. человек, а Псковской земли – 150 тыс. жителей. Площадь Пскова в черте укреплений Окольного города (1465 г.) составляла 215 га. Вместе с неукрепленным посадом территория Пскова составляла 428 га, что вполне сопоставимо с площадью крупнейших городов Западной Европы, например Парижа XVI в. (430 га). Будучи торговыми воротами России на западной границе, Псков продолжал аккумулировать финансовые ресурсы, занимая ведущие позиции в стране по сбору прямых налогов и торговых пошлин. Важным атрибутом финансово-экономической самостоятельности Пскова оставался денежный двор, а местная монетная чеканка стала эталонной для России. Изображенный на лицевой стороне псковской деньги всадник с копьем в руке дал название российскому денежному номиналу («копейка»).
В монастырях Псковской земли продолжалось летописание, а старецЕлеазарова монастыря Филофей в своих посланиях Василию III и дьяку Мунехинуформулирует российский вариант идеи трансляции империи – представление о Москве как о «третьем Риме». Велико культурное и духовное наследие Псково-Печерского и Крыпецкого монастырей.
Таким образом, 1510-й год, когда пало независимое Псковское государство, не был непреодолимой гранью между двумя эпохами; скорее, он способствовал взаимообогащению объединившихся русских земель. Для наших современников 1510 год приобретает значение водораздела, стоя на котором, легче разглядеть и предыдущий, и последующий периоды истории нашего города. Псковская земля и ее защитники покрыли себя неувядаемой славой в дни обороны Пскова от войск Батория (1581 г.) и Густава-Адольфа(1615 г.)
В начале XVII века Псковской земле, как и всей России, пришлось пережить Смуту – первую гражданскую войну. Псков так и не признал власть польских и шведских оккупантов, и современные историки ставят наш город в один ряд с такими центрами национально-освободительного движения, как Рязань и Нижний Новгород.
С Псковом была связана административная деятельность дипломата и экономиста А.Л. Ордина-Нащокина (1606–1680 гг.), который на посту псковского воеводы предложил смелый проект городской реформы. Псков XVI–XVII веков оставался важным торговым центром на западных рубежах России. Здесь был Большой торг в окольном городе, рыбный торг на берегах Псковы у Кремля, гостиные дворы для иностранных купцов на Завеличье. Среди торговцев выделялись «гости», ведшие коммерческие операции за рубежом (Хозины, Поганкины). Из семей оборотистых предпринимателей Меншиковых, Русиновых выбираются псковские земские старосты, собиравшие налоги и осуществлявшие низшую административную власть.
Завоевание Прибалтики и строительство Петербурга при Петре I резко изменили темп жизни и само ее наполнение в Псковской земле. Утратив военный и экономический приоритет, она становится колыбелью русской культуры. Детские годы в Пскове провел первый русский историк В.Н. Татищев, здесь бывал агроном и мемуарист А.Т. Болотов.
Своим рабочим «кабинетом» считал Михайловское А.С. Пушкин, на псковской земле были созданы музыкальные шедевры Мусоргского и Римского-Корсакова. В Великих Луках в конце XIX века жил выдающийся литератор символист Ф.К. Сологуб, а писательская колония в Холомках под Порховом после революции 1917 года стала местом встреч и творчества поэтом и художников. Интенсивная церковная жизнь Псковской губернии на рубеже XIX–XX веков способствовала проявлению в стенах семинарии пастырского таланта будущего патриарха Тихона.
В уездном городе Витебской губернии Невель в 1918–1920 гг. начиналась научная деятельность крупнейшего российского мыслителя XX века М.М. Бахтина. Жители губернии и области самоотверженно вставали на защиту своей земли. В годы Отечественной войны 1812 г. проявился крупный полководческий талант связанного с псковской землей генерала П.П. Коновницына, а в годы Великой Отечественной войны – К.К. Рокоссовского.
В насыщенном памятниками истории современном Пскове есть чему поучиться современным россиянам, озабоченным развитием культуры и поддержанием лучших ее традиций, освоением опыта наших далеких предков. В этом отношении Псков по праву может стать опытной лабораторией, где будут продолжены в широких масштабах научные реставрации памятников древней архитектуры. Здесь могут быть апробированы практические формы активного взаимодействия Администрации области и научного сообщества, призванные способствовать познанию нашей истории, развитию нашей культуры и делу патриотического воспитания нашего народа.