Пятница 26.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Уничтожит ли телевидение Россию?

10. 07. 2014 571

6050609186_08558fd91c_555

Все групповые интересы и критерии ценностей приобретаются человеком в длительном процессе взросления и формирования личности. Они складываются в сознании человека под воздействием семьи, школы, общественного мнения, телевидения, кинематографа, литературы, окружающей социальной среды, в процессе образования и жизнедеятельности. Они последовательно закладываются в голову ребенка, взрослеющего подростка, а дальше — юноши или девушки, а потом почти всегда остаются неизменными до конца дней. Те люди, которым удается пересмотреть свои взгляды на жизнь в зрелом возрасте, составляют исключительное меньшинство в сообществе.

За потребностями и интересами, если говорить строгим научным языком, скрываются жизненные цели, мотивы поведения, установки на восприятие окружающей действительности. Есть люди, которые, кроме денег и богатства, ни о чем не мечтают. У них и в глазах, и в голове, и в ушах — только доллары. Ни о чем другом всерьез они думать просто не могут. Увы, но и они составляют определенную группу.

 

Большинство детей школьного возраста, да и дошкольного тоже, предоставлены сами себе. Родители заняты на работе весь день. Вечером уставшим папе с мамой успеть бы управиться с домашними заботами. Ненаглядные чада смотрят, что покажут по телевидению или в кино, слушают, что говорят вокруг взрослые, подражают этим взрослым с неукротимым желанием быстрее стать такими же взрослыми. Но еще они хотят стать более удачливыми, чем их родители, а потому ищут и впитывают в себя все самое новое — по большей части весьма сомнительное по нравственным и художественным достоинствам, — что предстает перед их глазами и ушами. А все самое «новое» показывают по телевидению.

 

Телевидение — законодатель моды! «Оно показывает все новейшее! Оно рассказывает о самом интересном! Оно учит всему самому ценному!» — такова психологическая установка десятков миллионов детей и подростков. Под прессом электронного экрана сегодня у безнадзорных детей формируются уродливые и низкопробные вкусы, а подчас — низменные потребности и установки на форму и образ жизни. Их психика и мозг требуют заполнения пока еще пустых страниц долговременной памяти. И они вписывают на жесткие диски своих извилин то, что еще не видели, не знают, не попробовали. Какая же информация укореняется на винчестерах формирующейся памяти?

 

В новостях — убийства и нарушения закона. В фильмах — мордобой, убийства, насилие, культ грубой силы. И все это дети и подростки сохраняют на сложном переплетении нейронов. С утра и до вечера говорят о сексе, его привлекательности и необходимости, показывают легко распознаваемые «намеки» на то, как это делается. Они впитывают это своим серым веществом навсегда и тут же пытаются все попробовать.

 

3205_m

 

Им рассказывают о «запретном плоде» наркотиков, и поэтому они стремятся во что бы то ни стало его отведать. Махровое хамство, глупость и невоспитанность с ножом у горла навязывает реклама. И они принимают это за норму поведения. Жуют жвачку на уроках и лекциях. Надувают жвачные пузыри в лицо пассажирам, переполнившим трамвай. Пьют из бутылки пиво в вагоне метро, сидя, не уступая место стоящим над ними старикам, и тут же, рядом, бросают пустую бутылку. И не может быть иначе. Им вдалбливают, что без пива жизни нет, что не пьющий пиво мальчик не станет мужчиной. И они пьют пиво. Им навязывают мерзкий образ жизни. И они его воссоздают в своей реальной жизни.

 

Им беспрерывно вбивают в голову превосходство богатой жизни. И они начинают к ней стремиться всеми недозволенными путями, становясь преступниками, потому что им твердят о полной свободе. О какой свободе идет речь — им не разъясняют. Таков психологический портрет современного подрастающего поколения, его установок на жизнь, его мотивов поведения, его критериев ценностей и предпочтений. Возможно, если кто-нибудь прочитает эти строки через пятьдесят лет, то содрогнется от ужаса: неужели такое могло быть? Но, увы, сегодня это так! Таков психологический портрет самого массового зрителя — того, которого Пушкин называл толпой. И таков психологический портрет самого телевидения.

 

Если бы не было запрета на порнографию, она бы пользовалась огромным спросом у этой социальной группы зрителей и давала бы бешеный рейтинг. Цивилизованному человечеству потребовалось несколько тысячелетий, чтобы выработать нормы социальной морали, определить границы дозволенного, правила общения друг с другом, сотворить культуру в узком и широком смыслах этого понятия, создать и заложить в сознание многих поколений национальные традиции и обычаи. Сегодня мы на пороге полного падения нравов — того самого, которого не пережила великая Римская империя. Перешагнув через этот порог, она не смогла никому противостоять и канула в небытие.

 

Информационные предложения современного телевидения воздействуют на инстинкты, а не на сознание. Это телевидение потакает отступлению от норм здравого социального поведения и национальных традиций, потакает толпе и ее сниженным, если не сказать низменным, потребностям и вкусам, в которых верховодят инстинкты. Все это оправдывается сверхциничным аргументом: «А они (зрители) хотят это видеть!». Более чудовищного оправдания с нравственной точки зрения невозможно придумать.

 

На протяжении всей человеческой истории от первобытного общества до третьего тысячелетия, 600–800 веков, люди путем самоорганизации боролись с пагубными проявлениями инстинктов, чтобы выжить, не погибнуть, чтобы совершенствовать цивилизацию, развивать технику, чтобы дети жили лучше отцов. Целям прогресса и выживания служило формирование высоких духовных потребностей и нравственных устоев.

 

В сообществах всех видов животных существуют жесткие законы природы сожительства, обеспечивающие существование вида. Даже крокодилы не пожирают друг друга. Так или иначе, со сбоями и отклонениями искусство всегда служило тем же целям. Первые произведения живописи в Каповой пещере на Урале и в Альтамире на Пиренеях, лучшие произведения литературы от Гомера до Толстого…

 

Всем известный и знаменитый реформатор театра режиссер В. Мейерхольд в 1901 году писал в дневнике: «Самое опасное для театра — служить буржуазным вкусам толпы. Не надо прислушиваться к ее голосу. Иначе можно свалиться с «горы» в «долину». Театр тогда велик, когда поднимает толпу до себя и, если не поднимает, так, по крайней мере, тащит ее на высоты». Кого кого, а В. Мейерхольда никак нельзя заподозрить ни в косности, ни в консерватизме. Очень было бы хорошо зарубить себе на носу этот постулат руководителям и заправилам телевидения.

 

Раскрывая дальше психологические механизмы «управления» интересом зрителей, хочу напомнить о нравственной ответственности перед своим отечеством тех, кто принимает решения о том, что выйдет в эфир «сейчас и завтра»: думать о последствиях (правда, для этого требуются высокая внутренняя и художественная культура и просто умение думать).

 

Чем же характеризуется психологический портрет массовой аудитории, какими чертами?

1. Нравственной неустойчивостью. Представители этой группы, как правило, не проявляют твердо повторяющихся критериев оценки в различных ситуациях. Они могут легко сбиться на смакование пошлости, подражать безвкусице, принять за образцы примеры низкого уровня культуры. Уже давно правоохранительные органы твердят о том, что подростки, совершая преступления, копируют примеры с экрана. Грабеж — по схеме, как в известном фильме, насилие — как показали в новостях, жестокость и бесчеловечность — как в последнем сериале, убийство — как в показанной месяц назад по телевидению криминальной трагедии. С великой грустью приходится констатировать, что так называемые «высокие рейтинги» низкопробным фильмам и таким же передачам приносит именно эта многочисленная зрительская группа. Но, вместе с тем, эта группа готова воспринять и полноценные произведения искусства с высоким нравственным потенциалом, но не очень сложные по своему содержанию и форме. Потому данная группа и получила характеристику неустойчивой. Отсюда и возникает ответственность того, кто берет на себя право вступать в общение со зрителями посредством массовых коммуникаций.

 

2. Низким уровнем воспитания. Можно только сожалеть, что основная масса населения не может получить достойное воспитание ни в школе, ни в семье. Такова действительность, и в ближайшее время существенных изменений в деле воспитания ждать нельзя. Когда-то важную роль здесь играли религия и церковь. Позже — школа. Но сегодня — ни то, и ни другое.

 

3. Недостатком образования — образования в области культуры, искусства и национальных традиций. Конечно, и среди образованных людей встречаются циники, пошляки и преступники. Но в массе образованному человеку в процессе становления личности удается сформировать устойчивые взгляды на жизнь и критерии нравственности.

 

4. Самое главное — у этой группы не сформированы потребность, установка на приобретение, освоение всего положительного, позитивного. Единицам из этой среды удается осознать необходимость постижения могучего культурного наследия предшественников.

 

История общества рассказывает, что исконно в культурной российской национальной традиции, как и во многих других, лежали высоконравственные начала. В эпоху, когда еще не было театров, а тем более телевидения, по земле нашей бродили скоморохи. Они затевали на площадях представления для всего честного люда. По тем временам — самую массовую коммуникацию. Они осмеивали зло и жадность, ненависть и измену, осуждали человеческие пороки. Они несли людям истины добра. Потом появились бродячие театры, в том числе из России. Своими спектаклями полуголодные артисты-подвижники приобщали публику к высокой литературе, побуждали к чтению книг, служили верой и правдой высоким идеалам искусства, просветительству, утверждению культуры. Вспомните бродячих артистов в «Гамлете» В. Шекспира или почитайте свидетельства В. Гиляровского.

 

Вам предоставляется возможность порассуждать на тему, как соотносятся позиции и установки на общение с массами в прошлом и сегодня, кто и куда ведет массового зрителя, чьими поступками руководит совесть, а кто подчиняется только зову кармана.

 

 

А.Г. Соколов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией