Суббота 22.06.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Какой должна быть молодёжная политика?

18. 09. 2012 574

С начала двухтысячных годов система патриотического воспитания молодёжи в России (свёрнутая в период экономической нестабильности) приобрела качественно новый характер. Важными вехами стали проведение всероссийского Года молодёжи (2009); учреждение профильного органа власти — Федерального агентства по делам молодёжи (2007–08); на региональном уровне — создание молодёжных правительств и парламентов, которые сегодня действуют более чем в половине субъектов Федерации.

Приметой времени явилось возникновение массовых молодёжных движений — как близких к государственным структурам («Молодая гвардия «Единой России”»; Евразийский союз молодёжи; «Наши»; «Местные», «Россия Молодая»; кадровый проект правительства Москвы «Гражданская смена» и др.) — так и оппозиционных («Мы», «Оборона», «Вперёд» и др.) Примечательно, что все из перечисленных организаций были созданы в 2005 году — в качестве реакции на прокатившиеся по сопредельным странам «цветные революции», движущей силой которых выступила молодёжь.

Уникальным проектом стал всероссийский образовательный форум «Селигер», проводящийся в формате палаточного лагеря и с 2009 года превратившийся в инструмент личного и карьерного роста для десятков тысяч талантливых юношей и девушек со всей страны.

В то же время в реализации государственной молодёжной политики имеются определённые трудности, объективным выражением которых стали массовые беспорядки на почве ксенофобии в Москве и ряде городов России в декабре 2010 года, а также поддержка молодыми людьми протестного движения год спустя.


Причины этих трудностей?

1. Отсутствие законченной и внутренне непротиворечивой идеологической платформы, на базе которой была бы возможна реализация программы патриотического воспитания.

2. Отсутствие разделяемых большей частью общества ценностных ориентиров и единого представления о национальном прошлом.

3. Эмоциональное напряжение, вызванное невозможностью удовлетворения той или иной потребности молодого человека. То есть невозможность — реальная или мнимая — получения качественного образования, карьерного роста, достойного заработка.

4. Не соответствие стратегии и инструментов государственного патриотического воспитания объективным целям и задачам молодёжной политики.

 

Главная причина, однако, в том, что ни государство, ни общество не имеют определённого представления о сути патриотического воспитания как такового — о его целях, задачах и инструментах.

Разберёмся с терминами. Обычно патриотическое воспитание понимают как «совокупность мер, направленных на становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны».

Думается, однако, что главным результатом патриотического воспитания должно стать не формирование в молодых людях «гражданственности» и «патриотизма» (уровень которых, как и эффективность «совокупности мер», едва ли можно измерить), — а формирование проактивной личности.

Термин «проактивность», используемый в психологии, означает, что человек — носитель этого качества — осознаёт свои глубинные ценности и цели, действуя в соответствии со определёнными жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств. Проактивный человек принимает на себя ответственность за будущее (для себя, своей семьи, своей страны). Антонимичный термин — «реактивность» — означает покорное следование обстоятельствам, возложение причин неблагоприятных перемен на других, инертность, пессимизм, пассивность.

Таким образом, мы уходим от философских и субъективных категорий, таких как патриотизм и гражданственность, в пользу объективных понятий.


Следовательно, патриотическое — проактивное — воспитание должно исходить из следующих глобальных целей:

1. Стимулирование творческой активности, здоровой конкуренции и максимальной самостоятельности молодых людей.

2. Воспитание личности в контексте национальной истории и культуры.

3. Отождествление молодым человеком собственного будущего с будущим страны.

4. Ориентация молодёжи на ценности созидания, а также на стремление к совершенству в своей сфере деятельности.

5. Содействие становлению молодых людей в качестве полноценных субъектов развития общественных институтов семьи, брака, отцовства и материнства.

6. Постоянное улучшение интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов, предлагаемых молодёжи.

7. Предоставление инструментов для развития карьеры, получения качественного образования и досуга — не зависимо от места жительства, физических возможностей и иных условий.

 

Инструменты проактивного воспитания должны сочетать лучшие стороны либерального и патерналистского подхода:

1. Трансляция патриотического дискурса через средства массовой информации (а также компьютерные игры, популярную музыку, кинематограф, театр, актуальное искусство, художественную литературу, блогосферу).

2. Приближение образовательной программы учебных заведений к реальным потребностям рынка.

3. Реализация молодёжных кадровых проектов.

4. Развитие международных контактов (в том числе привлечение молодых зарубежных специалистов в Россию).

5. Улучшение условий для трудовой мобильности и туризма внутри страны.

6. Предоставление молодёжи возможности самореализации в государственно-образующей и государственно-творческой деятельности.

7. Всемерная поддержка творческой молодёжи.


Главный же способ патриотического воспитания молодёжи —создание идеального образа, лежащего за пределами окружающей действительности, но в то же время притягательного и достижимого — пусть даже благодаря личным страданиям и отказу от частного ради общего. В качестве примеров таких глобальных проектов, сплачивавших нацию на протяжении десятилетий, можно привести освободительные движения южнославянских народов (1870-е гг.), освоение Арктики (1930-е), подъём целинных земель (1950-е), покорение Космоса (1960-е), строительство БАМа (1970-е).

Иными словами, необходимо предложить обществу масштабный цивилизационный проект, который станет локомотивом экономического развития, трамплином в новый технологический уклад. И лучшее начало такому проекту — создание единого экономического пространства для 250 миллионов людей, считающих русский язык родным.

В противном случае страна рискует сократиться до размеров Московской Руси эпохи Смутного времени.

 

Эдвард Чесноков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией