Четверг 18.04.2024

Актуальные новости


Новости

Образование

17 Сен, 14:24

Анонсы

Мы же сами делаем своих миллениалов

05. 08. 2014 725

shutterstock_169987571

К сожалению, в моей профессиональной жизни было полугодие, проведенное в средней школе. Директор говорила, что ее ученики через какое-то время будут управлять страной. Все они мотивированны, успешны, растут в обеспеченных семьях. Фамилии отличников на родительских собраниях показывали огромными буквами во всю стену под бравурную музыку.

Медалистов определяли за несколько лет и всячески демонстрировали. «У нас учится интеллектуальная элита!» — провозглашалось с высоких трибун. А библиотекарь в конце года принимала комплекты учебников, которые не пролистали ни разу. Иногда жаловалась с глазу на глаз: «Для чего я столько сил трачу? Ищу в разных школах, договариваюсь, привожу. А ведь все так непросто: сегодня могут сказать одно, завтра другое. Только что-то нашла, и вдруг — не нужно, опять поменяли программу». Одна из родительниц, профессиональный психолог, только вздыхала после очередных фанфар: «И кому только будут они нужны — с такими-то медалями? На родителях будут ехать всю жизнь? А как насчет конкуренции?».

 

original_shutterstock_52931635_450

 

К глобусу не пущать!

Мое рабочее место находилось возле биб­лиотеки, и я могла видеть, какая жизнь там кипит. Странное дело: не хватало книг по программе (даже прозы Лермонтова и поэзии Пушкина, что уж говорить о романах Юрия Нагибина, Льва Кассиля и пр.). Преподаватель технологий для мальчиков напрасно искал себе пособие по предмету. Младшие школьники — сказки Андерсена (просто так, любопытно стало). Ну, про великого сказочника мы детям рассказали. Хотели показать на глобусе его родину — Данию. Но большой глобус находился в коридоре для старшеклассников, пройти туда маленьким было нельзя. Директор строжайше запретила: лучше бы и со взрослыми их не пускать. Пару счастливчиков мы все-таки у распоряжения «оттяпали». Сделали крамольное дело. А старшеклассникам нельзя было объяснить трудные фразы или части текстов без словарей. Иногда просто обида брала: ребятам интересно значение слов вне программы, они готовы ловить контекст, стилистическую окраску, они готовы с тобой что-то полистать, а — практически нечего! Говорить о передвижных фондах, которые могут помочь книгами школе до тех пор, пока она сама «не встанет на ноги», было бесполезно: нами управляют другие чиновники, а директору это не нужно. Статистика успеваемости у школы рисуется приличная, что еще нужно?

 

Кто-то успокаивал меня: «Сейчас все есть в Интернете! Кто захочет, тот найдет и прочтет, а кому не надо — того хоть со всех сторон книгами обложи, толку не будет!» Конечно, охота пуще неволи. Но есть же определенные закономерности, человек должен «кратко пройти по стопам своих предков». Если сначала предки человека ползали, а потом пошли, то и ребенок начинает с четверенек. Если какое-то произведение было сначала написано прозой, а потом поставлено на сцене и снято, то сначала нужно прочитать текст, а потом идти в театр или кино. Если человечество сначала стало говорить, потом писать книги, лучше детям пройти через это — через обучение говорению и листание живых книг. Согласна, с устной речью в Москве все неплохо, технологические карты общения и всякие клише влияют на ситуацию в целом. Но на одних клише далеко не уедешь, лучше бы еще почитать. А пролистывание книг впоследствии хорошо скажется: у человека будет меньше сенсорного голода. Сенсорного и эмоционального голода, который может привести к трагедии буквально из ничего! Никто же не отменит необходимости контакта пальцев с разными поверхностями: без этого просто не разовьется по-нормальному мозг! Кнопки же не дают такого эффекта, и развитие проигрывает!

 

И еще. Спрашивается, как можно разобраться со словом без словарей? Ах, найти их онлайн? А ребята что, знают сайты, где они располагаются? Учителя больше говорят о том, что дети сочинения из Интернета качают, а не про активные поиски чего-то стоящего. Но даже если кого-то посетит озарение, и сайт, по которому можно проверить правильное написание слова вкупе со стилистической окраской, синонимами-антонимами и другими тонкостями, все-таки найдется… Мне кажется, легче легкого отвлечься на что-нибудь другое. В инете столько ярких картинок, которые появляются «без приглашения». Даже взрослый может забыть, зачем он «полез». Это ж дело индивидуальное. Кстати, об учителях. Психологи говорят, что лучшие из них давно уже перешли в частный сектор и тоже предпочитают заниматься индивидуально: «С толпою брода не найдешь». И глупо вообще в очередной раз обращаться к чиновникам с вопросами в стиле «почему и доколе?»

 

1-perehodnyj-vozrast-podrostkov

В Facebook на страничке Юлии Петровны Питецкой, долгое время проработавшей главным библиотекарем Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара, не так давно появилась ссылка на статью Славы Баранского «Поколение ЯЯЯ: как нам с ними жить и работать?». Мне кажется, ее содержание хорошо описывает, к чему привели многочисленные «это все мелочи, главное, что показатели растут».

 

Автор пишет: «Нарциссическое расстройство личности встречается у нынешних двадцатилетних втрое чаще, чем у поколения тех, кому сегодня 65+; студенты 2009-го года на 58% более нарциссичны, чем студенты 1982-го. По мере взросления миллениалы получают такое количество поощрительных призов за участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях, что 40% из них рассчитывают на повышение каждые два года, вне зависимости от успехов.

 

Они одержимы славой: опрос 2007 года показывает, что школьниц, которые хотят стать личным ассистентом известного человека, втрое больше, чем тех, кто хочет стать Сенатором; тех, кто предпочтет работу ассистента работе генерального директора крупнейшей корпорации, — вчетверо больше. Миллениалы уверены в собственной крутизне: 60% из них считают, что способны интуитивно определить, что правильно, а что нет. При этом, большинство тех, кому сегодня от 18 до 29 лет, все еще живут с родителями. Они действительно ленивы: в 1992 году около 80% людей в возрасте до 23 лет хотели получить работу с высокой степенью ответственности; 10 лет спустя этот показатель упал до 60%.

 

preview-650x390

 

Поколение ЯЯЯ

…«Поколение Я» породило «Поколение ЯЯЯ», чьи технологии эгоизма стали только мощнее. Если в 1950-х типичная американская семья среднего класса вешала на стены своего дома свадебное, школьное и, возможно, армейское фото, то сегодня она окружена 85 фотографиями себя и своих питомцев.

 

Даже в Китае, где семья исторически важнее индивида, Интернет, урбанизация и политика «Одна семья — один ребенок» формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей. Все это уже не проблема сугубо богатых: бедные миллениалы даже более нарциссичны, материалистичны и зависимы от технологий.

 

Миллениалы нуждаются в постоянном одобрении и публикуют свои фото из примерочных в магазине. Они жутко боятся что-нибудь упустить и создают для всего акроним. Миллениалы выросли в эру приумноженного Я. Они фиксируют каждый свой шаг (FitBit), местоположение (Foursquare) и генетические данные (23 and Me). При этом, по сравнению с предыдущими поколениями, они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни…»

 

Автор говорит также о том, что сейчас у одного младенца может быть фотографий больше, чем портретов у французского короля XVII века. Понятно ведь, что в Интернет дети лезут не за словарями или прозой Лермонтова. И чуть позже добавляет: «Да, у меня есть данные о том, что миллениалы ленивы, нарциссичны и зарвались…».

 

Где собака зарыта? Почему пошла такая деградация? Ответ у автора тоже есть: «Давление сверстников анти-интеллектуально, — говорит Марк Баурляйн, профессор английского в Emory. — Истории неизвестны люди, которые могли бы повзрослеть под влиянием одногодок. Чтобы развиваться, тебе нужны те, кто старше: 17-летние не взрослеют, если общаются только с 17-летними…». Вот то-то и оно. А педагоги не очень-то хотят с ребятами общаться: сейчас же Интернет всему голова. Взрослым показатели нужны. И проблема эта — международная.

 

О будущем этакого поколения есть разные прогнозы. Одни считают, что у них нет лидера, поэтому успеха — не добиться. Другие отмечают, что сейчас многие компании стараются подделаться под их требования к условиям и атмосфере на работе. Копья можно ломать до бесконечности. Но — без базы хорошие коммуникативные навыки становятся пустой говорильней, и не более того.

 

3aed786111f5fe10a2db5c414ab4246c-1

 

Скачивают и читают

…На пресс-конференции в РИА Новости из уст представителя Департамента информационных технологий прозвучали такие слова: «Зря мы думаем, что дети не читают и не смотрят хорошие книги и фильмы. И вообще не развиваются. На самом деле, они все это делают, только в электронном виде. Скачивают из Интернета и пользуются».

Это, конечно, вселяет надежду. Только сами же специалисты IT-сферы говорят, что в Интернете больше всего востребованы сайты с развлекухой или соцсети, где народ банально треплется ни о чем. А это уже не так приятно. Кстати, появление этих субчиков ЯЯЯ давно уже описала Франсуаза Саган в романе «Ангел-хранитель». Прочесть можно, не толстый роман.

 

 

автор: Софья Кладова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией