605 городов из всех регионов России, 65 стран, 78 000 онлайн-участников, 7 000 посетителей на площадке «Крокус Экспо». За три дня работы Московского международного Салона образования (ММСО 2021) с 6 по 8 октября на площадке выставочного центра «Крокус Экспо» и коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект» прошла выставка современных технологических решений в сфере образования и состоялось более 250 сессий в рамках деловой программы.
В мероприятии приняли участие руководители органов федеральной и региональной исполнительной власти, представители бизнеса, ректоры столичных и региональных вузов и колледжей, учителя и директора государственных и частных образовательных учреждений, школьники средних и старших классов, абитуриенты, студенты. Все участники ММСО 2021, посетившие мероприятие лично, подчеркнули важность живого общения в офлайн-формате и теплую атмосферу, которая чувствовалась в каждой дискуссии деловой программы и нетворкинг-встречах.
В рамках пленарной сессии, открывшей 6 октября работу Салона образования, директор АНО ММСО Максим Казарновский зачитал приветственные письма министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и министра просвещения РФ Сергея Кравцова. «Российская высшая школа успешно прошла проверку пандемией – в короткий срок совершила большой рывок в освоении современных технологий и сохранила высокое качество преподавания», – обозначил в своем приветствии Валерий Фальков. «Важным для системы образования стало создание цифровой образовательной среды, но это не замена и не аналог традиционного обучения. Задача цифровой образовательной среды – расширение возможностей традиционных занятий в помощь учителю, ученику и родителю», – отметил Сергей Кравцов.
Именно гибридный формат позволил педагогам и ученикам во время пандемии не выпасть из образовательного процесса. Владимир Мау, ректор РАНХиГС: «Задача цифровизации была поставлена до пандемии: она ускорила эти процессы, но не запустила их. То, что ранее казалось сомнительным, стало нормой – абсолютное равенство и физического и онлайн-присутствия. Пандемия превратила цифровую грамотность из моды в вызов, и это очень важно». В качестве перспективы для гибридного формата эксперты называли проектную деятельность – именно в таком ключе возможно наиболее эффективное вовлечение учеников в процесс обучения. Кроме того, гибридный формат диктует необходимость в обучении информатике, и заниматься этим необходимо с раннего детства, считают специалисты.
Осознанию границ гибридной реальности в том или ином виде были посвящены практически все дискуссии на ММСО 2021. Поиск баланса между традиционными формами обучения и онлайн-форматами стал одной из важных тем для всех уровней образования. «Когда офлайн вернулся, цифра никуда не ушла. Именно эта гибридная реальность стала предметом наших исследований, – отметил директор АНО ММСО Максим Казарновский на пленарной сессии «Условная свобода новой реальности», где обсуждали использование гибридных форматов обучения. – Попытка очертить границы этой новой реальности навела нас на понимание того, что пандемия дала некоторый глоток свободы всей системе образования, которой не было прежде. У педагога появилась возможность выбирать формы организации образовательного процесса, выбирать инструменты взаимодействия с учениками и родителями, появилась возможность по-разному строить управление образовательным процессом у директоров школ. Время хаоса прошло, и сейчас культурным кодом нашей новой действительности стала неопределенность».
Цифровым технологиям был посвящен целый ряд сессий, где эксперты обсуждали баланс между онлайн- и офлайн-форматами при работе с учениками всех уровней образования – от дошкольного до высшего, а также в области профессионального развития педагогов. «Благодаря цифровым технологиям появляется возможность постоянного измерения успехов ученика», – отметил научный руководитель и основатель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Михаил Кожевников, президент ГК «Просвещение», обратил внимание на то, что погружение в цифровую среду только усилило значимость личной и живой коммуникации между всеми участниками образовательного процесса: «Учитель был и останется фигурой незаменимой, для которого наши усилия – создание контента, учебников, цифровых программ и решений — лишь требуемое для экономии ресурсов подспорье. Но эта вторичная роль почетна, когда в фокусе – работа педагога с человеком: с ребенком, с родителем, с коллегами. ММСО и все мероприятия Всероссийской учительской недели еще раз показали нам, ради чего мы работаем: ради человека в образовании, а не системы образования».
Эксперты признавали, что онлайн никогда не сможет полностью заменить традиционное обучение и атмосферу личного взаимодействия с наставниками и педагогами, живую работу в команде, поэтому фиджитал – становится новой не только образовательной, но цивилизационной парадигмой. И здесь онлайн-форматы могут стать мотивирующим инструментом, повышающим вовлеченность детей в процесс обучения, а развитие цифровых технологий требует опытных кадров. Нина Яныкина, генеральный директор, ректор, Университет 2035, отметила, что растет ёмкость рынка специалистов по цифровым технологиям: «Чем больше цифровых технологий, тем больше нужно специалистов по работе с цифровыми данными, в том числе высокоуровневые специалисты – руководители и менеджеры, которые должны принимать решения. На площадке ММСО Университет 2035 представил собственные цифровые сервисы для поддержки проектной деятельности в вузах, продукты на основе данных для рынка труда, формат магистратур НТИ и другие образовательные сервисы и решения».
Произошедший вместе с пандемией слом образовательной парадигмы заставил по-новому воспринимать окружающую действительность, изменить методы и подходы к обучению на всех уровнях образования, не в последнюю очередь – в свете глобального тренда на диджитализацию. В этой связи главной задачей на сегодняшний день является создание современной инфраструктуры в образовательных учреждениях (доведение широкополосного интернета, формирование инфраструктуры внутренней школы и создание информационных систем, которые бы позволяли объединить между собой эти коммуникации, контент и данные). Об этом на ММСО 2021 говорили не только представители власти, но и бизнеса, который занимается разработкой образовательных проектов и онлайн-платформ. Все сошлись во мнении, что без качественной инфраструктуры, без «железа» цифровизация образования не случится.
На ММСО 2021 шла речь о необходимости ранней профориентации старших школьников и студентов. Сами учащиеся отмечали, что в старшей школе все преподавание направлено на сдачу ЕГЭ, а профориентации время абсолютно не уделяется. Эксперты говорили, что не только нужно обязательно вводить такую практику, в том числе с помощью родителей учеников, которые зачастую обладают нужными компетенциями, но и расширять круг профессий для самоопределения учащихся, чтобы представить более широкую панораму возможностей. Персонализация обучения – одна из актуальных тем для современного образования, которая касается не только общего, но и среднего и высшего образования. Важно, чтобы ученик и студент был активным участником формирования учебного процесса, в результате чего он будет успешен не только в академическом плане, но и получит необходимые «мягкие» навыки.
Децентрализация высшего образования не случайно оказалась в фокусе профессионального сообщества на ММСО 2021. Развитие региональных вузов сейчас поддерживается на государственном уровне. Но и сами учебные заведения активно конкурируют друг с другом и зарубежными институциями путем внедрения новых специализаций и подготовки кадров под конкретные требования работодателей. «Высшая школа успешно прошла через пандеми. – отметил Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». – С одной стороны, длительный период пандемии научил нас работать в условиях вызовов, понимая, что возможно вскоре придется полностью перейти на онлайн-формат обучения. С другой стороны, мы научились работать коллегиально. Имеющийся сейчас консорциумный акцент во многом вызван очевидной необходимостью работать вместе и усиливать друг друга: наука – с высшей школой, губернаторские команды – с бизнесом и промышленностью, и т.д. Пандемия показала, что один в поле не воин». Участвующие в дискуссиях ректоры из разных региональных вузов и директора колледжей отметили, что диалог с бизнесом – основа того, чтобы исключить трудовую миграцию в более крупные города, чтобы выпускники оставались на местах, участвуя в развитии экономики своего региона. Станислав Нисимов, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП Роснано, ответил на актуальный вопрос, как взаимодействовать бизнесу и учебным заведениям: «Чего хочет бизнес от образования? Быстро и подешевле. А образование говорит: обучение должно быть избыточным, ведь мы воспитываем новое поколение. Все должны делать общее дело: одна сторона должна правильно сформулировать четкие требования, а вторая – правильно их исполнить».
Для успешного трудоустройства важно развивать не только профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные навыки (soft skills), чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда, отмечали эксперты. Одним из ключевых специалисты называли коммуникацию – не только как важный личностный навык для студентов высших и средних учебных заведений, но как ключевой для успешного взаимодействия университетов и предприятий в целях подготовки кадров с релевантными качествами. В целях развития «мягких» навыков у студентов по всей стране на базе вузов создаются «Центры компетенций». Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», убежден, что это поможет увидеть работодателям, насколько выпускник подходит тому или иному работодателю, насколько он стрессоустойчив и целеустремлен.
В рамках ММСО 2021 Яндекс.Учебник презентовал аналитику больших данных, связанных со школьным образованием. Исследование показало, что успеваемость в начальной школе падает в прогрессии от первого к четвертому классу, что, в свою очередь, мешает усваивать материал в старшей школе. По мнению экспертов, исправить ситуацию может введение индивидуальных траекторий обучения, интерактивных практик (цифровых тренажеров, которые будут выполнять функцию репетитора и способствовать мотивации и вовлеченности), а также уход от сухого контроля знаний и оценки по шаблону в сторону наставничества. Сегодня образовательные форматы должны быть быстрыми и стремительными, меняться так же, как наша жизнь, говорили эксперты.
«Один из актуальных вопросов в сфере образования сегодня – как повысить вовлеченность детей в обучение, – говорит Рамиль Альшин, директор по контенту «Учи.ру». – Цифровые технологии, которые активно обсуждаются в этом году на Салоне, как раз помогают повышать вовлеченность школьников. Они делают возможным использование в образовательном процессе инструментов геймификации. По данным исследования, проведенного «Учи.ру» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, механики геймификации способствуют повышению всех видов вовлеченности — эмоциональной, поведенческой и когнитивной. В целом мы не разделяем образование на онлайн и офлайн. Цифровые технологии уже стали частью современной системы образования, которые ее значительно усиливают и дополняют».
Поднимался вопрос междисциплинарности в образовательном процессе – как в общем образовании, где такой подход поможет сформировать у учеников цельную картину мира, так и в профессиональном – для развития учителей, личностному росту которых необходимо уделять больше внимания. Говоря о дополнительном профессиональном образовании, в том числе педагогическом, эксперты отмечали важность повышения цифровой грамотности специалистов, борьбы с выгоранием и работе с мотивацией. Педагогам в этом может помочь профессиональное сообщество, потому что такое развитие невозможно вне профессиональной среды.
Предметом отдельного обсуждения на ММСО 2021 стало частное образование. Бóльшая свобода выбора образовательных траекторий позволяет частным школам стать полигоном новых методик и форматов обучения, которые впоследствии могут взять на вооружение и государственные учреждения. «Отрасль частного образования доказала свое право на то что, не только может, но и должна участвовать в образовательной политике», – заявил на ММСО 2021 председатель правления Федерации частного образования, общественный омбудсмен в сфере образования уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Амет Володарский. Говоря о возможности государственно-частного партнерства, представитель Российской Федерации частного образования обратил внимание на наличие глобальной проблемы, которая заключается в отсутствии методологии, бизнес-кейсов и уверенности, что собственник сможет вернуть себе капитальные расходы при такой форме сотрудничества.
Преподавание финансовой грамотности в школах становится важной частью образовательного процесса. Об этом на ММСО заявил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута: «Благодаря нашей совместной работе с Министерством просвещения уже с будущего учебного года финансовая грамотность займет достойное место в образовательных программах как для 1-4, так и для 5-9 классов. На самом деле уже сегодня большинство школ так или иначе учат детей финансовой грамотности. Это происходит и в рамках дополнительных часов, и в рамках основной программы, но такая глубокая интеграция во ФГОСы и примерные образовательные программы поможет нам усилить вовлеченность, повысить качество преподавания и в конечном итоге обеспечить должными знаниями и навыками учащихся, которые уже завтра выйдут во взрослую жизнь. В свою очередь, мы надеемся, что учащиеся, поскольку они общаются со своими родителями, бабушками, дедушками, станут проводниками финансовой грамотности в семье», – отметил Мамута.
Другой тренд – введение занятий по предпринимательству в школах и вузах. Эксперты сошлись во мнении, что стандарты предпринимательского образования ввести довольно сложно, во-первых ввиду того, что предпринимательство очень разнообразно, во-вторых, из-за стремительного изменения предпринимательской деятельности и в связи с этим устаревания создаваемых стандартов. Надо понимать, что предпринимательство – это междисциплинарная деятельность, объединяющая экономическую, технологическую или социальную сферу.
Впервые блок деловой программы на ММСО 2021 был посвящен финалистам всероссийского конкурса «Учитель года – 2021», который инициирован Минпросвещения. В течение первого дня профессиональное сообщество знакомилось с лучшими практиками в области начального образования, а также по разным предметам – русской литературе, истории, географии, химии, информатике и английском языке, где все победители региональных этапов выступали в качестве спикеров. Участники конкурса «Директор года» встретились в рамках партнерской сессии ММСО, где обсудили школьную среду как объект управления – тему, которая станет объектом исследования на следующей конференции «ММСО.Директор школы».
7 октября состоялся «День Москвы на ММСО 2021», в рамках которого прошло более десяти сессий деловой программы и мастер-классов от учителей московских школ. Обсуждались новые взгляды к системе оценивания, имидж педагога в цифровой среде, подходы обучения старшеклассников, экологическое воспитание, проект предпринимательского класса, который реализуется в московских школах совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова, и др.
ММСО 2021 стал площадкой для подписания крупных соглашений о стратегическом сотрудничестве. Соглашение между АНО «ММСО» (ММСО, разработчик коммуникационной платформы «ММСО.Коннект») и ООО «Цифровое образование» (разработчик образовательной платформы «Сферум») направлено на расширение партнерства между двумя платформами: «ММСО.Коннект» нарастит свой функционал под будущие мероприятия, создаст комфортную среду для взаимодействия и максимального вовлечения аудитории, а «Сферум» обеспечит подключение удаленных пользователей. Также в этом году платформа «Сферум» стала стратегическим партнером ММСО, который проходит в Москве с 6 по 8 октября. «Сферум» теперь является площадкой для трансляций ряда сессий ММСО (видеопоток синхронизирован с платформой «ММСО.Коннект») и отвечает за подключение ключевых спикеров разных уголков света на мероприятиях «ММСО.Коннект». «Совместно с ММСО мы можем наглядно продемонстрировать преимущества технологичного подхода в организации учебного процесса. Мы рады, что можем оказать технологическую поддержку такому важному мероприятию, в центре внимания которого учителя и ученики», — отметил заместитель генерального директора «Цифрового образования» Сергей Марданов.
Рыбаков Фонд стал официальным российским хабом глобального движения EdHeroes. Фонд поддерживает развитие образования, ориентированного на интересы семьи, и помогает ей вырастить автономную самостоятельную личность. «Рыбаков Фонд придерживается концепции социально направленного инвестирования, прежде всего, в образовательные проекты, и его ценности в превосходной степени совпадают с ценностями движения EdHeroes», – сказал на подписании меморандума Андрей Галиев, вице-президент Рыбаков Фонда.
В рамках ММСО 2021 состоялось подписание соглашений образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» с министерствами образования Тюменской и Новгородской областей. Соглашения направлены на развитие долгосрочного сотрудничества сторон по внедрению цифрового формата обучения в школьный образовательный процесс. Документы предусматривают использование в региональной системе общего образования адаптивных методов онлайн обучения, проведение конкурсов, конференций и олимпиад, а также курсов повышения квалификации для педагогов.
7 октября 2021 года состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между «Университетом 2035» и Bureau for Continuing Professional Development Ltd из Казахстана. Намерение сторон состоит в развитии всестороннего сотрудничества, обмене лучшими практиками и создании условий для совместной организации таких проектов и мероприятий, как программы обучения цифровым компетенциям, программы по цифровой трансформации и развитию цифровой грамотности, сетевые магистерские программ по высокотехнологичным направлениям, а также крупные образовательные интенсивы.
Во второй день ММСО 2021 состоялось подписание соглашения о запуске совместного курса для старшеклассников между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и образовательной компанией MAXIMUM. Вуз и EdTech компания договорились в течение года совместно готовить школьников к ЕГЭ по математике, физике и информатике и в целом к поступлению в Санкт-Петербургский политехнический университет. Первая часть программы посвящена подготовке к ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления: математике, физике и информатике. Вторая часть курса будет актуальна только для тех, кто собирается поступать непосредственно в Политех.
Все трансляции сессий в рамках деловой программы доступны на сайте Московского международного Салона образования (ММСО 2021) https://online.mmco-expo.ru после регистрации.
для лиц старше 16 лет (16+)