Туманы, страны, океаны,
Трюм, вахты, стропы, морвокзал…
Широты и меридианы
Не понаслышке ты познал!
Не капитаном пусть, матросом
Ты ходишь, стар ты иль юнец,
Всегда кумиром будешь, боссом
Всех ждущих моряка сердец!
Люди не перестанут любить море. В нем есть что-то загадочно-притягательное. Но вместе с этим для кого-то — это не просто романтика, а настоящий служебный долг. Алексей Верещагин — курсант 5-го курса Военно-морского института радиоэлектроники (ВМИРЭ) им. А.С.Попова (филиал) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» поведал о некоторых деталях своей учебы и поделился взглядами на будущее.
— Как получилось, что ты попал в Военно-морской институт?
— Мой отец был военным. Когда мне еще и годика не исполнилось, он забрал меня с собой на Камчатку, где служил. Там я учился, а после поступил сюда, в Питер. С детства любил наблюдать, как служат военные и отец. Он брал меня на лодку, корабль, в походы. В 7–8-м классе я уже четко осознал, что хочу идти по стопам отца, быть военным.
— Как отнеслась к этому мама?
— Мама в этом сыграла не главную роль. Она сказала: «Хочешь служить — учись».
— Будешь продолжать службу?
— Недавно я был на стажировке в Севастополе, на одном из кораблей. Подготовка была серьезной, строгой и довольно интересной. Я бы с удовольствием продолжил службу и на Камчатке, но, как мне сказали мои хорошие знакомые, там напряженная ситуация с офицерскими вакансиями. Поэтому я планирую служить в Городе-герое Севастополе, откуда родом моя невеста.
— Как спутница переживет твои плавания?
— У нее отец тоже моряк, служит в Севастополе. Она с детства видела, как он месяцами не появлялся, ходил в походы в Турцию, участвовал в боевых действиях в Грузии. Ее мать знала, что ей предстоит, за кого она выходит замуж. Для девушки этот шаг очень смелый и осознанный.
— Много ли курсантов готово продолжить службу?
— Мне известна пара ребят, которые еще не определились, хотят они служить дальше или нет. Большинство моих товарищей продолжат службу. Другое дело, что часть выпускников прошлого года не успели занять офицерские должности. Такого быть не должно. Среди выпускников развернулась конкурентная борьба за вакансии. Ребята прилагают максимум усилий, чтобы реализовать мечту.
— Насколько высоки требования к курсантам вашего института?
— Когда мы только поступили, не было акцента на главную специальность. Теперь упор на ее знание. Возросли требования к качеству обучения, возросла потребность в тех людях, кто желает служить дальше. Мы пишем огромные конспекты, на экзаменах — постоянные комиссии, серьезные проверки. Большое внимание уделяется физической подготовке. Скоро будем сдавать трехкилометровый марш-бросок с полной выкладкой. Невыполнение нормативов обернулось для неуспевающих отчислением. Вот недавно вышел новый приказ, что двоек получать вообще нельзя. Поэтому те, кто рассчитывает на случай, не готовится — остаются за бортом.
— Расскажи немного об учебе.
— На первом курсе мы изучали общие предметы — математику, физику. А дальше все более специальные. Моя специальность — защита информации. Т.е. все связанное с военной тематикой — различные секретные документы, информация о кораблях, о вооружении, в том числе иностранных ВМС. Таких данных очень много, приходится штудировать учебники, литературу, все досконально изучать. Стажировки у нас каждый год по месяцу, на кораблях. На 1-м и 2-м курсах наша корабельная практика проходила в Питере на учебном корабле, пришвартованном у берега. На 3-м мы были там же, с выходом в море, дошли до Дании. На 4-м и 5-м курсах проходили практику уже в различных воинских частях России. Как правило, это были подводные лодки, надводные корабли, штабы флотов и военно-морских баз, центральные научно-исследовательские институты и т.д.
— У вас дружный коллектив?
— Да, еще не было такого, чтобы кто-то кого-то обидел. Старшекурсники дружат, помогают тем, кто младше. Вместе отдыхают, веселятся, всегда постоят друг за друга. Знаю, что в других институтах было что-то вроде дедовщины, но сейчас об этом ни от кого ничего не слышал.
— В каких морях ты мечтаешь попутешествовать?
— Хотел бы сходить в походы по берегам Турции и Абхазии, нравится Черное море. Уже этого мне будет достаточно. Ребята, которые учились до меня, ходили на Кубу, к берегам Голландии. Я бы не отказался и туда сплавать.
— Что для тебя главное в жизни?
— Семейные отношения. Даже учитывая то, что мне много времени приходится проводить в нарядах, я ощущаю поддержку, зная, что меня любят и ценят.
— Ты считаешь себя патриотом?
— Думаю, что да. Передо мною с детства пример отца. Он приучил меня к тому, что «Родину надо любить и защищать». Я к этому готов.
— Служба — это мужской долг?
— Конечно! И я не совсем хорошо отношусь к уклонистам. У меня есть знакомые, которые хвастаются и очень довольны, что «откосили» от армии. Я считаю, что нужно послужить, увидеть, что это такое. Тем более, наш мир всегда на грани войн и революций. Это может коснуться каждого, и мы — не исключение. Вот будет незадача, когда гражданские ребята пойдут на войну, не держав в руках автомат, не зная техники, без подготовки.
— Ты согласен с высказыванием Д.А. Медведева, что «нельзя заставлять служить тех, кто служить сейчас не готов»?
— Я думаю, что в армию нужно идти даже через «не хочу». Желание может появиться в 45 лет, а будет уже поздно. Кстати, в нашем институте учатся даже девушки — это ново для института. Они выпускаются по специальностям: «Морально-психологическое обеспечение» и «Системы управления».
— Как ты думаешь, в чем заключается нежелание идти в армию?
— Насчет большинства не знаю, но мои сокурсники и друзья положительно относятся к флоту и армии. Рвение у молодых есть.
— Известно, что Дмитрий Медведев серьезно занялся реформированием армии, предложил создать вдали от России морские военные базы, в том числе для обеспечения участия Военно-морского флота в борьбе с пиратами. Это новое для вас? Как ты относишься к этой идее?
— В борьбе с пиратами Россия участвовала всегда. Сегодня наши корабли в Сомали проходят боевые дежурства. Планы Медведева, какими бы они не были грандиозными, необходимо эффективно реализовывать.
— Расскажи, что вы подготовили к 9 Мая?
— Подготовка к празднику проходит традиционно. В самом институте в День Победы 9 Мая пройдет построение, прозвучат поздравительные речи. Главное торжество — праздничный парад — можно будет увидеть на Дворцовой площади. Репетиции проводились основательно. Для участия в параде выбрали лучших. Интересным и масштабным будет парад в Москве. В нем тоже примут участие мои товарищи.
— Есть ли у тебя герой, идеал, на кого стоит равняться?
— Есть военная династия Синютиных. Один из ее членов преподает в Москве (МГИМО), выпустил свою книгу, где речь идет о прославленных военачальниках: Нахимове, Ушакове, Суворове. Личность Суворова, описанная в книге, мне показалась очень близкой. Его многочисленные победы, сражения без единого поражения — лучшие достижения русского военного искусства и пример для молодежи.
Лилия Варюхина