Пятница 19.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Вадим Лобов: «Непрерывное образование – это то, что сделает вас успешными»

06. 09. 2012 1 627

О тенденциях в образовании и нововведениях МФПУ «Синергия» рассказал исполнительный директор университета – Вадим Лобов

 

— Когда был основан университет «Синергия»?

-Университет появился, когда объединились два учебных заведения: Московский Финансово Промышленный Университет и школа бизнеса «Синергия». До объединения, начиная с 1995 года, Московский Финансово-Промышленный Университет успешно готовил кадры для предприятий, а школа бизнеса «Синергия» – это вообще первая школа бизнеса, которая была создана в Советском Союзе в 1988 году, когда и бизнеса-то в нашей стране еще не было. «Синергия» была первой структурой, которая готовила кадры для рыночной экономики, вела подготовку по программам бизнес-образования MBA.

В 2010 году, в результате слияния, образовался МФПУ «СИНЕРГИЯ», включающий в себя все циклы образования: среднее профессиональное, бакалавриат, магистратуру, MBA, дополнительное образование.

Сегодня «Синергия» – это одно из ведущих учебных учреждений в России. У нас обучается около тридцати тысяч студентов на разных формах обучения; развивается исследовательская база, действует департамент научных исследований; мы готовим данные для банковского сектора, для минэкономразвития, минобра, ну, и, конечно, ведем подготовку специалистов.

 

— Как давно Вы возглавляете университет?

-Я начал работать над этим проектом в 2001 году.

 

— Каким должен быть университет в современном мире?

-Университет – это организация, которая имеет два крыла. Первое – научно-образовательное, где формируется научный контент, ведутся исследования, разрабатываются преподавательские методики. Это направление более креативное, имеет творческий характер. Второе – коммерческое. Потому что университет – это предприятие, которое ведет и свои бизнес-процессы, как любое конкурентоспособное предприятие на

рынке. У университета должны быть сформулированы стратегии создания и продвижения продукта. Но принято считать, что университет – это в чистом виде «храм науки», где нет места бизнес-процессам, что, конечно, в корне неверно, и я думаю, что именно по этой причине сегодня в сотне лучших мировых университетов, например, в рейтинге Times, нет ни одного российского университета.

 

— Значит университет – это не только храм науки?

-Университет – структурная составляющая экономики знаний, которая развивается, набирает обороты, и как в любой экономике, здесь есть конкуренция.

 

И какая ситуация сегодня на рынке образования?

-К сожалению, сегодня мы видим, что выпускники большинства университетов совершенно не востребованы на рынке, они не обладают нужными компетенциями, они выхолощены во многом. Такой «продукт» (звучит цинично, но, тем не менее) работодателю не нужен, выпускников приходится переподготавливать. На Западе, конечно, другая ситуация, там связь университетов с компаниями более тесная, компетенции более прикладные, и в результате выпускники востребованы. Если мы возьмем практику Советского Союза, когда компетенции выпускников были намного серьезнее и многие ВУЗы были составной частью промышленных кластеров, мы увидим, что в учебных заведениях того времени предметно готовили специалистов для работы на конкретном предприятии. Это создавало непрерывную линейку: человек приходил учиться в университет, параллельно проходил практику на производстве и, когда получал диплом, шел работать на предприятие, где практиковался. Сегодня не так.

Сегодня очень много энтропии. Люди приходят учиться на ветеринаров, а работают менеджерами по продажам. Приходят учиться на инженеров, а работают потом юристами. Это все, конечно, потеря эффективности в так называемой цепи знаний.

 

— Как эта проблема в «Синергии» решается?

-Мы стараемся соблюдать баланс между образовательным процессом и законами развития

конкурентоспособного предприятия. Нужна сбалансированная система, в которой есть производство знаний, распространение, и тесная связь с предприятиями.

 

— Не случайно у вас в университете есть и ректор, и исполнительный директор?

-Да. Я, как исполнительный директор, отвечаю в большей степени за стратегию, за бизнес-процессы. А ректор – Рубин Юрий Борисович, профессор, доктор экономических наук, академик Российской Академии Образования – отвечает за академическую составляющую, за образовательные программы, за контент, за технологии. Такая практика разделения полномочий дает возможность мне концентрироваться на построении системы, а нашему ректору на академической части, предлагать интересные решения.

 

А конфликта интересов не возникает, например, при обсуждении стратегии развития?

-Нет, интересы у нас одни – подготовка востребованных специалистов для современного рынка труда. Периодически, правда, могут возникать некоторые разногласия, связанные с подходами, методиками. Потому что бизнес нацелен на предельную эффективность, динамичен в развитии, а преподавательская, академическая среда живет по директивным методам. Но знаете, управление креативным предприятием, а университет это креативное предприятие, имеет свои особенности. Как сказал Хэнк Рейнуотер, управлять творческим коллективом все равно, что пасти котов. Коты же не стадные животные, они гуляют сами по себе, склонны разбегаться в разные стороны. У нас то же самое. Это особенность каждого предприятия, которое занимается производством креативного продукта.

 

— Ваш креативный продукт – это студенты, выпускники?

-Если говорить о конечном результате – компетентный специалист. А вообще генерируется курс, на основании его делается программа, далее формируется контент, подбираются преподаватели, отрабатываются разные способы доставки контента. Решается, в каком формате дать самостоятельное изучение: текстовом, аудио, видео. Тем более, сейчас вариативность по способам доставки знаний очень высока.

 

— Какие тенденции в образовании сегодня четко прослеживаются?

-Сегодня в целом парадигма образования очень сильно изменилась. Раньше четырехлетняя подготовка учебных программ и потом их реализация на протяжении десятков лет была адекватной, а сегодня знания устаревают каждые два года. В связи с этим сам подход к образованию требует большей динамичности. Жизнь ускоряется: быстрее летают самолеты, ездят поезда, машины, даже пешеходы стали ходить быстрее на 30%. Очень высокая событийность. Быстрое обновление знаний. Для студента прошлого века было проблемой найти нужные знания, он для этого ходил в библиотеку. А сегодня, когда мне нужен учебник по какой-то дисциплине, мне никуда ходить не надо. У меня в компьютере по двадцать разных книг на интересующую тему. Сегодня мой iPhone знает больше, чем я. Но для того, чтобы получить системные знания, нужно еще и решать задачу ограждения от знаний, которые не нужны. Еще одним очень важным трендом является глобализация знаний. Университеты начинают все больше обучать студентов из других стран, в том числе и с помощью интернета. Технологизация набирает обороты. Но есть и негативные тренды. Как я уже говорил – разрыв между требованиями работодателя и компетенциями выпускников. Разрыв все больше увеличивается, потому что технологии изменяются и

им надо соответствовать. Особенно наглядно это в тех областях, где динамика изменений наиболее мощная, это касается инженерных специальностей, IT-технологий. Но при этом есть очень достойные учебные заведения, которые готовят специалистов на мировом уровне.

 

— Какие у вас нововведения в этом году?

-В качестве инноваций в учебном процессе есть два новых проекта. Первый проект – это мегакампус – система интернет-обучения. Вы, наверное, слышали, что в прошлом году MIT и Stanford решили сформировать систему он-лайн обучения, принципиально новую, базирующуюся на технологиях Web 2.0, на социальных сетях. У нас до этого был создан портал и мы решили его модернизировать. Сделать его сетью знаний, куда будут включены все студенты. Это некое решение, которое агрегирует с одной стороны библиотеку, а с другой стороны мощные коммуникации между студентами и преподавателями, элемент социальной сети. На наш взгляд, это должно увеличить эффективность обучения. И второй проект – телевидение. Синергия ТВ –университетский канал. Часть наших студентов, особенно удаленно обучающихся, будут пользоваться тем контентом, который мы производим в более масштабном формате.

 

— Когда Вы были студентом, вам этого не хватало?

Когда я был студентом, у меня не было студенческой жизни в классическом понимании. Я очень много работал, много занимался самообразованием. Не могу сказать, что мне удавалось активно посещать занятия, но я всегда очень хорошо готовился к экзаменам, отлично их сдавал и в итоге с красным дипломом закончил Московский Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики.

 

Что Вам больше всего нравится в вашей работе?

В каком-то смысле моя деятельность позволяет изменять человека, делать его успешнее,

эффективнее. Когда я смотрю на выпускников и вспоминаю, какими они были четыре года назад, вижу кардинальные изменения. Это доставляет определенное удовлетворение от того, что ты не напрасно проживаешь свою жизнь.

 

— Что Вы могли бы пожелать современным студентам?

Студенческие годы – это самое ценное время в жизни человека, это время, когда закладывается фундамент. Время нелинейно и один час сегодня – это день через десять лет, месяц через 20 лет. Поэтому основное пожелание студентам – наиболее эффективно использовать свое время, приобретать новые знания, компетенции, применять их на практике, расширять кругозор. Создавайте тот фундамент, на котором, в

дальнейшем, будет строиться вся жизнь. Ну и помните о том, что на самом деле, студенческие годы – это только база, а обучение будет длиться непрерывно, потому что сегодня уже нет возможности единожды выучиться и потом использовать эти знания всю жизнь. Непрерывное образование – это то, что сделает вас успешными.

Евгения

 

Евгения Осипова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией