Четверг 25.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Прощёное воскресенье

14. 03. 2021 419

Proshhyonnoe-voskresene-2017-goda

Друзья, в этот день прошу у вас всех прощения, если я кого-то вольно или невольно обидела!

Прощёное воскресенье – христианский праздник.

 

Пускай поможет нам Всевышний,

Внутри гордыню усмирить,

Друг друга, наконец, услышать,

по-человечески простить.

 

Это последний день Масленицы и последний день перед началом Великого поста. В этот праздник мы должны попросить прощение у тех, кого обидели, и простить своих обидчиков. Главные слова в этот день: «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Основная цель праздника – пробудить в людях светлые и искренние чувства, стремление к добрым делам. Всё православие построено на прощении. Умейте прощать – это ценное качество поможет в жизни сохранить дружеские, семейные и служебные отношения. Никому не секрет, самое сложное в жизни  – это человеческие отношения, которые лежат в основе всего: любви, дружбы и службы и развитие этих отношений зависят, прежде всего, от культуры человеческой души.

 

В бытовой  человеческой жизни много поводов к обидам и возмущениям сердечного покоя. Это невольное причинение зла другому человеку, несправедливость, вероломное и коварное предательство, горечь расставаний, разочарование и переживание по поводу несбывшихся мечтаний, стремлений, надежд и крушение веры, а так же горькая досада, озлобление, раздражение и неудовольствие вследствие неудачи, подстерегает каждого тоска, грусть, уныние и тревога. Все эти негативные чувства несут в себе разрушительную болезнь души. Считается, что в жизни самое главное – быть прощённым и самому научиться прощать. Это не пожелание Бога, это Его закон. Когда причиняют глубокую боль и обходятся несправедливо и дурно, это как раз тот случай, когда надобно прощать. Человеку, много простившему, Господь подарит великую благодать, или он получит милость от Бога. Человек, прощая, делает лучше самого себя, потому что отпускает обиды, не копит их в себе и не разрушает себя изнутри.

 

Простить – это не значит, что зло и несправедливость не заслуживает наказания. Бог возлюбил правду и возненавидел беззаконие и не один грех в этом мироздании не уйдёт от наказания. Это исключено, так говорится в величественных и пугающих строках Откровения. Но спустимся на грешную землю.  Все мы прекрасно знаем, что не всегда удается всем жить в мире и согласии.

 

Когда причинена глубокая боль,  не то, чтоб простить, бывает и думать о прощении больно. Но, оказывается, Господь Бог, не призывает забыть о нанесённом моральном зле, простить — это значит не думать постоянно о причинённом зле, отпустить из своих мыслей обидчика, не желать ему зла и молиться за него. Церковное учение говорит о необходимости молитвы за врага своего. Но зачем?  Преподобный Серафим Вырицкий отвечает так:

 

«Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то пламя их злобы и ненависти к тебе только сильней разгорается, как будто ты подливаешь — в него керосин. Бесы, распаляющие злобу к тебе во врагах твоих, если ты не молишься, ещё яростней будут натравливать врагов на тебя. И только по нашей молитве — за врагов Господь отгоняет — бесов и прекращает — злобу».

 

Прощение вовсе не означает, что больше не считается содеянное злом, простить — значит, отказаться от мести. Например, святой апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2 Тим. 4:14). Святой апостол не испытывает особенно теплых чувств к меднику — но он наотрез отказывается мстить ему, ожидая суда от Бога.

 

Что значит простить в бытовой жизни? Сказать простые слова «прощаю», «Бог простит» или внушить себе, что я не помню обиды, в то время как сердце переполнено обидой и не совсем приятными чувствами и эмоциями. «Диавол ловко умеет нас обманывать: обижая нас сам, он прикрывается всегда нашим же самолюбием…» – Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 

На самом деле, это сложный психологический и трудный внутренний духовный процесс. Прощение – это одно из самых сложных умений и навыков для современного человека. И, особенно, когда речь идет о живом обидчике, который причинил не просто обиду, а сильную душевную боль и человек переживает психологическую травму.  От всего этого раненной душе бывает не скрыться, никуда не деться, ничем боль не заглушить, со всем этим приходиться жить. Понятное дело, обида — не созидательное чувство, она разобщает людей, озлобляет и вместе с тем увеличивает горечь и страдание в душе того, кто её носит. Возникает жизненная необходимость помочь самому себе, чтоб и на том, как говорится, сердце успокоилось, и наступил покой и радость в жизни.

 

Именно поэтому так важно прощение, именно поэтому так сложно бывает простить. Путь к примирению бывает достаточно долгим, но главное — освободить душу, избавив от вражды, злобы, ненависти и неприязни к обидчику. Нужно помнить, что прощение лишает обидчиков власти над нами. И совсем не обязательно, что восстановятся прежние отношения, это возможно только в идеале, но не всегда в жизни проходит так гладко.

 

«Просите – и дано будет вам», сказано в Писании. Во всех Книгах Библии даны рецепты, как научиться прощать. Человек, научившийся прощать, старается уподобиться Иисусу, милосердному Богу. «Утвердивший навык не смущаться обидами приобретает покой, а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум». Святитель Феофан Затворник. Господь всегда прощает раскаянный грех, но человек по гордости своей не делает этого, тем самым ставит себя выше Спасителя.

 

Отсюда, казалось бы, всего-то требуется: прости и будешь прощён. Для этого нужно всего лишь быть всепрощающим, мягким, милосердным человеком, но почему-то никому и в голову не приходит, что, может быть, прежде, не надо наносить обиды другим, не надо ранить, не надо оскорблять, не надо унижать. А унижение – это одно из самых  неприятных и сильных эмоций, причиняющих, как правило, глубокие и незаживающие душевные раны, которые человек испытывает.

 

 К горькому сожалению, в нашей грешной жизни  чаще всего приходиться слышать, что надо уметь прощать, но никогда не акцентируется, что надо ещё и уметь просить прощения. Не достаточно сказать обычное слово «прости», не приложив никаких внутренних и духовных усилий к раскаянью. Не достаточно обычного слова «прости», если следом делается то же самое, за что только что извинялись. Когда у человека просят прощение, он должен понимать, что обидчик глубоко осознал свой проступок и раскаялся и больше такого не повторится. Иначе после таких переживаний, извинения больше не воспринимаются как Акт очищения совести, а расцениваются, как попытка ещё раз унизить.

 

Если всего этого не происходит, то складывается впечатление, что «извинения» возникают не из раскаяния, а больше их холодного расчёта, чем из искреннего сожаления. У того у кого просят прощение должен понимать и быть уверен, что эта ошибка, дурное поведение целостным зрелым человеком переосмыслены, просчёты осознаны и такого больше не повторится. Извинения, откровенный разговор становятся проверкой на прочность общения, человеческих отношений и настоящей дружбы, в основе которых должна лежать искренность, порядочность и только правда.

 

 

Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией