С начала двухтысячных годов система патриотического воспитания молодёжи в России (свёрнутая в период экономической нестабильности) приобрела качественно новый характер. Важными вехами стали проведение всероссийского Года молодёжи (2009); учреждение профильного органа власти — Федерального агентства по делам молодёжи (2007–08); на региональном уровне — создание молодёжных правительств и парламентов, которые сегодня действуют более чем в половине субъектов Федерации.
Приметой времени явилось возникновение массовых молодёжных движений — как близких к государственным структурам («Молодая гвардия «Единой России”»; Евразийский союз молодёжи; «Наши»; «Местные», «Россия Молодая»; кадровый проект правительства Москвы «Гражданская смена» и др.) — так и оппозиционных («Мы», «Оборона», «Вперёд» и др.) Примечательно, что все из перечисленных организаций были созданы в 2005 году — в качестве реакции на прокатившиеся по сопредельным странам «цветные революции», движущей силой которых выступила молодёжь.
Уникальным проектом стал всероссийский образовательный форум «Селигер», проводящийся в формате палаточного лагеря и с 2009 года превратившийся в инструмент личного и карьерного роста для десятков тысяч талантливых юношей и девушек со всей страны.
В то же время в реализации государственной молодёжной политики имеются определённые трудности, объективным выражением которых стали массовые беспорядки на почве ксенофобии в Москве и ряде городов России в декабре 2010 года, а также поддержка молодыми людьми протестного движения год спустя.
Причины этих трудностей?
1. Отсутствие законченной и внутренне непротиворечивой идеологической платформы, на базе которой была бы возможна реализация программы патриотического воспитания.
2. Отсутствие разделяемых большей частью общества ценностных ориентиров и единого представления о национальном прошлом.
3. Эмоциональное напряжение, вызванное невозможностью удовлетворения той или иной потребности молодого человека. То есть невозможность — реальная или мнимая — получения качественного образования, карьерного роста, достойного заработка.
4. Не соответствие стратегии и инструментов государственного патриотического воспитания объективным целям и задачам молодёжной политики.
Главная причина, однако, в том, что ни государство, ни общество не имеют определённого представления о сути патриотического воспитания как такового — о его целях, задачах и инструментах.
Разберёмся с терминами. Обычно патриотическое воспитание понимают как «совокупность мер, направленных на становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны».
Думается, однако, что главным результатом патриотического воспитания должно стать не формирование в молодых людях «гражданственности» и «патриотизма» (уровень которых, как и эффективность «совокупности мер», едва ли можно измерить), — а формирование проактивной личности.
Термин «проактивность», используемый в психологии, означает, что человек — носитель этого качества — осознаёт свои глубинные ценности и цели, действуя в соответствии со определёнными жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств. Проактивный человек принимает на себя ответственность за будущее (для себя, своей семьи, своей страны). Антонимичный термин — «реактивность» — означает покорное следование обстоятельствам, возложение причин неблагоприятных перемен на других, инертность, пессимизм, пассивность.
Таким образом, мы уходим от философских и субъективных категорий, таких как патриотизм и гражданственность, в пользу объективных понятий.
Следовательно, патриотическое — проактивное — воспитание должно исходить из следующих глобальных целей:
1. Стимулирование творческой активности, здоровой конкуренции и максимальной самостоятельности молодых людей.
2. Воспитание личности в контексте национальной истории и культуры.
3. Отождествление молодым человеком собственного будущего с будущим страны.
4. Ориентация молодёжи на ценности созидания, а также на стремление к совершенству в своей сфере деятельности.
5. Содействие становлению молодых людей в качестве полноценных субъектов развития общественных институтов семьи, брака, отцовства и материнства.
6. Постоянное улучшение интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов, предлагаемых молодёжи.
7. Предоставление инструментов для развития карьеры, получения качественного образования и досуга — не зависимо от места жительства, физических возможностей и иных условий.
Инструменты проактивного воспитания должны сочетать лучшие стороны либерального и патерналистского подхода:
1. Трансляция патриотического дискурса через средства массовой информации (а также компьютерные игры, популярную музыку, кинематограф, театр, актуальное искусство, художественную литературу, блогосферу).
2. Приближение образовательной программы учебных заведений к реальным потребностям рынка.
3. Реализация молодёжных кадровых проектов.
4. Развитие международных контактов (в том числе привлечение молодых зарубежных специалистов в Россию).
5. Улучшение условий для трудовой мобильности и туризма внутри страны.
6. Предоставление молодёжи возможности самореализации в государственно-образующей и государственно-творческой деятельности.
7. Всемерная поддержка творческой молодёжи.
Главный же способ патриотического воспитания молодёжи —создание идеального образа, лежащего за пределами окружающей действительности, но в то же время притягательного и достижимого — пусть даже благодаря личным страданиям и отказу от частного ради общего. В качестве примеров таких глобальных проектов, сплачивавших нацию на протяжении десятилетий, можно привести освободительные движения южнославянских народов (1870-е гг.), освоение Арктики (1930-е), подъём целинных земель (1950-е), покорение Космоса (1960-е), строительство БАМа (1970-е).
Иными словами, необходимо предложить обществу масштабный цивилизационный проект, который станет локомотивом экономического развития, трамплином в новый технологический уклад. И лучшее начало такому проекту — создание единого экономического пространства для 250 миллионов людей, считающих русский язык родным.
В противном случае страна рискует сократиться до размеров Московской Руси эпохи Смутного времени.
Эдвард Чесноков