Министерство образования и науки РФ намерено создать независимые апелляционные комиссии для студентов, которые уверены в том, что их оценки явно занижены.
На сегодняшний день случаи коррупции в университетах не редкость. Так в ноябре заведующего кафедрой Саратовского аграрного университета Сергея Калмыкова осудили за взятку размером 78 тысяч рублей. Преподаватель получил эту сумму от 12 студентов в благодарность за принятый экзамен по экологии. Деньги обошлись Калмыкову в три года и один месяц лишения свободы с отбывание наказания в колонии общего режима. Как отмечает «Российская Газета», для завкафедры это не первый приговор. Ранее его задерживали за взятку породистыми щенками.
На пресс-конференции глава Минобрнауки Андрей Фурсенко принял предложение по созданию специальной комиссии по расследованию взяток преподавателей. Членами организации станут педагоги из различных учебных заведений, а также представители студенческого самоуправления. Именно они будут рассматривать каждый конкретный случай с предполагаемым нарушением.
По данным РИА Новости, сам Фурсенко привал к осторожности в оценках «коррупционных ситуаций» в вузах:
«Не все студенты учатся… Когда мы начинаем разбираться, то, к сожалению, начинает выясняться, что человек, на которого давят, не является самым выдающимся студентом, у него оказывается пять-шесть хвостов».
Однако как верен глава минобрнауки, с появлением ЕГЭ уровень коррупции уже удалось существенно снизить.
Марина Малыхина
На Украине у прокуроров дипломы проверяются, а у Генеральной прокуратуры РФ служба собственной безопасности до сих пор не создана. По этой причине, видимо, в России среди осуждённых за взятку доля преподавателей в 2008 г., например, составляла 12% (см. https://clck.ru/9aeSS). Однако суды должны были принимать во внимание следующее: а) доцентам и профессорам дано право единолично оценивать знания обучаемых и от их вымогательства студенты полностью защищёны организационным порядком вузовского учебного процесса; б) заявления в полицию на преподавателей не являются легитимными из-за лукавого интереса «взяткодателей»; в) согласно ст. 290 УК РФ «взяткобратель» должен оказывать услуги только в пользу «взяткодателя», а липовые аттестации таковыми не являются; г) преподаватели — не должностные лица и в этой связи не субъекты преступлений по ст. 290 УК РФ; д) нарушение регламента учебного процесса трактовать объектом преступления по ст. 290 УК РФ по смыслу гл. 30 УК РФ нет оснований; е) материалы «оперативных экспериментов», проводимых вне сроков сессии, доказательной базой «преступления» не являются (их провокационная суть предопределена необходимостью сдачи «хвостов» по персональным экзаменационным листам); ж) согласно п. 3 ст. 49 Конституции РФ обвиняемым преподавателям должны выноситься только оправдательные приговоры (правоприменительная практика ВС РФ категорически противоречит ст. 2 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 4 ППВС РФ № 19 от 16.10.2009 г. и Определению КС РФ № 1816 — О от 21.11.2013 г.). При этом борьба «органов» за качество образования, обусловленная требованиями обеспечения интеллектуальной безопасности, не преследует цель отмены липовых аттестаций «взяткодателей» («начали за здравие, кончили за упокой»). В этой связи возникает вопрос: «По какой причине СМИ и Совет по борьбе с коррупцией по этому поводу безмолвствуют»? (См. актуальность разработки законопроекта об интеллектуальной безопасности России по адресу http://mirtesen.ru/people/550708195/blog/46819183124 и http://oletter.org/letter/21099 ).