Марина Бровкина — молодой ученый с обширной научной биографией. Окончила Кубанский государственный университет, где и по сей день работает в должности доцента кафедры физической химии, читает лекционные курсы и ведет лабораторные занятия по дисциплинам обучения студентов в рамках бакалавриата и магистратуры.
Также она ведет активную научную работу, пишет научные статьи в журналы, индексируемые в международных базах данных Scopus и WoS. Мы пообщались с Мариной о ее научной деятельности и разработках, перспективах в области науки и многом другом.
— Когда вы серьезно заинтересовались наукой и какие увлечения у вас были в детстве?
— Мой папа — военный в запасе, служил в ВВС. Жили мы на севере возле Кольского полуострова — сначала в Архангельске в военном городке, где я родилась, а потом переехали в Мончегорск. В Архангельске наша семья прожила до моего второго класса, и мои занятия сводились к дворовым «приключениям» по гаражам, трубам, играла с мальчиками в догонялки. После переезда в Мончегорск мы также жили в военном городке, который находился далеко от города — около часа езды на автобусе, и ходил он строго по расписанию. У меня есть две сестры — старшая на тот момент уже жила в Германии, а со средней мы учились в городе в школе с углубленным изучением английского языка, поскольку мама считала, что этот язык очень важен для человека. Я с детства была активным, интересующимся ребенком, поэтому пошла заниматься в шахматный клуб и танцами, на которые самостоятельно (по словам мамы) вставала в шесть утра. Неподалеку от нашего дома был ДК, где по вечерам устраивали танцы, на которые меня обычно не отпускали. В школе у меня была вторая смена, поэтому первая часть дня была посвящена кружкам, а после учебы я быстро делала уроки и шла гулять. Прогулки мои проходили обычно в одиночестве, потому что двух моих подруг не отпускали родители. Я часто лежала на снегу и любовалась Северным сиянием.
Наука заинтересовала меня серьезно на втором курсе магистратуры. Изначально пять лет я училась на факультете компьютерных технологий прикладной математики, и специальность моя была связана с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. По окончании университета я получила диплом специалиста. После пятого курса к нам обратилась профессор Наталия Дмитриевна Письменская и предложила продолжить обучение в магистратуре на химическом факультете — заняться электрохимией, тем самым расширить свой профиль. Я решила: «А почему бы и нет?», поскольку всегда придерживаюсь того, что нужно успеть запрыгнуть в последний вагон. В магистратуру мы поступили вместе c одногруппницей, параллельно работали в проектном институте — делали различные генпланы, паспорта безопасности и т. д.
— Как протекало ваше обучение в магистратуре?
— Помню, как на первом курсе магистратуры мы делали курсовую, связанную с ионообменными смолами, с которыми мы работали. Работа тогда не продвинулась дальше, поскольку мы не выиграли грант на данные исследования. После первого курса мой профессор, Кононенко Наталья Анатольевна, предложила перейти к доценту, с которым она работала в одной лаборатории, и заняться новыми методами модифицирования мембран для топливных элементов. Тогда я боялась этого доцента — она была очень строгая, но решила, что работа с ней только закалит мой характер, при том что я довольно стеснительная. В тот же период у меня на работе начались некоторые финансовые проблемы. В связи с этим я решила с головой погрузиться в магистерскую диссертацию и сделать качественное исследование. Меня затянула работа — я уходила в восемь часов утра, возвращалась в девять вечера, и спасибо огромное моим родителям, которые кормили, поили и всегда поддерживали меня в научном развитии. Конечно, что-то не получалось, бесило, но все равно хотелось продолжать, добиваться дальше. Я стремилась создать что-то такое, чего до меня не делали. После второго курса мы как-то поехали на конференцию, где я выступала — для меня она была первой. Я чувствовала безумный адреналин, это здорово — осознавать, что люди, сидящие в зале, все понимают в той области, о которой ты рассказываешь, задают тебе вопросы, и ты на них отвечаешь.
— Вы упомянули, что именно благодаря предложению профессора после института решили продолжить обучение в магистратуре, с чего и началась ваша научная деятельность. Как она развивалась в дальнейшем?
— У нас говорят так: ты выбираешь не научное направление, а профессора, с которым хочешь работать, и тогда твоя деятельность точно будет успешна. Самое главное — выбрать наставника, с которым тебе будет комфортно и интересно. Поначалу я, конечно, ничего не знала, не понимала, было очень сложно погружаться в эту область, не обладая знаниями базовой химии. В аспирантуру я вообще не собиралась идти, но тут снова по счастливому стечению обстоятельств профессор Виктор Васильевич Никоненко рассказал про гранты французского посольства. В этом конкурсе можно выиграть стипендию на обучение в русско-французской аспирантуре — полгода ты учишься в России, полгода — во Франции, и так на протяжении трех лет. По итогам обучения ты защищаешь диссертацию во Франции. Тогда я поставила условие, что в случае получения гранта я останусь учиться в аспирантуре, но если нет — продолжать обучение в ней не буду. Документы подавала на сайте посольства Франции — сопроводительное письмо и план работы, который написал мне мой научный руководитель. И снова у меня было немного новое направление, но по-прежнему связанное с мембранами. Даже здесь ты не стоишь на месте, всегда делаешь и изучаешь что-то новое. Мне всегда хотелось временно пожить в другой стране (не как турист, а в обычном ритме). Сейчас обе мои сестры переехали на ПМЖ в Германию — им там все нравится, но я хочу жить в России. Здесь моя родина, родители, любимый муж.
— Какую роль в вашей карьере сыграло обучение в совместной франко-российской аспирантуре?
— Когда мне пришло письмо, что я выиграла, было безумно страшно — все-таки другая страна, летела я в Париж, ничего не зная и не понимая. Нас было всего 15 человек со всей России, кто получил грант. Однако французские профессора очень помогли и встретили меня, как родную. Первые три месяца были тяжелыми — сказывалась акклиматизация, я не понимала, что со мной происходит и чего от меня хотят эти люди. При этом мне было необходимо делать эксперимент. В России рядом всегда есть коллеги, которые могут помочь, а там ты полностью предоставлена сама себе. Каждый раз я звонила маме и говорила, что больше не хочу учиться, возвращаюсь обратно. Мама на это отвечала: «Да-да, ну вот сейчас закончатся полгода, приедешь и все». Но это как наркотик — ты приезжаешь во Францию на полгода, в какой-то момент хочется все бросить, но появляются новые возможности, второе дыхание, и ты становишься как лягушка-путешественница. Благодаря этому обучению я осталась в своем электрохимическом профиле, до сих пор занимаюсь наукой, учу студентов. Мне очень нравится моя научная деятельность — выиграла уже не один грант, были и другие победы, достижения. Если бы не эта аспирантура, наверное, пошла бы работать каким-нибудь инженером-проектировщиком по первой специальности.
— Расскажите поподробнее о вашей кафедре — чем она занимается? Над какими разработками сейчас трудитесь?
— Кафедра, на которой я сейчас работаю, занимается ионообменными мембранами и смолами, их модифицированием, характеризацией, применением в промышленности — электродиализе, топливных элементах, сенсорных устройствах, переработке молочной сыворотки, и это далеко не весь спектр. Объясню свою деятельность попроще на примере фильтров для очистки воды, которые стоят у многих дома. В таких установках есть один из картриджей, который заполнен ионообменной смолой. Она помогает удерживать ионы одного сорта и проводит ионы другого. Например, в фильтр поступает вода с повышенной жесткостью, то есть в ней присутствуют ионы кальция и магния. Когда эта вода проходит через фильтры, ионы кальция и магния удерживаются в смоле, а на выходе вместо них в воде будут содержаться ионы натрия, тем самым смягчая ее. И вот мембраны — это полимерные спрессованные пленки, состоящие из гранул ионообменных смол и полиэтилена.
Подстраиваясь под развивающиеся технологии, необходимы разнообразные мембраны для различных целей. В своем направлении я занимаюсь модифицированием мембран российского производства для селективности к переносу определенного сорта ионов. Сама по себе мембрана избирательно переносит двухвалентные ионы (например, кальций и магний) по сравнению к одновалентным (например, натрий). И если поместить мембрану в электродиализный аппарат и начать прогонять через нее ионы кальция, магния и натрия, то быстрее пройдут именно ионы кальция и магния. Данные процессы происходят под действием электрического тока. Мне же необходимо добиться как раз того, чтобы мембрана была более селективна к однозарядным ионам — пропускала натрий, а кальций и магний оставались с другой стороны. Этими исследованиями занимаюсь на данный момент в рамках гранта Президента РФ.
— Не могу не спросить о вашем проекте, который в 2017 г. был удостоен золотой медали на XIII Международном Салоне изобретений и новых элементов, а уже в этом, 2021 г. получил серебряную медаль на XXIV Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед». Какая разработка получила столь высокие награды?
— На данный Салон изобретений мы направляем проекты, в которых описаны наши новые разработки в области композитных и гибридных материалов, которые мы предлагаем для использования в топливных элементах, сенсорах и электромембранных технологиях, позволяющих получить наибольший КПД, по сравнению с уже имеющимися.
— Если бы не выбрали науку, чем бы занимались?
— Как и говорила, пошла бы работать и развивалась дальше по первой специальности — разрабатывала бы инженерно-технические мероприятия гражданской обороны по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Естественно, когда-нибудь стала бы главным инженером — раньше у меня была именно такая мечта. Тогда мне казалось, что они все-все знают, но сейчас понимаю, что абсолютно все знать невозможно (смеется).
— Среди молодежи бытует мнение, что наука — это сложно и скучно. Как изменить этот стереотип и привлечь молодые умы в науку? Как раскрыть потенциал?
— На самом деле в любой профессии сложно. Чтобы развиваться в выбранной области, всегда нужны силы, эмоции. Мне кажется, если ты идешь в ногу со временем, стремишься узнавать что-то новое, не бывает легко. Я бы не сказала, что наука — это скучно, потому что в ней нет Дня сурка. Я вспоминаю год своей работы в проектном институте, где каждый день выполняла одинаковый функционал, менялись только названия городов, с которыми работала. В науке большое количество направлений — ты всегда можешь заняться тем, что тебе наиболее интересно, найти новую информацию о разработках и открытиях зарубежных ученых в той или иной области. Стереотип о том, что это скучно — не изменить. Чтобы понять процесс и сферу изнутри, нужно погрузиться в нее самостоятельно. Для того чтобы раскрыть потенциал, нужно найти и заниматься тем, что тебе нравится. В детстве я больше всего любила математику — развлекалась тем, что решала примеры, школьные задачи. И поэтому в дальнейшем пошла на прикладную математику. Химия мне тоже нравилась, но в 10–11 классе не поладила с учителем, после чего даже не думала поступать на химический. Так что идти стоит определенно в ту область, которая тебе наиболее интересна.
— Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы остановить отток молодых российских ученых за рубеж и активнее расширять молодежное научное сообщество на Родине?
— Я думаю, что актуальные проблемы нужно узнавать у самих молодых ученых, спуститься к народу. Конечно, в первую очередь каждый молодой ум нуждается в достойной зарплате, чтобы комфортно жить. За рубежом ты видишь ученых, которые зарабатывают больше, при этом преподавательской ставки у них меньше, и занимаются они в основном научными разработками. Система образования в России выстроена так, что я, как преподаватель, доцент кафедры, обязана иметь, как минимум, 0,5 ставки, чтобы остаться на месте доцента. Одна ставка — это восемь часов пять дней в неделю, а 0,5 ставки — это четыре часа пять дней в неделю, которые я должна работать как преподаватель. Для этого нужно очень много времени, чтобы подготовиться к лекции, сделать ее интересной, подумать, как замотивировать студентов, чтобы информация отложилась у них в памяти, это кропотливый труд. И вот при учете этой ставки, я должна еще успевать заниматься научными разработками и деятельностью в университете. Честно — не знаю, как это можно совмещать, если уходишь в отпуск, а он у нас 56 дней. И получается, что при всех обстоятельствах, учитывая еще грант, я работаю летом, чтобы получать свой наивысший оклад в 40 тыс. рублей. Помимо этого, у меня есть еще параллельная репетиторская занятость, чтобы чувствовать себя человеком среднего класса и иметь возможность на что-то копить и закрывать свои потребности.
За границей университеты имеют возможность оплатить участие студента-ученого в конференциях и других научных поездках, не нужно выигрывать никакие гранты. У нас в получении его тоже имеются свои нюансы. Чтобы съездить на конференцию, на размещение в отеле из гранта я могу взять 550 рублей в сутки. Например, в сентябре я еду в Сочи на конференцию, где номер в сутки стоит 1500 рублей. Соответственно, выделяемых денег из гранта не хватает, и я покрываю эту разницу из своей зарплаты. Но, сразу хочу отметить, что грант Президента Российской Федерации — это очень большая поддержка и отличная возможность, чтобы молодые люди могли достичь целей и полноценно проводить исследования, реализовать свои задумки и проекты. У нас также есть РФФИ (по-моему, его сейчас закрывают), РНФ, Кубанский Научный Фонд, но там больше соревнуется опытная профессура, и молодым ученым пробиться тяжелее. Сегодня многие представители молодежи стремятся быть тиктокерами, блогерами, популярными в Instagram, делать что-то эпатажное. В связи с этим, я думаю, необходимо поднять значимость научной профессии.
— На ваш взгляд, какие перспективы и возможности дает объявленный президентом в нашей стране Год науки и технологий?
— Как молодой ученый, я надеюсь, что тематический год стимулирует реальный сектор экономики больше вкладываться в науку. Ну и, конечно же, в Год науки и технологий важно, чтобы населению страны становилась более доступной информация о достижениях наших ученых, были запущены образовательные платформы, проводились мероприятия и лекции ведущих научных сотрудников, где любой человек мог бы задать вопрос и получить на него ответ. Благодаря этому, возможно, больший пласт молодых людей увлечется каким-то научным направлением и поймет, что хочет развиваться в данной области.
— Марина, как вы думаете, что ждет российскую науку в ближайшие лет десять? Какие научные и технологические направления будут максимально востребованы?
— Ход науки, по моему мнению, зависит, в том числе, от потребностей населения в данный момент. Пандемия коронавируса показала, что российские ученые способны создать вакцину за год, хотя раньше на это потребовалось бы больше времени. И все это благодаря новым знаниям, открытиям и технологиям. После такого упорного и тяжелого труда в сфере вирусологии, думаю, что можно ожидать больших прорывов в биологии. В своей сфере могу предположить, что разработка ресурсосберегающих технологий будет востребована в ближайшие десятилетия. Это одно из стратегических направлений рационального природопользования в нашей стране. Конечно, будут актуальны использование вторичных ресурсов, утилизация отходов, замкнутые системы водообеспечения — это востребовано уже и сегодня. Данные направления всегда интересуют людей, потому что создание замкнутых технологических циклов помогает сэкономить запасы исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов и снизить нагрузку на окружающие среду.
— Наши российские ученые всегда были и остаются самыми востребованными и квалифицированными в мире. Чего бы вам хотелось добиться в своем научном деле, каких высот достичь?
— Самое главное — не ударить в грязь лицом и сохранить человечность. Хочется получить Нобелевскую премию за свои разработки, привнести вклад в снижение экологической нагрузки на окружающую среду, сделать ее минимальной.
— Марина, что можете пожелать читателям нашего журнала?
— Хочу пожелать не бояться мечтать, идти к своей цели, но не по головам. Не бойтесь менять сферу деятельности на любом жизненном этапе, потому что это только обогатит вас, даст толчок к чему-то новому! Занимайтесь любимым делом! Здраво принимайте решение о вакцинации и ни в коем случае не покупайте сертификаты и QR-коды.
текст: Анна Киселева
фото: Надежда Лаврищева и Артур Генаров